Сплочение коллектива тренинг

Тренинг на сплочение коллектива

  • Михайлова Елена Вячеславовна, педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба

Цели: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, обратить внимание участников группы друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, освоить активный стиль общения в группе, сократить дистанцию в общении, развивать навыки концентрации внимания на партнере, интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

Методические рекомендации: этот тренинг хорошо проводить для вновь собравшейся группы, обычно в 10 класс идут не все учащиеся, кто-то уходит в колледжи, кто-то остается, кто-то приходит новенький в класс, формируется новый коллектив, новая группа и чтобы сблизить, сдружить новый коллектив, мы проводим такие тренинги в самом начале учебного года.

Время: 4 часа.

Возраст участников: 10 класс.

1. Правила, санкции, бейджи

Бейджи:

На бейджах напишите свое имя или представьтесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе.

(Цветными карандашами учащиеся пишут свои имена на бейджах.)

Правила:

  • говорить только от своего лица не “Все так считают”, а “Я так считаю”;
  • слушать друг друга внимательно, не перебивая. Говорит, только тот, у кого оказывается в руках “говорящий” плюшевый мишка. “Говорящий” потому, что говорить, может только тот, кто держит его в руках, остальные слушают. Отсюда и его прозвище — “говорящий мишка”. Если кто-то хочет сказать вне очереди он может поднять руку и дождаться, когда ему передадут медведя;
  • работать активно, во всех предлагаемых упражнениях;
  • не обсуждать то, что происходит на занятии за пределами группы.

Санкции: обсуждаем наказания за нарушения правил и принимаем общим голосованием.

Часто учащиеся выбирают исполнение концертного номера (спеть песню, прочитать стихотворение, станцевать)

2. Упражнение “Давайте познакомимся”

Ведущий: Сейчас мы будем знакомиться, вы должны назвать свое имя, которое написали на бейдже, и рассказать что-то о себе. Это могут быть ваши любимые занятия и увлечения, вы можете рассказать о том, что не любите делать, вобщем как-то представить себя. Но прежде чем рассказать о себе, вы должны кратко рассказать о своем соседе справа, все, что вы запомнили из его рассказа. Так как мой сосед еще не представлялся, я начну с себя, а мой сосед слева уже будет говорить: “мою соседку справа зовут … (называет мое имя)” и рассказывает то, что запомнилось ему из моего представления, а затем о себе… и так далее по кругу. Всем понятно?

3. Чего ждете от сегодняшнего занятия?

Участники группы по очереди высказываются о своих ожиданиях от сегодняшней встречи. Как правило, есть учащиеся, которые не участвовали в тренингах, для них это новое занятие, поэтому хорошо дать разъяснение:

Чем нам предстоит здесь заниматься?

  • Играми и упражнениями, которые помогут лучше узнать себя и других.
  • Изучением наших некоторых психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
  • Какую пользу нам это принесет?
  • Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания и желания
  • Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
  • Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
  • Наконец, мы весело проведем время!

4. Упражнение 10 секунд

Ведущий: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому, что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Если я попрошу распределиться на группы по цвету волос, значит, пока я досчитаю до десяти. Вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черноволосых”: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос и их длина отличны от цвета волос и длины других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому мы разные, мир так разнообразен и интересен.

— Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! раз, два, три… . Десять. Стоп! Проверяем.

— Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)

— По длине волос! (…)

— По цвету глаз! (…)

— По любимому занятию в свободное время!

— По настроению, которое вы сейчас испытываете! (…) и т.д.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями от игры.

— Что понравилось?

— Что огорчило?

— Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в “гордом одиночестве”, было ли оно “гордым” или каким-то абсолютно иным?

5. Упражнение Восточный рынок

(Для усиления эффекта ситуации хорошо это упражнение проводить под музыкальное сопровождение 4-ой части сюиты Римского-Корсакова “Шахеразада”.)

Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?

— Крики…

— Запах еды…пряностей…

— Яркость, буйство красок…

— Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

— Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.

Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе — купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Обсуждение.

— Что вам понравилось, а что нет — в прошедшей игре?

— Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

Попытайтесь назвать имена, которые вам удалось запомнить…

6. Упражнение Фотоальбом.

Ведущий: Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом…

Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения…

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там – моя фотография. Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Чем длиннее цепочка, тем сложнее запомнить имена, характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку “с накоплением” как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начинаем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.

Обсуждение: оговорить что порадовало, что огорчило в игре?

— Какова была атмосфера в группе в ходе игры?

— Почему для человека так важен звук собственного имени?

— Как выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности?

— Чьи движения вам запомнились и почему?

