Проактивность

Проактивность – важное качество успешного руководителя

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность – это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос – готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.
Реактивные люди – это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.
Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия – проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.
Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность – это свобода вашего выбора.
Таким образом, проактивные люди – это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.
Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

  • Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.
  • Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни – результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.
  • Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».
  • Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название – «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос – куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости – удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

– Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

– Как я могу выделить время для этой деятельности?
– Я не знаю с чего начать. – Где я могу получить необходимую информацию?
– У меня нет необходимой информации. – Как я могу узнать об этом больше?
– Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. – Как я могу приобрести необходимые мне связи?
– У меня нет необходимых связей. – Где я могу получить необходимые финансовые средства?
– У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
– Они все равно не поддержат мое предложение. – Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
– Никому это не надо. – Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность – это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, – один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Ссылки на исследования в области проактивности
• Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
• Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
• Видеотренинги Владимира Герасичева.
• Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
• Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
• Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
• Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет – оправдания».

Рекомендации к проактивной позиции

• Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
• Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат – это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
• Общаться с позиции «я выигрываю – он выигрывает».

На человека постоянно оказывают влияние масса разных факторов, и наша реакция на них меняет нашу жизнь. Есть люди, которые плывут по течению, а есть, кто сам выбирает свой путь. Проактивность – это не навык и не умение, это не природный талант. Проактивность прежде всего это наш выбор. Этому слову сложно дать определение и описать его в одном предложении, но это очень важное качество человека.

Что такое проактивность

Проактивность – это осознанное желание человека влиять на происходящие вокруг него события, явления, процессы. Проактивность описал Стивен Кови, с книге «семь навыков высокоэффективных людей». Именно после этого слово получило широкое распространение, ранее они использовалось в психологии.

Стивен Кови, выделил проактивность как первый навык высокоэффективных людей. Всю деятельность можно охарактеризовать как активность, а вот активность можно разделить на: проактивность и реактивность. Реактивность – это пассивная реакция на внешние условия, человек просто течёт по течению и не проявляет никаких усилий, чтобы поменять условия существования. Проактивный человек, воздействует на все события, которые находятся в зоне его влияния. Это очень важный момент, у проактивного человека все силы направлены на влияние на подконтрольные ему процессы. При этом он не тратит силы на то чтобы изменить, то на что он повлиять никак не может.
Здесь очень важно правильно расставлять зоны влияния, многие люди считают, что на многие вещи они не способны повлиять, а это оказывается не так. И наоборот, многие думают, что они могут повлиять на происходящее, и ошибаются. Для понимания приведу небольшой пример из жизни. Наверное, многие слышали, от людей жалобы на то, что им мало платят денег на работе. И повлиять на это они никак не могут. Это суждение реактивного человека, потому что из этой ситуации есть выходы: попросить надбавки или повышения, взять на себя больше ответственности или поменять работу. Реактивный человек будет сидеть, и ждать чуда, именно по этому, ему так мало и платят. На самом деле в жизни очень много процессов, на которые мы сможем повлиять.

Бывает и обратная ситуация человек, уделяет слишком много времени вещам на которые он не может повлиять и которые никогда не принесут ему прибыли и удовольствия. К примеру, встречаются индивиды, которые занимаются тем, что пытаются поменять власть в стране или изменить политику государства или компании.

Как воспитать проактивность

Воспитать проактивность в себе крайне не просто, а в подчиненных и того сложнее. Кроме того если вы сам не проактивный человек, то и добиться этого от подчиненных никогда не сможете.

Если хотите чтобы вас окружали проактивные люди, начните с себя. Никогда не впадайте в уныние, учите своих людей во всем искать выгоду, и возможности извлечь из всего пользу. Для того чтобы воспитать проактивность начните обдумывать и взвешивать все свои решения. Вы должны хорошо понимать чего вы хотите достигнуть и принимать решения исходя из этого, нужно избегать принятия импульсных решений которые свойственны многим людям и которые, как правило преследуют текущий интерес и не направлены на перспективу.

«Хотя термин проактивность довольно широко распространён сегодня в литературе по управлению, вы вряд ли встретите это слово в большинстве словарей. Оно означает нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что, будучи людьми, мы несём ответственность за свои собственные жизни. Наше поведение зависит от наших решений, а не от окружающих условий. Мы можем подчинять чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несём за это ответственность. Высокоэффективные люди признают за собой такую ответственность. Они не объясняют своё поведение условиями, обстоятельствами и трудными ситуациями. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах.

Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работе.

Проактивные люди носят в себе свою собственную погоду. Для них не имеет значения, идёт ли дождь или светит солнце. Они движимы ценностями; и если ценностью для них является высококачественное выполнение работы, то это не будет зависеть от того, способствует этому погода или нет.

Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них всё в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди строят свою эмоциональную жизнь на поведении окружающих, позволяя их слабостям управлять собой. Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями — тщательно продуманными, отобранными и принятыми.

Серьёзная проблема заключается в том, что эти реактивные высказывания становятся самореализующимися пророчествами. Люди все больше убеждают себя в собственной детерминированности и сами создают доказательства, поддерживающие эту веру. Они всё больше ощущают себя жертвами, не способными контролировать ситуацию и не отвечающими за свою жизнь и судьбу. Они во всем, что с ними происходит, обвиняют внешние силы — других людей, обстоятельства и даже звёзды».

Стивен Кови, Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера, М., «Вече»; «Персей»; «Аст», 1997 г., с. 91-92 и 102.