Почему ребенок не хочет

Ребёнок не слушает на уроках

То, что у ребёнка рассеянное внимание, является нормой, а не отклонением. Чем младше ребёнок, тем труднее ему фокусировать и удерживать своё внимание. Вопрос лишь в том, до какой степени он не может сосредоточиться на уроках. Как правило, речь идёт о школьниках младших классов, у старшеклассников уже другие проблемы.

Вы идёте в школу забирать ребёнка, как на плаху? Вы устали выслушивать постоянные замечания от учителя? Вам стыдно за своего ребёнка? Вы много раз ругали его, но он лишь смотрит в пол, и всё повторяется сначала? Вы не знаете, что делать, чтобы как-то изменить ситуацию? Я не могу адресно помочь вам т.к. не знаю вашего ребёнка и лично вас, но я могу рассказать вам вещи, которые помогут вам лучше ориентироваться в проблеме. Говорю сразу: я считаю, что за внимание ребёнка на уроке отвечает учитель. Если вы считаете иначе, вам нет смысла дальше читать эту статью. Я знаю, что учитель тоже человек, что у него в классе тридцать детей, и что, если каждый будет мешать вести урок… и т.д. Мне эти отмазки надоели давным-давно: в каждом педвузе в программу обучения входят многочисленные методики, направленные на удержание внимания младших школьников. Так что Америку открывать учителю не надо. Всё гораздо проще: бывают хорошие врачи, а бывают плохие; так же и учителя. С той только разницей, что плохому врачу притвориться хорошим сложно, а плохие учителя десятилетиями работают в школах и имеют категории, грамоты и почётные звания.

На школу в среднем приходится 3-5 действительно хороших учителей, вдумайтесь в это. А остальным куда деваться после педвуза? Автобусы водить? Они не для этого пять лет конспекты писали и в институт поступали. А то, что они шли не по призванию, а поступали, куда мама сказала, куда к дому ближе и где полегче — об этом они давно забыли. Все эти многочисленные женщины с разными судьбами и характерами привыкли считать себя учителями, на самом деле не являясь ими. Кем вы работаете? Учителем! — ни у кого не возникает вопросов, зачем она подалась в учителя, потому что менять что-то поздно, выбор сделан, и это уже никого не интересует. Вы спрашивали хоть раз учительницу, постоянно ругающую вашего ребёнка, что заставило её пойти работать в школу? Уверена, что нет. Между тем то, что она не может справиться с ребёнком — результат её непрофессионализма. Но родители предпочитают не спорить с учителями: ведь она может начать отыгрываться на ребёнке. А те родители, у которых нет высшего образования, вообще смотрят на учителя снизу вверх. Всё, что «вылезает» у учителя на уроках — результат его бесталанности и неправильного выбора профессии.

Я знаю учительницу начальных классов, к которой родители записываются за два года вперёд. Она не делает отсев учеников по их личным качествам и обеспеченности родителей, дети к ней попадают самые разные. Но почему-то всем им волшебным образом интересно на уроках; и, кстати, в средние классы от неё идут здоровые, хорошо подготовленные дети, а не подавленные невротики с трясущимися руками. Невротиков пачками выпускают учителя, хвастающиеся, что у них на уроке муха пролетит — слышно. А родители и рады: если я не справляюсь, то пусть строгая учительница его к порядку приучит. Не приучит, а научит. Научит ненавидеть школу и этим испортит ребёнку жизнь: он может, вырвавшись из школы, навсегда отказаться от дальнейшей учёбы, потому что именно в школе ему привили отвращение к ней. Проблемы с вниманием в основном у мальчиков, девочки приспосабливаются тихо сидеть и делать вид, что слушают. Учитель прекрасно видит, что девочка давно «не здесь», но только талантливый и честный учитель всё время пытается возбудить её ускользающее внимание; большинство оставляет всё, как есть. С мальчиками сложнее, потому что они ещё и балуются, мешая вести урок. На этот случай в арсенале у учителя есть много способов дать детям расслабиться, и снова сосредоточиться. Конечно, хорошим учителем быть сложно, учителя бесит, когда до конца урока 15 минут, надо заканчивать тему и записывать домашнее задание, а один и тот же ребёнок постоянно мешает работать. Что делает в этом случае стандартный учитель? Правильно, жалуется родителям. Желоба учителя — это признание его беспомощности.

