Эстетическая гимнастика

Презентация по разделу «Гимнастика» на тему «В чем различия художественной и спортивной гимнастики».

Слайд 1

Спортивная гимнастика Художественная гимнастика Презентацию подготовил ученик 4 «В» класса МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» Блюдов Кирилл

Слайд 2

В числе самых распространенных современных видов гимнастики — спортивная и художественная. В чем заключаются их особенности? Чем отличается спортивная гимнастика от художественной?

Слайд 3

Спортивная гимнастика — один из древнейших видов спорта . Историки выяснили, что первые гимнастические упражнения появились даже еще раньше Олимпийских игр в Древней Греции. Основные дисциплины, которые входят в спортивную гимнастику, стали известны в конце 19 века. В 1881 году была сформирована Международная федерация гимнастики . В 1896-м этот вид спорта был включен в программу Олимпийских игр.

Слайд 4

Спортивная гимнастика в ключает в себя соревнования на различных гимнастических снарядах(брусья, бревно, перекладина, кольца ),а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Это олимпийский вид спорта в котором принимают участие как женщины , так и мужчины .

Слайд 5

Гимнастические снаряды для спортивной гимнастики параллельные брусья Разновысотные брусья бревно Конь с ручками Снаряд для опорного прыжка Гимнастический мостик кольца перекладина

Слайд 6

в о л ь н ы е у п р а ж н е н и я

Слайд 7

О П О Р Н Ы Й П Р Ы Ж О К

Слайд 8

у п р а ж н е н и я н а б р у с ь я х Разновысотные брусья Параллельные брусья

Слайд 9

бревно конь

Слайд 10

кольца перекладина

Слайд 11

Победителей в состязаниях по спортивной гимнастике определяют судьи двух групп (оценивают сложность и технику гимнастического упражнения).

Слайд 12

Художественная гимнастика – это довольно молодой вид спорта . Появилась она благодаря мэтрам балета великого Мариинского театра. Современная художественная гимнастика как соревновательный вид спорта сформировалась в СССР к началу 1940-х годов.

Слайд 13

Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических,танцевальных , плавных, гибких, пластичных упражнений без предмета, а также с предметом : — скакалка -обруч -мяч -булавы -лента. В сопровождении красивой музыки- вот что такое художественная гимнастика.

Слайд 14

Выступления спортсменов проходят на специальном ковре величиной 13 на 13 метров.

Слайд 15

мяч обруч скакалка лента булавы Гимнастические предметы для художественной гимнастики

Слайд 16

В основном в соревнованиях по художественной гимнастике участвуют женщины . Но, к примеру, в Японии данным видом спорта занимаются и мужчины. Выступления в художественной гимнастике оценивают 3 группы судей (трудность упражнений, технику исполнения , хореографию, артистизм и исполнение ).

Слайд 17

Различие между рассматриваемыми видами спорта Спортивная гимнастика Художественная гимнастика выполнение упражнений на снарядах и приспособлениях, иногда — под музыку выполнение хореографических упражнений с легкими и изящными предметами, практически всегда под музыку Оценки гимнастам выставляют 2 группы судей: первая ставит баллы за технику, вторая — за качество упражнений Оценки гимнастам выставляют 3 группы судей: первая ставит баллы за сложность упражнений, вторая — за артистизм, третья — за исполнение Является одним из древнейших видов спорта В современном виде появилась в 40-х годах 20 века Популярна у мужчин и у женщин Популярна в основном у женщин В спортивной гимнастике очень важна силовая составляющая. В художественной гимнастике важны, прежде всего, гибкость и ловкость.

Слайд 18

Гимнастика не только дает определённые технические навыки, Но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство р авновесия, координацию движений. художественная спортивная

Слайд 19

с п а с и б о з а в н и м н и е

Эстетическая гимнастика

Как известно, в последние годы художественная гимнастика, взяв ориентир на Олимпийские игры, очень сильно усложнилась, развивая больше спортивный аспект нежели художественный. И если еще 15 лет назад можно было отдать ребенка в секцию художественной гимнастики, чтобы тот занимался для себя, для укрепления своего здоровья, то сейчас это стало в разы сложнее. Тренеры ДЮСШ, особенно те, кто с амбициями, уже в раннем возрасте смотрят на фактуру девочек, подбирая себе таких детей, из которых можно будет в последствии лепить чемпионок. В связи с таким положением дел в последние годы стал очень популярен другой вид гимнастики ― эстетическая.