7. Упражнение Стаканчик

Участники садятся в круг. Ведущий дает первому участнику пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтоб способ его передачи от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается. Когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Обсуждение: ваше настроение в игре?

— Трудно ли было придумать новый способ?

Выступления штрафников.

8. Упражнение Альпинисты

Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 см от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить можно либо мелом, либо белой или цветной лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. Ведущий: я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности, Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежду остаться в живых. По моему сигналу вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (т.е. не сорвавшись). Я напоминаю свои слова про “скалы причудливой формы”, так, что не стойте, как “стойкий оловянный” солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки-завалы,… Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за “камни”… Главное не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок может превратиться из скалы в человека и начинать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливилось успешно завершить переправу, не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в свою очередь в неприступную скалу. Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет переправу.

Ведущему необходимо пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели. Но не любой ценой!

Обсуждение.

— Какие впечатления вынесли участники из упражнения?

— Кто помогал, а кто мешал?

— Какие выводы сделали из этого упражнения

9. Упражнение “Путаница”

Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, ведущий соединяет руки играющих, таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного участника оказывается рука другого. При этом ведущий должен соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. В ходе игры ведущий поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу и в то же время стремится сохранить напряжение игры, напоминает о том. Что игра ограничена по времени тем самым, нагнетая напряжение и творческий запал.

Обсуждение.

— Какие впечатления вынесли участники из упражнения?

— Чем хотели бы поделиться друг с другом

— Что на их взгляд может усилить эффективность решения проблемы?

— Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?

— Как относится группа к этому явлению?

В конце тренинга обсуждаем, как прошло занятие, что понравилось, а что нет? что нового узнали друг о друге? Что хотите пожелать друг другу?

Литература

  1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.
  2. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. “Феникс +”. Дубна, 2000.
  3. Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.

Тренинг (Приложение)

Сплочённая команда единомышленников – главная мечта каждого начальника или школьного учителя. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.

Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку на рабочем месте или в школе (институте) поможет тренинг на сплочение коллектива.

Цели и виды тренинга

Существует огромное количество психологических упражнений, которые направлены на формирование дружной команды единомышленников. Различаются они методиками и формами проведения.

При грамотной работе психолога позитивные изменения наблюдаются уже через 5-6 занятий, проведённых без перерывов. Короткий тренировочный курс поможет решить конкретную проблему или просто поддержит нормальный психологический климат в команде.

Тренинг на сплочение рабочего коллектива бывает нескольких форм и разновидностей:

  1. Специальные игровые занятия, помогающие членам группы познакомиться, сдружиться, понять собственную ценность. Игры обучают взаимодействовать с другими людьми, принимать выверенные совместные решения. Чтобы провести такие игры, предварительной подготовки, как правило, не требуется.
  2. Спортивные конкурсы, на которых отрабатываются умение взаимодействовать в команде. Соревнования помогают научить переживанию за членов своей группы. Для проведения спортивного конкурса потребуется специальное место (или помещение) и определённые принадлежности (мячи, клюшки и т.д.).
  3. Тимбилдинг – проведение мероприятий, подразумевающих выезд на природу и проход особых преград и препятствий. К примеру, совместное собрание у реки или озера, поход, преодоление верёвочных городков. Подобные тренинги требуют тщательнейшей подготовки.
  4. Сотворчество – мероприятия, которые подразумевают совместное участие в каком-либо творческом конкурсе. Это может быть песенное соревнование, фотографическая сессия, придумывание эмблемы для своей компании, написание сценария.

Психологи утверждают, что наиболее действенной формой сплачивающего тренинга является тимбилдинг. Большим плюсом подобных мероприятий становится неформальная обстановка, помогающая раскрепощению участников. Часто таким видом занятий пользуются учителя при работе с классом.

Основная цель тренингов на сплочение коллективов – создание доверительных взаимоотношений между членами команды. Поэтому не следует воспринимать эти занятия в качестве простого и необременительного приятного времяпрепровождения.

Задачи тренингов

Любой член коллектива – яркая индивидуальность, обладающая собственными чертами личности и выраженной точкой зрения. Чтобы обеспечить продуктивную работу или учёбу, важно соединить личностные особенности в единое целое.

Вот почему главная задача тренингов – определение главных положительных качеств каждого человека и внедрение их в общую рабочую систему.

Другими задачами, которые преследует тренинг на сплочение коллектива взрослых и подростков, являются:

  • формирование «неофициальных» связей и взаимоотношений;
  • помощь членам коллектива в определении наиболее удобного (с психологической точки зрения) положения в команде;
  • выработка умения работать вместе и решать различные проблемные вопросы сообща;
  • налаживание наилучшей психоэмоциональной совместимости между членами коллектива.