Учитель просто требует, чтобы родители привели своего ребёнка в чувство, и ему неважно, каким способом. Родители ждут того же от школы. Кто виноват? Оба, но только не ребёнок. Потому что родителям в голову не приходит, что поведение ребёнка запрограммировали они сами. «Он у нас такой!» — говорят они, когда хотят показать, что они тут ни при чём. Так не бывает. Дети считывают ваше поведение постоянно, круглые сутки, независимо от того, думаете вы об этом или нет. Это происходит на бессознательном уровне и тут часто случается парадоксальная вещь. Мамы, считающие себя хорошими матерями и обожающие своего ребёнка, на самом деле растят не очень-то счастливых детей. Желая детям самого лучшего, они не замечают, как впадают в так называемое «нарциссическое расширение». Что это такое? Нарциссизм — это самолюбование и повышенное внимание к себе.

А «нарциссическое расширение» — это попытка навязать себя другому человеку. Вы скажете, что это ерунда, и что вы не страдаете самолюбованием? Не торопитесь, не всё так просто. Нарциссизм включает в себя и глубокое самоуважение за свои положительные качества. Вы аккуратны и вам это нравится. Вы пунктуальны и привыкли, что вас за это хвалят. Вы трудолюбивы и привыкли требовать того же от других. «Нарциссическое расширение» применительно к родителям — это перенос своих положительных качеств на другого. Причём, когда этот другой об этом вовсе не просит. «Я старательно училась, терпеливо сидела на уроках, и он должен!». «У меня не может быть ребёнка, которого постоянно ругают. У меня должен быть такой, которого хвалят!» Вы хотите видеть в ребёнке продолжение себя? Понимаю. Но приготовьтесь к тому, что в 99 случаях это не получится. Во-первых, ОН НЕ ОБЯЗАН. А, во-вторых, кто вам сказал, что это хорошо? Ребёнок растёт и всё время чувствует, что он вам как бы что-то должен. Он постоянно не такой, как вам бы хотелось, и он это знает.

Ощущение подспудно накапливается у ребёнка в душе. Оно порождает внутреннее напряжение, но на первых порах не отражается на поведении, разве что ребёнок чаще плачет или капризничает. Это он делает для того, чтобы лишний раз убедиться, что вы его всё-таки любите. И вот приходит время идти в школу. Ребёнок волнуется и очень хочет маминого одобрения. Он и рад бы что-то исправить в себе, но не может и не знает, как. Вы тоже не знаете, и помочь ему не можете. К тому же вам жалко себя и стыдно перед учителем и другими родителями. При такой ситуации вы очень скоро устанете и начнёте вслух говорить при ребёнке, что ему всё безразлично, и биться с ним бесполезно. Как только ребёнок услышит эту версию — он тут же примет её. Она позволяет ему как бы решить наболевшие проблемы, не решая их. «Я плохой и буду плохим, и отстаньте от меня!» — будет говорить всё его дальнейшее поведение. Вы же считаете, что всё, как об стенку горох? — получите результат.

Что делать? Желательно найти хорошего психолога. Но будьте осторожны: психологи, как и учителя, тоже бывают плохими. Снять у ребёнка напряжение и вернуть ему уверенность в том, что его любят таким, какой он есть, а не таким, каким хотят видеть может не каждый психолог. Ни одни родители не признаются, что сына отличника они любят больше, чем сына двоечника. На самом деле во многом это так, потому что первый соответствует их ожиданиям, а второй нет. Найдите для ребёнка такое место, где он может быть подвижным, умным, сообразительным и при этом получать похвалу от взрослого человека. Ребёнку, которого ругают в школе такое место нужно, как воздух.