художественная гимнастика образца начала 1980-х

художественная гимнастика — наше время

Эстетическая гимнастика, вопреки расхожему мнению, вовсе не является некой производной или упрощенной версией гимнастики художественной. Основоположницей этого вида спорта считают Айседору Дункан, которая, раскритиковав каноны классического балета, ввела в практику, так называемые «свободные танцы». Знаменитая танцовщица настаивала на том, чтобы танец шел от души, отражал все эмоции и характер исполнителя и был естественным продолжением человеческих движений.

Эти постулаты являются основой для создания композиций эстетической гимнастики. В том виде, в каком мы видим этот вида спорта сейчас― это групповые (6-10 чел.) выступления (без предметов), в которых существует непрерывный поток движений, плавно переходящих одно в другое. Используются элементы художественной гимнастики (прыжки, повороты, подскоки, волны, равновесия), танца, акробатики и даже йоги. Композиция выполняется под музыку и имеет продолжительность от 2,15 до 2,45 мин.

Оценивают выступления три бригады судей. Первая бригада наблюдает за техническим оснащением композиции; сюда входит количество и сложность элементов. Вторая следит за артистичностью, музыкальностью и согласованностью между движениями и музыкой. Третья бригада оценивает технику и чистоту исполнения, уделяя большое внимание синхронности движений спортсменок.

В Эстонии и Финдляндии эстетическая гимнастика является национальным видом спорта уже на протяжении 100 лет. Не удивительно, что первый международный турнир прошел именно в Хельсинки в 1996 году. А уже через четыре года столица Финдляндии приняла первый чемпионат мира. С тех пор мировые форумы по эстетической гимнастике проводятся регулярно.

Основное отличие эстетической гимнастики от художественной в ее массовости. В этом виде спорта нет возрастных ограничений и им можно заниматься всю жизнь. Также здесь нет элементов риска, а упражнения выполняются без предметов, как следствие травматичность в разы меньше, чем в художественной гимнастике. Отсутствуют и повышенные требования к внешнему виду гимнасткок.

Родители могут отдать своего ребенка на занятия в возрасте от 4 лет и вполне гарантированно рассчитывать на:

1. Укрепление здоровья (красивая осанка, стройные ножки, укрепления всех групп мышц);

2. Полноценное физическое развитие;

3. Прививание музыкального вкуса;

4. Способность работать в команде;

5. Участие в полноценных соревнованиях и получение квалификационных разрядов.

Что дает эстетическая гимнастика людям в зрелом возрасте:

1. Здоровье и прекрасную физическую форму;

2. Прекрасную координацию, которая сможет выручить вас даже в самом преклонном возрасте;

3. Хорошее настроение и энергию;

4. Через гармонию в движениях помогает лучше раскрыть свой внутренний мир;

5. Бывшим гимнасткам-художницам может стать новым видом спорта, в котором возможно продолжать завоевывать трофеи еще сколь угодно долго.

В настоящее время эстетическая гимнастика признана официальным видом спорта на территории России и многих других стран. Массовость делает ее с каждым годом все более и более популярной, значительно расширяя географию людей занимающихся этим видом спорта. Для родителей, желающих видеть своих чад, стройными и красивыми, подобно гимнасткам-художницам, но избежав при этом всех травм, от которых страдают эти мужественные и трудолюбивые спортсменки, эстетическая гимнастика станет, пожалуй, самым лучшим выбором.

Эстетическая гимнастика

  • Жолобова Светлана Сергеевна, учитель

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Пояснительная записка (Приложение 1)

Здоровье – главная ценность жизни. Без него нет преуспевающего, активного и жизнерадостного человека. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, учится продуктивно и с удовольствием.

