Ребенок в 3 года

Содержание

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Трехлетний возраст заявляет о себе тем, что малыш открывает собственную самостоятельность. С этого знаменательного момента начинает звучать «Я сам!» как в подходящих ситуациях, так и не к месту.

Психологи называют данный период становлением системы самосознания и определяют как кризис 3-х лет.

Ребенок после 3 лет понимает, когда активные действия исходят от него, а когда к ним подталкивает взрослый. И если игнорируется его самостоятельность, бурно реагирует упрямством, строптивостью, протестами. При внимательном отношении родителей к потребности детской самореализации проблема негативизма и строптивости сглаживается.

Продвижение в познавательном развитии

Дети к трем годам накапливают опыт действий с предметами и усваивают сенсорные эталоны — цвет, форму, величину.

Восприятие продолжает выполнять главную познавательную функцию, к тому же появляется его осмысленность. Малыш уже не станет проталкивать в отверстие несоразмерный по величине предмет. Он сначала визуально приценится к размерам, а потом справится с задачей с первой попытки.

Повышается устойчивость внимания. Ребенок 3-х лет может заниматься одной и той игрой или проявлять интерес к игрушке на протяжении получаса. Это существенное достижение по сравнению с более ранним возрастом.

Что касается развития памяти, то в с 3 до 4 лет запоминание работает хаотично. Яркие и красочные внешне, а так же другие впечатляющие образы прочно запоминаются, даже если они второстепенные. Чтобы запомнились существенные детали, на них специально нужно обратить внимание ребенка. Также на помощь приходит речь. Называя предмет или его характеристику, младший дошкольник больше сосредотачивается, что помогает информации найти свое место в детской памяти.

Активно развивается наглядно-действенное мышление. Занимаясь предметной деятельностью – составляя пирамидки, складывая кубики, причесывая куклу, катая машинку и пр. – ребенок открывает все больше свойств предметов и осмысливает связи между ними.

Развитие практических действий и мыслительного процесса тесно переплетено. Метод проб помогает малышу сравнивать, анализировать и делать определенные выводы.

Важнейший познавательный процесс воображение, который будет развивать творческие способности дошкольника на протяжении нескольких лет, в 3 года еще только начинает формироваться. Для такого малыша существует единая реальность. По этой причине дети могут испугаться Деда Мороза, испытывают страх темноты или боятся отрицательных сказочных персонажей.

Развитие речи детей 3-4 лет

Речевой аппарат в 3 года также находится на стадии формирования. Поэтому дети говорят на своем особенном языке, сильно смягчая звучание, не выговаривая многих звуков и пропуская слоги.

К 3-м годам ребенок знает около 1500 слов, в его высказываниях встречаются все части речи. Ко многим словам приставляются уменьшительные суффиксы. Может употреблять обобщающие слова (чашки, игрушки), подразумевая знакомые ему предметы, а не класс.

Речь от 3 до 4 лет исключительно ситуативна. Дети проговаривают короткими предложениями то, что связано с определенной ситуацией. При этом активно используют указательные наречия «там», «туда» и пр.

Двигательное развитие

Важно не только умственное, но и двигательное развитие детей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно формируется произвольность движений. Дети уже способны не только к подражательным действиям, но и самостоятельным.

Самостоятельные можно разделить на два типа – исполнение того, на что направляют взрослые, и проявление собственной инициативы.

Ребенок осваивает движения в два приема: сначала подражает, потом пробует самостоятельно. Увидев, как мама завязывает себе шарфик, девочка кое-как наматывает подобный аксессуар на себя. Потом начинаются эксперименты с куклами, мишками, которых непременно нужно приукрасить шарфиками.

Подобным образом дети обучаются физическим и танцевальным упражнениям. 3-х летний малыш воспроизводит последовательность до пяти движений.

Что должны уметь дети в 3 года

Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.

Познавательные умения

  1. Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
  2. Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
  3. Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
  4. Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.
  5. Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
  6. Называет предметы и выделяет их основные части.
  7. Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.

Как оценить достижения в развитии внимания и памяти

Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.

Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.

Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.

Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.

Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.

Речевой уровень

Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:

  • посуда
  • мебель
  • одежда
  • многие животные (как домашние, так и дикие)
  • виды транспорта
  • фрукты и овощи
  • продукты питания

Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.

Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».

Уровень развития моторики

Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Научаются ездить на трехколесном велосипеде.

В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног.

Также умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.

Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие детей важна тема для каждого родителя. Особенно, когда за малышом нужен глаз да глаз. Такой период захватывает обычно от 0 до 6 лет, затем школа приучает детей к относительной самостоятельности и ребенку можно доверить более сложные задания, чем раньше. Да и навыков у него больше.

Однако в период пристального наблюдение — самым сложным годом становится третий. Именно в этом возрасте у детей начинают появляться признаки отсталого развития, выявляются какие-либо проблемы, проявляется понимание окружающего мира более подробно и воображение набирает осмысленный скачок вверх. Поэтому у родителей тут же появляется вопрос: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года?