Перестаньте ходить в школу, как к зубному врачу; присмотритесь к учителю, часто причина замечаний — личная неприязнь к вашему ребёнку. Почему? Да просто потому, что у учительницы может быть взрослая дочь и маленькая внучка, поэтому всех мальчиков она бы хотела посадить в клетку, чтобы никогда их не видеть. А, если учительница молодая и незамужняя, у неё вообще другое в голове, а тут ещё ваш шалун постоянно треплет нервы, когда она не выспалась.

Любите ребёнка даже, если он залезет под парту или сорвёт урок. Помните, слезами, криками и наказанием вы ничего не добьётесь, а только ухудшите ситуацию. Желаю вам успешного воспитания и прекрасных детей!

16-летняя дочь не хочет учиться. Что делать?

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Дочери моей 16 лет, и она не хочет учиться. Уговоры не помогают. Репетиторством занимается из-под палки. Учится в 10 классе. Кем дальше будет – не знает. Только интересны большие зарплаты как таковые, и все. Живем мы неплохо, но я училась в свое время, чтобы чего-то достичь. Воцерковилась я недавно – 2 года назад. Причащаюсь один-два раза в месяц. Как быть? Отстать с уговорами учиться, раз желания у нее нет? Дайте совет.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Понимаю Ваше беспокойство. По большому счету, Ваша дочь – взрослый человек. А взрослый человек должен уметь осознавать ответственность за свои действия, решения и выборы. Как мать Вы можете за дочку молиться дома и в церкви (если дочь крещеная), заказывать о ней церковное поминовение, просить Бога помочь в этой ситуации. Если Вы с дочерью уже говорили и она остается при своем мнении – можете еще раз расписать ей перспективы, которые возможны при том или ином выборе жизненного пути, и, в общем. оставить ее в покое.

Мне доводилось встречать закончившиеся успешным возвращением к учебе советы психолога о том, что ребенка нужно просто отпустить и перестать настаивать на его учебе. Бывает, что такой парадоксальный метод работает. Я Вам о нем рассказываю, но рекомендовать не стал бы – я не специалист, возможно, в Вашем случае это не сработает. Может быть, дело в том, что Вы многое решали за дочь, оберегали ее ото всего, от чего нужно и не нужно в плане трудностей, и она ничего не хочет, потому что ей нечего хотеть? Не очень нормальна ситуация, когда такой юный человек ничего не хочет, ни о чем не мечтает.

Поговорите с дочкой, для чего ей нужны деньги? Может быть, за этим стоит желание реализовать какую-то мечту, а какую? Может быть, к реализации приведет выбор какой-то профессии? Может быть, дочка не решается рассказать Вам, кем на самом деле хочет быть, потому что боится, что Вы не примете ее выбор какой-то не очень престижной, но нравящейся ей профессии и работы? Поговорите с ней спокойно, чтобы она сама могла взвесить все и решить, что ей нужно. И пусть она чувствует, что Вы не будете ее упрекать, а поддержите и поможете.

Все равно дочке придется чем-то заниматься, так пусть она решит, чем ей хочется заполнять свои дни и поймет, что образование даст ей возможность выбора. А если нет – что ж, после школы летом можно ей устроиться на работу, куда возьмут, кто знает, не созреет ли у нее после этого решение о том, чтобы все же собраться и поступить в училище или вуз? Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований. Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов). О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация

Учебная мотивация выходит из системы мотивов, которая опирается на познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, установки личности. Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при СДВГ.

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации деятельности и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, темперамент, задатки и способности. Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

Общие рекомендации родителям

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из семьи, как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. Творчество. Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: мышление, внимание, память. Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Ребенок не хочет учиться. Легкий способ, как все исправить (советы психолога)

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.
Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться
Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.
Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?
Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины, которые внутри

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.
Случай из практики №1:
История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.
Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”
Случай из практики №2:
История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.
Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?
В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.
Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.
Решение:
Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын гиперактивный ребенок, поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.
Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.
Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.
Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:
Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.
Решение:
Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.
Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.
Решение:
Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.
Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:
Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.
При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.
Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех
    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.
    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способности
    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства.Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы
    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.
    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.
    Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние
    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.
    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости
    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.
    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.
    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на консультации психолога онлайн “воспитание ребенка”. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы помогли уже многим детям почувствовать вкус к учебе. Индивидуальный подход и многолетний опыт – наши ключи к успеху!