Следует понимать, что тренинг на сплочение коллектива детей, подростков и взрослых – это не стихийное мероприятие, а тщательно продуманный цикл упражнений.

Поэтому специалисты рекомендуют придерживаться следующего плана занятия:

  1. Ознакомьте работников или подростков с целями и задачами мероприятия.
  2. Обсудите групповые правила (например, нельзя разглашать ход занятий за пределами группы, нужно уважать других участников, свободно выражать свои мысли);
  3. Выполняйте понятные всем участникам упражнения.
  4. По окончанию тренинга подведите итоги – каждый участник должен поделиться впечатлениями, мнениями о занятии, дальнейшими пожеланиями к упражнениям или членам команды.

Примеры упражнений

Упражнение № 1. Квадрат

Цель: понимание и прочувствование каждого участника команды.

Как проходит занятие?

Ведущий выстраивает всю группу в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. После выполнения задания не следует сразу же осматриваться. Психолог спрашивает, все ли участники уверены, что им удалось построить квадрат. Открывать глаза можно лишь после того, как все будут уверены, что находятся именно в квадрате.

После окончания упражнения необходимо попросить участников поделиться своими эмоциями, спросить, какие трудности у них возникли и каким образом им удалось с ними справиться. По аналогии можно строить и другие фигуры.

Упражнение № 2. Коллаж

Цель: сплочение группы и близкое знакомство с каждым участником коллектива.

Как проходит занятие?

Участники рассаживаются за общим столом, на котором разложен ватман, клей, различные цветные картинки, рисунки, карандаши, краски. Членам коллектива предлагается выбрать картинку, которая максимально соответствует их ощущению и видению себя в этой группе. Сделав выбор, каждый участник, воспользовавшись клеем, размещает картинку на ватмане таким образом, чтобы продемонстрировать своё положение в команде. Затем можно дополнительно украсить картинки при помощи красок и цветных карандашей.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Чем вы руководствовались при выборе картинки?
  2. Насколько расположение картинки соответствует вашему желанию?
  3. Насколько сложно было выполнять это упражнение?

Упражнение № 3. Пьеса и актёры

Цель: выбор результата, устраивающего всех участников группы.

Как выглядит ход занятия?

Коллектив необходимо разделить на 4 группы, в каждой из которых должно находиться не менее 4 человек:

  • первая команда – «сценаристы»;
  • вторая – «режиссёры»;
  • третья – «актёры»;
  • четвёртая – «критики».

Всем участникам даётся одно задание – создать и поставить такую пьесу, которая устроила бы всех по всем показателям (заголовок, содержание, выбор актёров). «Авторы сценария» пишут 1-й акт, отдают на утверждение «критикам», затем текст получают «режиссёры», которые и репетируют пьесу с «актёрами». В этот момент «сценаристы» пишут уже второй и третий акты. После полной готовности пьесы «актёры» начинают играть, а остальные участники усаживаются в «зале».

Обсуждаемые вопросы:

  1. Насколько устроил вас полученный результат?
  2. Что не получилось?
  3. Насколько просто или тяжело было работать в команде?
  4. С кем было проще всего сотрудничать и почему?

Результат тренинга на сплочение коллектива

Не всегда удаётся наладить прямую связь с вопросами и ответами. В некоторых случаях определить текущую обстановку в команде можно, наблюдая за участниками при выполнении задания и по результатам теста. Подобное изучение необходимо проводить анонимно, предлагая каждому участнику оценить определённые показатели психологического комфорта в группе:

  • дружелюбие;
  • результативность;
  • комфортность;
  • агрессивность;
  • враждебность (и прочие).

Проанализировав полученные данные тестов и наблюдений, психолог определяет главные проблемы коллектива (если они имеются) и формирует следующий тренинг, который призван корригировать «слабые места» группы.

Если грамотно и деликатно подходить к сплочению сотрудников или подростков, результатами тренингов может стать:

  • оптимизирование внутригрупповых взаимоотношений;
  • формирование способности действовать в команде;
  • умение правильно выходить из конфликтной ситуации;
  • продуктивность рабочего или учебного процесса.

Конечно, главная задача тренинга – это добиться сплочения коллектива, выработать умение сотрудничать. Однако не стоит забывать и про психологический комфорт участников команды.

Нельзя силой заставлять принимать участие в упражнениях, важно проговорить возможные проблемы и помочь каждому человеку. Именно во взаимопомощи и проявляется настоящая сплочённость коллектива!