Мотивация к работе

Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

В научной литературе, посвященной данному вопросу, внимание уделяется, прежде всего, изучению мотивов учения школьников и мотивов труда специалистов в конкретных областях. Технологии изучения учебной мотивации студентов почти не рассматриваются современными исследователями, несмотря на важность этой проблемы. От силы мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями. Необходимо знать мотивационную структуру учебной деятельности студентов, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса.

В самом общем виде мотивация к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий . Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между стимулами и реакциями человека зависит от его жизненного опыта, воспитания, эмоционального состояния, в результате чего различные люди могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

Поэтому следует принять более точное определение мотивации. «Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» . Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность . В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования . Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет разные источники. М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации :

  • внутренние — познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);

  • внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся требования, ожидания и возможности (требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности; ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности; возможности — это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности);

  • личные — интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, а также другие источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к изменению системы учебных мотивов или их деформации.

Процедура мотивации состоит из следующих психических процессов: восприятие содержания мотива, эмоциональная оценка его личного значения, осмысление содержания и оценки мотива, убеждение в мотиве.

Содержание мотива зависит от вида мотива. Содержанием внутренних мотивов является знание обучаемого о значении изучаемого материала в мировоззрении, в познании данного объекта, в практической деятельности. Восприятие этого знания порождает соответствующие представления в сознании обучаемого. Таким образом, содержание мотива — это его объективная основа.

Субъективная основа мотива — значение учебного материала для данной личности с ее индивидуальными особенностями. Субъективное значение формируется на основе сопоставления объективного значения с субъективной системой ценностей и на основе эмоционального переживания реального, человеческого, личного значения темы. Последнее следует проиллюстрировать на конкретных примерах на уровне искусства, образа, вызывающего сопереживание. с представлением серьезных, но разрешимых проблем, ставящих под сомнение систему знаний и влияющих на общее понимание или перспективы дальнейшего познания объекта и использования знаний о нем. Примерами могут служить также исторические сведения, случаи из практики, судьбы литературных персонажей и т. п..

Эмоциональная оценка нужности знаний может быть связана как с их содержанием и объективными значением, так и с внешними сопутствующими факторами, прежде всего с личностью преподавателя. Основные составляющие, способствующие созданию положительной эмоциональной оценки преподавателя: его обаяние, глубокая внутренняя убежденность в значении своего предмета и искренняя заряженность на передачу знаний обучаемым. Фальшь и притворство быстро распознаются и убивают интерес обучаемых к предмету. Обаяние может рассеяться, если не будет подкреплено ходом и результатами обучения.

Осмысление содержания и оценки мотива — это внутренняя работа обучаемого по согласованию борющихся в нем тенденций, проявляющихся, например, при выборе между занятиями и другим делом, при соотнесении ожидаемой пользы от занятий и цены, которую надо платить за знания (время, силы).

Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.

На основе вышеперечисленных источников активности В. А. Гордашников и А. Я. Осин выделили следующие группы мотивов:

  • коммуникативные мотивы (связаны с потребностями в общении);

  • мотивы избегания неудач (связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности);

  • мотивы престижа (связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус);

  • профессиональные мотивы (связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом);

  • мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач);

  • учебно-познавательные мотивы (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний);

  • социальные мотивы (связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).

Педагогический процесс должен опираться на актуальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.

Для того, чтобы сформировать у студентов стойкую положительную мотивацию, необходимо следить за динамикой развития их мотивов учения. Для этого необходимо периодически проводить изучение студентов с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Литература:

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999. — 528с. ISBN 5–8297–0005–0 (в пер.)

  2. Гордашников В. А., Осин А.Я Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009 год ISBN 978–5-91327–045–0

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Издательство «Логос», 2004. — 384с. ISBN: 5–94010–018-X

  4. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: учебное пособие /. — Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. — 368 с. — ISBN 5–9873300–2-5

Не в деньгах счастье! Как понять, что мотивирует в работе именно вас?

Любить свою работу нужно учиться. Разбираемся, в чем лично ваша мотивация для работы, и составляем карту мотиваторов вместе HR-экспертом.

Эффективность работы любого человека тесно связана с его мотивацией. Об этом рассказывает HR-специалист и рекрутер в «Бизнес-Конструктор» Катерина Дзекунова.

Посмотрите вокруг. В каждой компании есть сотрудник, про которого можно сказать, что он любит свою работу. У него горят глаза, он охотно берется за разные задания, проявляет живой интерес к корпоративной жизни и продвигается по карьерной лестнице.

Но найдется и коллега, который будет ему полной противоположностью. Апатичный, работает от звонка до звонка, ни к чему не стремится, выполняет только те задачи, которые прописаны в должностной инструкции. Работает не потому, что хочет, а потому что надо.