  • Что должен уметь ребенок в 3 года?
  • Навык речи в 3 года;
  • Развитие мышления и анализ своих действий;
  • Навык быта в 3 года;
  • Физическое развитие;
  • Социальный навык;
  • Проблемы развития в три года.

Важным моментом является то, что развитие детей сугубо индивидуально. Поэтому, если что-то развивается быстро, а что-то не очень, панику включать не надо. Общепринятые нормы не самый главный показатель, на них лишь можно опираться при объективном анализе умений крохи. Т.е. если малыш в отличие от сверстников говорит чуть меньше, это может быть застенчивость или же характер крохи, а может он просто пока не выучил эти слова. А вот если он не говорит совсем, стоит встретиться с психологом. Но точно не включать паникершу.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Навык речи

В вопросе: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года первым фактором является речевое развитие. В возрасте трех лет речь малыша начинает активно изменяться. В запасе у крохи появляются целые сложные предложения, он уже умеет склонять по падежам. Навык общения растет, а с ним и эмоции приобретают новые красочные оттенки. И стоит быть готовыми к бесконечным «почему»?

Дети в три года максимально любопытны. В принципе, как и раннее, но только усиливается это речевым навыком и осознанием того, на что получен будет ответ.

Навык речи в три года:

  1. Умение четко произносить имя и фамилию свою и родителей;
  2. Словарный запас до 1500 слов;
  3. Выражение своих мыслей через речь, а не звуки;
  4. Увеличение длины предложений;
  5. Обобщение в группы знакомые предметы;
  6. Возможность выучить четверостишие и песенки;
  7. Понимание ошибок в речи других детей.

Совет родителям: несмотря на такой большой шаг в развитии, обязательно продолжайте развивать речевой аппарат, так как могут быть проблемы с отдельными буквами (р,ч,щ,с). Читайте сказки на ночь, пойте вместе песни, проговаривайте все четко и понятно. Используйте вопросы в общении, это только ускорит процесс освоения речевого навыка.

Развитие мышления и анализ своих действий

Еще одним важным в пунктом в ответе на вопрос: что должен уметь и знать ребенок в 3 года, будет развитие мышления. В этот период кроха учится выявлять причинно-следственные связи и уже знает некоторые определения предметов. Для малыша не составит труда назвать формы, цвета, животных, действий, эмоций и другое, при этом все предметы будут названы своими именами.

Любопытство начинает зашкаливать и просыпается «великий исследователь», малышу хочется знать все и сразу. Тут уже в помощь пойдут энциклопедии и развивающие игры, дающие ответы на вопрос.

Основные навыки мышления в три года:

  1. Малыш сам может составить логическую связь на простые вещи и действия;
  2. Знает семь цветов спектра;
  3. Знает, как собираются матрешки, мисочки;
  4. Знает, как найти отличия в картинках;
  5. Умеет на ощупь определить форму фигуры;
  6. Знает размеры предметов и их текстуру (мягкий, твердый);
  7. До трех предметов может проконтролировать в поле зрения;
  8. Уже знает некоторые стихи и песенки;
  9. Помнит события, которые произошли более двух дней назад;
  10. Может с легкостью собрать несложный пазл, башню из кубиков, пирамиду;
  11. Считает до 5;
  12. Может рисовать и разукрашивать, выходя за линии и не соблюдая цветовой порядок.

Совет родителям: в этом возрасте стоит сделать акцент на творческом начале, внимательно наблюдайте за тем, что ребенок делает с удовольствием. Может пора отдавать его на какие-то кружки или заниматься с ним дома? На танцы берут часто от трех лет и более, как и на вокальные занятия. Поддерживайте желания малыша что-либо делать. Совместная лепка из пластилина, прогулки и творческие занятия ускоряют развитие.

Навык быта

В три года в детях просыпается неподдельное желание сделать все самим. В них вселяется невероятная самостоятельность и независимость. Конечно, без объятий мамы им все еще трудно будет провести целый день, но постоянная опека и помощь уже не требуется.

Основные навыки быта:

  1. Малыш знает как надо одеваться и может это сделать самостоятельно;
  2. Обувь на замке и лепучке не составляет труда, сложнее со шнурками;
  3. Пуговицы больше не кажутся чем-то сложным ребенку;
  4. Малыш хорошо понимает необходимость чистить зубы, купаться и мыть руки после прогулки, перед едой. Может делать это сам.
  5. Ест уже самостоятельно за столом, не выплескивая все из тарелки;
  6. Часто слышно «Я сам» «Я не буду» — этот период называют «кризисом трех лет», так как ребенку хочется быть независимым. Выражаться это может у всех по-разному, кто-то очень негативно реагирует на возражения родителей, кто-то более спокойно. Однако спустя время это проходит и ничего страшного в этом нет.