Стандарты второго поколения предусматривают создание условий здоровьесбережения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В этих целях актуальным является формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни. Для реализации задач физкультурно-оздоровительного направления в нашей школе разработана и реализуется программа «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА».

Эстетическая гимнастика – новое направление гимнастики. Это очень молодой вид спорта, который за короткий промежуток времени уже отстоял свое право на существование. В нашей школе программа по эстетической гимнастике переработана под классно-урочную систему.

В современном виде эстетическая гимнастика это – набор спортивных элементов, объединенных в хореографическую композицию, похожую на танец. Этот вид музыкально-ритмического воспитания включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.

Гимнастические упражнения эстетической гимнастики – очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Упражнения очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, приводят к существенному развитию мускулатуры.

Эстетическая гимнастика пользуется популярностью в мире, поскольку является командным видом спорта – все движения выполняются синхронно, плавно и естественно. В результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается абсолютное единение с музыкой.

Каждая программа – маленький спектакль, соединяющий в себе спорт, пластику, грацию, современную хореографию, командный дух и экспрессию.

Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения выполняются плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиции содержат универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток. Гимнастика эстетическая не зря получила такое название. В ней действительно чувствуется настоящая эстетика и изящество!

Слово ЭСТЕТИКА – означает «наука о красоте». (см. презентацию – Дополнительное образование)

В данном случае речь идет о физической красоте:

  • Физическое развитие (антропометрические данные – вес, рост и их соотношение)
  • Физическая подготовка (скорость, сила, гибкость, выносливость, ловкость – морфофункциональная система организма)
  • Культура поведения.

Цель программы – гармоничное физическое развитие, эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание подрастающего поколения, формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни.

Задачи: формирование знаний о современных формах физкультурной деятельности; формирование навыков и умений в коллективном выполнении гимнастических упражнений под музыкальное сопровождение; профилактика и укрепление здоровья, коррекция телосложения, формирование правильной осанки; расширение функциональных возможностей организм, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости.

Опираясь на базовую модель, наша школа выбрала – оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения.

«Эстетическая гимнастика» проводиться, как в классах возрастной нормы, так и в классах компенсирующего обучения 35 часов в год, 1 часа в неделю. Группы сформированы по желанию детей от 15 до25 человек. Составлен план-график проведения занятий и расписание уроков.

Для занятий оборудован спортивный зал «Эстетической гимнастики» с необходимым спортивным инвентарем: гимнастические палки, ленты, мячи, обручи, маты, стенки, скамейки, зеркала.

При организации внеурочной деятельности учитывалось научно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационное –обеспечение.

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физической культуре начальных классов, с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования.

Основная часть (Приложение 2)

Данная программа включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, акробатику, элементы художественной гимнастики, музыкальные подвижные игры.

Основные блоки программы:

Содержание первого раздела «Основы знаний» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека. В разделе представлен материал, способствующий расширению знаний детей о современных формах физкультурной деятельности и современных системах физического воспитания, что способствует формированию у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры и организации здорового образа жизни. Сообщение знаний предполагается организовывать до, после, и в процессе выполнения движения.

Раздел «Гимнастика» включает в себя: ритмическую гимнастику, хореографию, элементы художественной гимнастики, упражнения акробатики.

Специальные ритмические упражнений на согласование движений с музыкой

  • Разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук.
  • Задания на отображение длительности звуков.
  • Задания на освоение ритма.
  • Задания на освоение темпа музыки.
  • Задания на воспроизведение динамических оттенков музыки.

Ритмические упражнения танцевального характера.
Музыкально-ритмические игры

  • Игры для развития чувства ритма.
  • Игры на определение мелодии.
  • Игры на определение темпа.
  • Игры на определение динамических оттенков.

Упражнения ритмической гимнастики направлены на воспитание ритма движений, способствуют развитию музыкальности и пластичной выразительности. Выполняя физические упражнения под музыку, занимающиеся воспроизводят ее ритм, темп различными частями тела, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и в пространстве.

Хореография – это тот фундамент, на котором строится танцевальное воспитание.

Программный материал: позиции ног и рук; полуприседание и большое приседание; вытягивание ноги в трех направлениях; вытягивание ноги, соединенное с полуприседанием по I, III и V позициям; маленький бросок ноги по I, III и V позициям в трех направлениях; полукруг ногой по полу вперед и назад,, по четвертям и по полукругу; плавное приседание на одной ноге в сторону; медленное поднимание ноги на 45 в трех направлениях.
Путем целесообразно подобранных и постоянно повторяющихся тренировочных упражнений дети учатся свободно и пластично управлять своими движениями.

Упражнения художественной гимнастики развивают координацию движений, быстроту, скоростные качества, силу, увеличивают подвижность в суставах, формируют правильную осанку. Они делают занятия интересными, повышают эмоциональное состояние занимающихся учеников, способствуют эстетическому воспитанию.

Танцевальные упражнения с предметами разнообразны и интересны.

Танцевальные движения со скакалкой: махи скакалкой в лицевой плоскости, махи в боковой плоскости, круги в лицевой плоскости, круги в боковой плоскости, круги в горизонтальной плоскости, перевод скакалки назад и вперед, прыжки выпрямившись с междускоком, прыжки выпрямившись без промежуточных подскоков, прыжки с одной ноги на другую, накидывание скакалки петлей назад.

Танцевальные движения с обручем: повороты в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища и ног; махи и круги обручем по дуге, по кругу, восьмеркой в различных плоскостях; вращения обруча в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой; перекаты обруча по полу, по рукам, по туловищу, по ногам; броски и ловля обруча одной или двумя руками в наклонной, горизонтальной и вертикальной плоскостях (с пружинистым движением ног); наклоны с обручем (вперед, назад, в стороны); выпады (вперед, назад, в стороны); приседания; прыжки: через обруч, в обруч, в качающийся обруч или вращая его, как скалку.

Танцевальные движения с мячом: выполняются броски, ловля, отбивы, перекаты, махи, круги, выкруты, восьмерки.

Танцевальные движения с лентой: махи в боковой плоскости , махи в горизонтальной плоскости, змейки с лентой, спирали с лентой

Упражнения художественной гимнастики выполняют с большим желанием и девочки и мальчики. Предлагается игра: «делай как я». Ставиться задача. Используется технология проблемного обучения.

5-минутка с мячом – самая любимая игра детей. Упражнения, от самых простых и заканчивая самыми сложными, выполняются на высоком эмоциональном фоне (подбрасывание и ловля мяча разными способами, на разную высоту, перекатывание мяча, ведение мяча). Ритм выполнения упражнений задает музыкальное сопровождение. Самым успешным ученикам предлагается самостоятельно провести занятие и подобрать интересные упражнения к следующему уроку.

В конце каждого урока «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН». Дети выполняют танцевальные комбинации: «Танец утят», «Детство», «Сюрприз», «Диско» . Музыкальные постановки используются на внеклассных мероприятиях. Эти танцевальные паузы стали хорошей традицией нашей школы. Более сложные танцы – вальс, танго, рок-рол, марш – украшают внешкольные мероприятия и выпускные вечера. Являются хорошей базой для подготовки к различным музыкальным конкурсам: «Президентские состязания», «Безопасное колесо», «Орленок».

Очень увлекает детей мир современных танцевальных направлений. Здесь сами ученики участвуют в проведении урока. Обучают дуг друга новым движениям.

В классах компенсирующего обучения большая часть времени отводиться на развитие координационных способностей. Планируется больше подвижных игр, различные гимнастические полосы препятствий. Ученики этих классов очень любят прыжки через большую скакалку, современные танцы – тектоник. С трудом осваивают классические танцы и совсем не получается одновременное и синхронное выполнение упражнений.