Почему отношение к работе у этих людей так отличается? У каждого из них разный уровень мотивации. Хорошая новость состоит в том, что мотивацией можно управлять!

Работать в кайф, быть бодрым, чувствовать радость от самого процесса и его результатов намного приятнее, чем просто отсиживать время в офисе.

Иерархия потребностей

Чтобы лучше понять взаимосвязь между мотивацией и потребностями, рассмотрим пирамиду потребностей, разработанную американским психологом Абрахамом Маслоу. Он разделяет все потребности человека на 5 уровней:
1) Физиологические потребности. Эта группа обеспечивает выживание.
2) Потребность в безопасности. Сюда можно отнести потребность в защите, физическом здоровье, стабильности.
3) Потребность в принадлежности к социальной группе. Направлена на стремление быть принятым в коллективе, ощущать поддержку.
4) Потребность в признании. Отражает желание достигать успеха, получать одобрение со стороны, обладать определенным влиянием.
5) И, наконец, потребность в самовыражении — желание проявить себя, реализовать свой потенциал.

В любой момент времени у нас преобладает определенная группа потребностей.

Мотивация будет зависеть от того, насколько ваша работа способствует удовлетворению потребностей, актуальных именно сейчас.

Физиологические потребности вместе с потребностью в безопасности являются первостепенными. Они должны быть удовлетворены в первую очередь. Ключевые мотиваторы тут — заработная плата, премии, социальный пакет.

Пока наши первичные потребности не закрыты, бесполезно воздействовать на другие мотивы. Но как только эти потребности реализуются, они перестанут быть актуальными. Тогда на первый план выходит коллектив, моральное поощрение, повышение зоны ответственности…

Осознание своих актуальных потребностей и желаний поможет вам направить энергию в нужное русло и наполнит работу смыслом.

Зачем нужна карта мотиваторов

Эта карта показывает ведущие мотиваторы человека на определенный момент времени.

Большую ценность карта мотиваторов представляет для руководителей. Она помогает лучше взаимодействовать с сотрудниками, избегать ошибок при найме, создать системы вознаграждения в организации.

Но она полезна абсолютно любому специалисту для понимания собственных приоритетов. Кроме того, если у нас есть представление о том, что важно для наших коллег, мы можем повлиять и на их отношение к работе.

Искренняя поддержка и забота друг о друге — отличительное свойство выдающихся команд и признак здоровой корпоративной культуры.

Для быстрой оценки мотивации порой бывает достаточно просто честно ответить на ряд вопросов.

• Что для вас важно в работе?
• Что вам интересно в вашей работе?
• Какие причины побуждают вас работать эффективнее?
• 3 плюса и 3 минуса вашей текущей работы?
• Что может заставить вас уволиться?
• На какие критерии вы ориентируетесь при выборе работодателя?
• Что может заставить вас уволиться одним днем?
• Если бы вы были руководителем, как бы мотивировали своих подчиненных?

Попробуйте ответить на эти вопросы лично для себя. Вы заметите, что часть ответов будет повторяться. Выделите и обозначьте для себя 3-4 фактора, которые фигурируют чаще всего. Это и есть ваши ведущие мотиваторы на данный момент.

Теперь вы можете сопоставить их с теми возможностями, которые вам дает ваш работодатель. Значительные расхождения — это серьезный повод задуматься, а на своем ли вы месте.

Помните — ваша внутренняя мотивация зависит от вас лично.

Не стесняйтесь инициировать изменения, будьте проактивны, вступайте в диалог с руководителем. Понимание своих личных мотиваторов поможет вам реализовать внутренний потенциал и достичь амбициозных целей.

Читайте еще в рубрике «Практикум»: «Чтобы бензин не заканчивался! Как мотивировать себя на достижения и получать удовольствие от работы?»

>Как ответить на вопрос «Что вас мотивирует?»

Как лучше ответить на этот вопрос

Отвечайте честно, но подумайте и о том, чем порадовать работодателя. Несомненно, зарплата – это то, ради чего, в общем-то, и придумано ходить на работу, но вряд ли это то, что нужно вашему руководителю. Придётся поразмышлять и вспомнить, что ещё вас радовало на всех ваших предыдущих местах работы:

  • Ваш лучший рабочий день: что тогда происходило у вас на работе?
  • Период, когда вы с нетерпением ждали начала рабочего дня (а не его окончания).
  • Дни, когда вы приходили домой и с восторгом и гордостью рассказывали близким о своих достижениях.