Совет родителям: не торопите ребенка в его достижениях, а поддерживайте. Давайте ему возможность ошибаться и не пугаться своих промахов.

Физическое развитие

В этом возрасте появляется необходимость в физической активности. Так как кроха будет осень непоседлив и ему будет сложно усидеть на месте. Поэтому если ребенок любитель побегать и попрыгать, ругать его нельзя, наоборот активность в неопасном ключе необходимо поддерживать.

В три года ребенок:

  1. Знает игры с мячом, умеет им пользоваться;
  2. Умеет спускаться и подниматься по лестнице;
  3. Активность проявляется через прыжки и бег;
  4. Играя, может сопровождать все словами;
  5. Выполняет правила в подвижных играх;
  6. Умеет кататься на трехколесном велосипеде;
  7. Уверенно стоит, ходит, поворачивается. Может стоять на одной ноге.

Совет родителям: гуляйте с трехлеткой побольше, ему может не хватать свежего воздуха и активности в стенах дома. Если до трех лет малыш не научился плавать и не знаком с бассейном — время пришло. Чем больше кроха активничает в три года, тем здоровее будет он потом.

Социальный навык

Для трехлетки общение необходимо. И оно не должно ограничиваться мамой, папой и бабушками, дедушками. Нужно давать малышу общаться со сверстниками на площадке, так как в этот период происходит адаптация в социуме. Проявляются первые признаки осознанного характера, а значит и происходит формирование личности.

Ребенок в три года:

  1. Понимает где его вещи, а где чужие;
  2. Подражает самым близким;
  3. Тянется к знакомствам и общению;
  4. Проявляет чувство гордости за себя или родителей;
  5. Проявляет инициативу;
  6. Ждет похвалу;
  7. Переживает, если его начинают ругать;
  8. Знает кто чужой, а кто близкий;
  9. Выражает эмоции уже более осознанно;
  10. Фантазия бьет ключом и ребенок может много выдумывать.

Совет родителям: если ребенок проявляет стеснение к сверстникам, поможет поощрение знакомств и небольшая помощь. В этом момент может проявиться застенчивость, которая будет мешать жизни в социуме в будущем. Ребенок знает как получить то, что ему нужно, поэтому не исключены осознанные манипуляции через «хочу, купи». Если кажется, что малыш отдаляется, панику стоит отключить. Теперь кроха начинает осознавать, что он личность, а не целое с мамой и общение с детьми куда более необходимо.

Проблемы, которые могут испугать

Когда родитель задается вопросом, что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года? Появляется и вопрос — а нормально ли это? Он и раньше присутствовал, особенно если родителями пара стала впервые. Но к трем годам усиливается тем, что социум вскрывает в ребенке все проблемы, которые сидели внутри. И это в положительном ключе, ведь тревожные сигналы были и раньше, а то, как ребенок стал вести себя на людях лишь показывают маме больший спектр возможных проблем.

В этом случае стоит вспомнить про индивидуальное развитие и то, что дети необязательно будут уметь все то, что было описано. Но есть параметры, которые все же показывают возможность задержки развития. это не повод для паники, а сигнал, что стоит посетить врача.

Что является тревожным сигналом для трехлетки:

  1. Ребенок плохо разговаривает, и это не в силу незнания слов. Он мямлит себе под нос, бесконечно тараторит, что и слова не разобрать, съедает половину слова;
  2. Слюноотделение выше нормы. Малыш в три года уже достаточно большой, чтобы контролировать этот процесс;
  3. Сходить самостоятельно в туалет для него проблема;
  4. Одеться и покушать без помощи вызывают трудности и истерику;
  5. Игры не делают ребенка активным, он скован каждый раз, его движения вялые настолько, что даже мячик бросить сложно;
  6. Башенка из кубиков кажется чем-то непосильным;
  7. Ребенок не умеет составлять логические цепочки, а определения окружающего мира для него что-то неизвестное;
  8. Кроха вечно тянется за мамой или кем-то из родственников, не может оставаться один, даже на пять минут;
  9. Не хочет или очень сильно стесняется других детей;
  10. Повышенное количество истерик (ежедневное), паника, страхи и слезы не есть хорошо;
  11. Ребенок не узнает близких и не может сказать свое имя, фамилию и имена родителей.

Конечно, если в списке вы нашли то, что характеризует поведение вашего ребенка, поднимать панику нельзя. Это не значит, что малыш отстает. Некоторые дети не развиваются так быстро, как другие долго, а потом за пару недель догоняют и даже перегоняют в развитии сверстников. Однако врача стоит посетить, сейчас можно с помощью терапии скорректировать все, что угодно у ребенка. Но это не значит, что можно откладывать поход к педиатру на потом.

Помните, что внимание к ребенку в этом возрасте залог правильного развития. Не идите в след за стандартами, помните, что каждый развивается по своему.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук . Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Видео: Советы логопеда по развитию речи ребенка в 3 года.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

27 августа 2015 Анна Иванова