Большое и важное место на уроке отводится элементам строевое подготовки. Это помогает в организации занятий и увеличении плотности урока, формирует правильную осанку, воспитывает стандарт поведения, все танцевальные композиции построены на строевых командах: поворот, шеренга, колонна, перестроения, передвижение разными способами по спортивному залу
.
В заключительной части урока дети играют в музыкальные подвижные игры, для лучшего усвоения музыкальной грамоты. (Приложение 3)

В I классе согласно программе школьники знакомятся с азами эстетической гимнастики. Дети разучивают самый простой комплекс ритмической гимнастики, состоящий из упражнений, освоенных в детском саду. Учатся правильно выполнять основные положения рук и ног в хореографии. В игровой форме осваивают упражнения с предметами: скакалкой, мячом, обручем, лентой. Разучивая музыкальные подвижные игры, знакомятся с понятиями «темп» и «ритм».

Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике: ритмические упражнений на согласование движений с музыкой, упражнения хореографии, в художественной гимнастике добавляются более сложные упражнения. Особое внимание уделяется технике выполняемых упражнений, разучиваются не сложные комбинации эстетической гимнастики. Ученики, хорошо освоившие акробатические элементы, выполняют кувырки и стойки в комплексе индивидуально.

В III классе в программный материал вводится сложные гимнастические упражнения. При этом увеличивается объем физических упражнений повышенной координационной сложности из художественной гимнастики. При выполнении упражнений хореографии учитель предъявляет более высокие требования к качеству выполняемых упражнений. Более строгий контроль осанки. При выполнении ритмической гимнастики особое внимание уделяется синхронному выполнению упражнений. При разучивании упражнений художественной и спортивной гимнастики учитывается индивидуальное развитие ребенка. Предлагается самостоятельное выполнение не сложных комбинаций эстетической гимнастики.

В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Комплексы ритмической гимнастики включают сложные физические упражнения, выполняются синхронно. Время на занятия хореографией отводится больше, более строгие требования к технике выполняемых упражнений. Элементы художественной гимнастики выполняются с большой амплитудой. Ученикам предлагается самостоятельно составить танцевальный комплекс эстетической гимнастики.

Распределение программного материала в учебных часах по факультативным занятиям эстетической гимнастике.

Разделы программы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов в неделю
1 Основы знаний В течение занятий В течение занятий В течение занятий В течение занятий
2 Гимнастика:

  • Ритмическая гимнастика
  • Хореография
  • Художественная гимнастика
  • Акробатика (повторение в течение занятий)
6

1
2
3

4

1
2
1

7

1
3
3

5

1
2
2

22
3 Композиции эстетической гимнастики 2 2 2 2 8
4 Резерв 1 1 1 1 4
Итого 9 7 10 8 34

Выводы

Используя разработанные здоровьесберегающие педагогические технологии, мы, учителя физической культуры, научим детей быть здоровыми. Учебный процесс будет проходить для ребенка и учителя спокойно, радостно и комфортно. За короткое время можно достигнем высоких результатов в позитивном отношении учеников к здоровому образу жизни. Показатели физической подготовленности пойдут вверх.

От занятия к занятию дети, мальчики и девочки, становятся красивее. Они видят свое отражение в зеркале и начинают осознавать это. У них появляется уверенность в себе. Дети начинают понимать эстетику движений.

Физическая культура очень «ТОНКИЙ» предмет. Очень осторожно надо относиться к инновациям. Стоит один раз учителю ошибиться и у маленького человека появиться страх перед физическими упражнениями. Необходимо строго учитывать возраст, развитие, подготовку. Чтобы ученику было КОМФОРТНО в мире движений, нельзя поспешно гнаться за результатами.

Занятия в парах подталкивают детей к более культурному отношению друг к другу. Дети более серьезно относятся к своему внешнему виду, стараются приходить на урок опрятными.

Если ребенку помочь выпрямить спину, чуть приподнять носик, попросить улыбнуться в нем откроется природная красота. А красота – это гармония физического развития, физической подготовленности, согласованная работа всех внутренних органов, психологическое и социальное благополучие. У нового человека земли появляется желание творить.

Главная задача – открыть мир физической культуры и спорта, научить ребенка в нем счастливо и безопасно жить.