Это могло быть что угодно – успешное заключение сделки, завершение сложного и спорного проекта, усвоение новых знаний и умений. Не забывайте, что все эти истории должны быть связаны с теми навыками и обстоятельствами, которые потребуются на новой работе.

Если вы устраиваетесь на должность руководителя, в этом случае изучение новых навыков или работу с клиентами лучше отодвинуть на второй план и сфокусироваться на построении взаимоотношений с подчинёнными, на помощи им в постановке целей и достижении успеха.

Примерные ответы на вопрос «Что вас мотивирует?»

  • Мне нравится работать в команде с яркими людьми, которые полны интересных идей.
  • Люблю общаться с клиентами один-на-один и видеть реальные положительные результаты.
  • Мне нравится готовить и проводить презентации. Находиться перед большой аудиторией и видеть, как она воспринимает мои идеи и как возникает это взаимопонимание между мной и другими людьми – очень вдохновляющий момент.
  • Мне нравится добиваться нужных результатов, особенно когда у меня есть чёткая цель и достаточно времени, чтобы выстроить верную стратегию. На предыдущем месте работы наш годовой план был очень «агрессивным» – все очень боялись, что нам никогда не подняться до этих цифр. Но мы планомерно, месяц за месяцем, прорабатывали и корректировали стратегию, чтобы к концу года добиться требуемых показателей. А когда мы даже, хоть на несколько единиц, но превысили план – это было незабываемое ощущение. Мы чувствовали, что трудились не зря.
  • Мне нравится анализировать большое количество информации. Завалите меня таблицами и графиками, и я с удовольствием начну выяснять, что скрывается за этими цифрами. Сейчас я занимаюсь тем, что готовлю ежемесячные аналитические отчеты по продажам. Данные этих отчётов помогают понять, какие шаги стоит предпринять компании в следующем месяце и какие поставить цели. Влияние моих отчётов на направление развития компании очень сильно мотивирует меня.
  • Мне нравится получать новые знания. На каждом месте работы я стараюсь узнать что-нибудь новое, открыть новый способ решения проблемы.
  • Меня мотивируют строгие дедлайны. Мне нравится принцип тайм-менеджмента и я часто пробую новые способы организации рабочего времени, которые помогают мне соблюдать сроки выполнения задач. Установка дедлайна и его соблюдение дают мне чувство удовлетворения. А установка и соблюдение поэтапных дедлайнов – ещё лучше. Успешное достижение каждого этапа мотивирует на следующий, и к тому же такое поэтапное исполнение позволяет запустить проект более плавно.
  • Мне нравится быть наставником и обучать своих коллег. Я всегда рад ответить на любой вопрос, помочь в решении задачи, высказать альтернативное мнение.
  • Для меня главное – обеспечить клиентам компании лучший сервис из возможных. Ведь в этом и есть смысл нашей работы. Если клиент счастлив – я тоже счастлив.

Потратьте время, чтобы осмыслить то, что действительно вас мотивирует, и вы будете чувствовать себя гораздо увереннее на собеседовании, а HR-менеджер почувствует, что вы искренни в своих ответах.

Источник: . Перевод: Лиза Потёмкина, RJob

10 оригинальных способов мотивации сотрудников, или Как боссу сделать коллектив счастливым

Раньше покрасоваться на доске почета было пределом мечтаний каждого советского труженика. Красивое фото, с которого гордо улыбался герой, перевыполнивший план – подобная перспектива была равносильна современному попаданию на обложку журнала Forbs. Таким образом давали понять, что человек работал не просто так, его труды отметили, похвалили и готовы чествовать героя передовицы до тех пор, пока его результат не свергнет новый заводской Геракл. «Черные» доски тоже были – картины позора, стенгазеты, куда в воспитательных целях вешали дебоширов, прогульщиков, пьяниц, и конечно, запечатлеть старались их на этих фотокарточках в самом непотребном виде.

Сегодня, почему-то, самым популярным способом нематериальной мотивации стала навязчивая корпоративная культура. Коллег собирают на тренинги, заставляют праздновать вместе памятные даты и организовывают массовые культпоходы. Все это хорошо, но когда в самой организации царит вечно гнетущая атмосфера, редкие корпоративы, пусть даже с развеселыми песнями приглашенной любимой (боссом) группой, не спасут. А ведь за настроением и мотивацией сотрудников нужен глаз да глаз!

Несмотря на то, что сегодня самой лучшей мотивацией работников традиционно является щедрая премия и корпоративная культура, руководители, не обделенные фантазией, умудряются придумывать новые бюджетные способы мотивации сотрудников. Ведь не всегда счастье скрывается на дне конверта с деньгами, многие обладатели высокооплачиваемых профессий страдают, например, из-за того, что их где-то недооценили, не поняли, не поручили интересное задание. Да, даже под маской карьериста может скрываться тонкая душевная организация, которая просто жаждет похвалы, внимания или внеочередного отпуска.

Окунувшись в мир «высоких» руководителей, можно найти множество интересных примеров поиска новых средств того, как сделать своих сотрудников счастливыми. Например, мысли отца современной мультипликации Уолта Диснея (Walt Disney) были заняты не только красочными мультяшками. Его фантазии хватало еще и на то, чтобы придумывать новые способы мотивации сотрудников своей компании. Он отлично понимал нужды и потребности работников и прекрасно знал, что люди, независимо от условий оплаты труда, всегда с удовольствием бегут с той работы, на которой работать не престижно. Поэтому он собственноручно превращал непрестижные рабочие места в престижные. Так, малопопулярные среди работников прачечные в отелях парков развлечений при Диснее были переименованы в текстильные службы, что приравнивало их по важности со службой маркетинга или клиентской службой. При этом попасть на работу в текстильную службу было гораздо проще.

Филипп Росдэйл (Philip Rosedale), основатель самого известной трехмерной социальной сети Second Life, придумал внедрить в компании внутреннюю программную платформу – своеобразный агрегат по сбору отзывов сотрудников о своих коллегах. В этой программе каждый мог отправить друг другу заметки признательности и поощрения. Все сообщения размещаются в публичном доступе, поэтому такая система сбора информации о работе сотрудников стала хорошим инструментом для руководства в системе оценки труда.

А вот маркетинговая компания Hime & Co, в свою очередь, с удовольствием поддерживает душевные порывы своих сотрудников. Например, руководство свободно разрешает работникам гулять половину рабочего дня, но только если на это есть уважительная причина. К числу таких, кстати, относится посещение сезонных распродаж. Конечно, закупиться стильными обновками к новому модному сезону – святое дело, можно и на работу не пойти. А если вас, вдруг бросит партнер (муж, бойфренд – неважно), то вам предоставят отгул на весь день, чтобы полечить душевную рану: вдоволь поплакать и прийти в себя.

Пожалуй, в каждой крупной компании найдутся особенные идеи того, как сделать сотрудников счастливыми.

Вот 10 идей для мотивации сотрудников, которые можно попробовать внедрить в своей компании:

1. Публично поощрять заслуги отличившегося сотрудника.

2. Неожиданные подарки, приятные презенты для сотрудников, просто в честь дня хорошего настроения.

3. Не можете позволить выплатить премию – найдите более бюджетный способ поощрения заслуг. Например, предоставьте сотруднику внеплановый выходной день.

4. Можете установить время от времени ценным сотрудникам свободный график работы.

5. Вместо денежной премии позвольте сотрудникам выбрать приз самостоятельно: скажем, ужин в ресторане, абонемент в фитнес-клуб, какой-либо подарочный сертификат.

6. Организуйте корпоративный спортивный выезд. Это не просто отдых, а стремление к спортивным победам и достижениям. Сегодня особенно в моде корпоративный картинг, яхтинг и футбол. Можно провести соревнования по танцам.

7. Премии тем, кто следит за своим здоровьем. Например, многие западные компании выплачивают сотрудникам ежегодные премии за то, что те не болели в течение года и регулярно посещали врачей.

8. Некоторые компании не только поощряют лучших, но и шутливо наказывают худших. Например, вводят в компании титул «Черепаха forever» или премию «Получи скунса».

9. Забота о семье работника. Это могут быть путевки для детей в оздоровительный летний лагерь, льготное медицинское страхование для семьи сотрудника. Билеты на концерты, спектакли…

10. Мотивация развлечением. Посмотрите на офисы всемирно известных корпораций, все они оборудованы не просто стильно, но так, чтобы сотрудникам было максимально комфортно работать и отдыхать, чтобы им хотелось приходить на работу и не хотелось уходить. В таких офисах обязательно предусмотрены игровые зоны, комнаты отдыха и развлечений. 8 рабочих часов были бы не такими эффективными, если бы сотрудники не могли вовремя расслабиться, снять напряжение и просто сменить обстановку на более приятную и неформальную.

Да, конечно, соперничать с ее Величеством зарплатой в мощности мотивации вряд ли смогут всякие нематериальные награды и поощрения. Но руководителю всегда следует помнить, что люди приходят на работу обычно ради денег и карьеры, а уходят от рутины и плохого руководства. Поэтому создание адекватной системы нематериальной мотивации – это вещь важная, даже базовая для создания эффективной корпоративной Команды Мечты (Dream Team).

А если вы сами хотите порадовать начальника, смотрите инструкцию по упаковке подарка для шефа в нашем видео: