Дружба для детей

У каждого малыша свой темперамент. Правда ли, что меланхоликам сложнее заговорить первыми, а холерики с легкостью заводят новых друзей? Какие особенности у каждого типа характера?

Темперамент – это врождённые особенности нервной системы, то, с чем ребёнок приходит в этот мир. Выделяют 4 типа темперамента — холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.


Холерик – это активный и энергичный ребёнок, быстро ориентируется в окружающей обстановке, общительный и решительный, любит быть в центре внимания. Бывает вспыльчивым и несдержанным, непоседа. У него часто и резко может меняться настроение.

Ребёнок-холерик легко завязывает новые знакомства, с лёгкостью подходит к незнакомым детям и начинает с ними общаться. У детей холериков как правило много друзей.

Сангвиник – общительный, жизнерадостный, доброжелательный, деятельный, легко приспосабливается к новым условиям. В отличии от холерика он более уравновешенный, эмоционально устойчивый. Они тоже легко завязывают дружбу с новыми детьми,

Меланхолики – дети с высокой чувствительностью, легко ранимые, впечатлительные, нерешительные, доброжелательные и мягкие, не очень уверены в себе. Детям с меланхолическим темпераментом сложно подойти к другому ребёнку первыми, сделать первый шаг. Они застенчивы, робкие.

Флегматик – всегда спокойный, терпеливый, эмоционально устойчивый, невозмутимый ребёнок. Его практически невозможно вывести из себя. Он работоспособный, настойчивый, может долго и сосредоточенно чем-то заниматься, не отвлекаясь. Всё делает медленно, из-за чего многие родители начинают раздражаться.

По упрямству ребёнок-флегматик превосходит всех остальных. Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но, однажды полученные знания, прочно закрепляются в его памяти.
Он с большим трудом находит друга, но потом очень предан

Как лучше объяснить и привить ребенку основы дружбы: что надо делиться, друзья бесценны, нужно помогать друг другу?

Говорить с ребёнком на эти темы нужно доброжелательным тоном, не осуждать и не стыдить ребёнка за то, что он повёл себя не очень по-дружески в какой-то ситуации.

Детям очень нравится, когда родители приводят примеры (можно придумать их или рассказывать случаи из реальной жизни). На примерах ребёнку становится больше понятно, что вы имеете в виду.

Кроме того, дети замечательно усваивают информацию, если слушают сказки и истории. Родители могут придумывать коротенькие истории и сказки, чтобы проиллюстрировать ребёнку, как правильно вести себя с друзьями, что делать можно, а что – нежелательно.

И, конечно, детям недостаточно подробно рассказать что-то один единственный раз. Нужно много раз возвращаться к этой теме, обсуждать с ребёнком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, говорить о ситуациях, которые произошли у него с другими детьми.

Ещё я хочу особенно выделить, что ребёнка нельзя заставлять делиться своими игрушками, называть жадиной, если он этого не делает. У ребёнка есть полное право не хотеть делиться своей игрушкой и к этому нужно относиться с уважением.

Как реагировать родителям, если дочь предпочитает носится вместе с мальчишками, а сыну больше нравится играть с девочками? Есть ли какие-нибудь особенности мужской и женской дружбы у детей?

По какой-то необъяснимой причине некоторым девочкам больше нравится играть с мальчиками, а некоторым мальчикам – проще с девочками. Не нужно это запрещать или сообщать ребёнку, что тут что-то не так, что так быть не должно.

Родители могут приложить усилия к тому, чтобы у ребёнка было больше позитивного опыта общения с детьми своего пола. Для того лучше всего приглашать в гости детей того же пола, что и ребёнок, и помогать им организовывать какие-то игры.

Когда ребёнок чувствует от родителей понимание, поддержку – он больше вам доверяет, больше рассказывает вам о себе и делится тем, что его беспокоит. Поэтому самые главные уроки дружбы – это уроки, которые родители сами дают своим детям. Ведь дети во всём копируют вас и повторяют за вами.

Можно сколько угодно говорить ребёнку, что толкать или обижать других детей нельзя, но если вы сами можете дома оттолкнуть ребёнка в гневе, или шлёпнуть его – все эти слова не будут иметь для него никакого смысла. Он просто будет повторять то, что видит по отношению к себе.

Будьте для ребёнка хорошим примером того, как общаться с другими людьми – с уважением, по-доброму, стараясь договариваться и тогда вашему ребёнку будет легче дружить с другими детьми!

Что такое дружба?! Воспитайте в детях умение дружить и бережно относиться друг к другу. Интересные факты.

Дети часто задают вопрос родителям о том, что такое «дружба». Однако, надо признать, что многие взрослые люди знают лишь определение этого слова, не копаясь в его глубоком смысле.

Умение дружить — как объяснить ребенку, что такое дружба

Дружба является очень важным и неотъемлемым элементом жизни каждого нормального человека, и обойтись без друзей ему практически не возможно.

Как правильно и доступно объяснить ребенку, что значит дружить и насколько это важно для его жизни? – Ваш Детский портал Чудо-Юдо поможет разобраться в этом вопросе и родителям и детям.

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!

Дружба — это чувство дружеской любви, которая лежит глубоко в сердце. Она появляется спонтанно, и заставить себя с кем-либо дружить или кого-либо дружить с тобой невозможно. Для зарождения и сохранения дружеских отношений нужны взаимное уважение и доверие. А это значит, что к своему другу нужно относиться почтительно, считаться с его мнением и обязательно признавать его положительные черты, как личности. Уважение к другу проявляется в делах и словах. А, что касается доверия, — оно включает в себя уверенность в искренности и добропорядочности друга, в том, что он не обманет и не предаст намеренно. Однако, стоит учесть и тот факт, что все люди несовершенны и иногда поступки могут оказаться ошибочными, поэтому, главное чтобы в таких деяниях присутствовало раскаяние и желание все исправить. В общем, доверие способно сделать дружеские отношения прочнее, укрепить их.

Что такое «дружить»?! – Это желание добровольно делиться с другим человеком тем, что является для тебя очень важным: время, тайны, ощущения, чувства и пр. Но в этом контексте делиться – это не всегда может означать давать, скорее, это может быть желание позволить другому человеку участвовать в том, что для тебя важно, близко и дорого. Крепкая дружба, как правило, подразумевает под собой общие идеалы, схожие жизненные позиции и часто общие представления о прекрасном.

Не смотря на то, что в дружбе, как и в других формах отношений, кто-то дает больше, чем получает, все-таки она основана на взаимности, ведь друзья должны поддерживать друг друга в любой ситуации и протягивать руку помощи в беде.

Если дружба имеет какие-либо границы, значит, настоящей её называть нельзя! Скорее всего, это просто ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу, которое, кстати, может привести впоследствии к глубокой травме из-за несоответствия ожидаемого.

У каждого человека есть товарищи и приятели для совместных развлечений или для «жалейки», когда можно поплакаться в «жилетку» и рассказать о своих неприятностях. Однако, только Друг может быть на все случаи жизни и только он может сполна разделить с тобой и горести и радости; только с ним можно разговаривать на любые темы без стеснения и мыслей, что о тебе как-то не так подумают. Ведь, только в настоящей дружбе ты можешь почувствовать другого как самого себя.

Проводя параллели между Дружбой и Приятельством, следует учесть, что на настоящую дружбу не способны повлиять ни время, ни расстояния. С другом ты можешь разговаривать лишь изредка, находиться очень далеко даже на протяжении многих лет, но не смотря на это, все равно оставаться с ним очень близкими людьми. Именно такое постоянство в отношениях является отличительной чертой дружбы.

Поэтому, обзаводясь товарищами и приятелями, не спеши поспешно делать вывод и считать их своими друзьями. Друзей проверит время.

Умение дружить прививайте ребенку с детства

Уважаемые взрослые, воспитывайте в детях еще с маленького возраста чувство дружеской любви, желание оказывать помощь другому, искренность и добропорядочность. Учите их на своих примерах, как нужно уважать и доверять, дружить и бережно относиться друг к другу.

В качестве практического занятия, родители могут помочь выучить ребенку стихотворение о дружбе или составить рассказ о своем лучшем друге. Прочитав эту статью вместе с ребенком, спросите, есть ли у него такой человек, которого он считает настоящим другом, если да, то пусть он попробует вам рассказать, что их вместе связывает, что его в нём привлекает. На такие вопросы малыш с удовольствием станет отвечать, если все организовать в виде игры, например, можно сказать, что вы репортер из газеты и хотите взять у него интервью. Можно предложить поиграть в другую игру, где взрослый начинает предложение, а ребенок – заканчивает. Например, «Друг – это тот …

В зависимости от возраста младшего участника этой игры, ответы могут приблизительно такими:

— … тот, с кем можно помолчать, поплакать и посмеяться.

— … тот, кто всегда выслушает в трудную минуту и поможет тебе.

— … тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда отвернутся от тебя все.

— … тот, кто поймёт тебя лучше всех, даже если ты будешь молчать.

— … тот, кто примет тебя со всеми твоими минусами и недостатками.

— … тот, кто всегда скажет тебе правду, даже если она тебе не понравится.

— … тот, кто простит тебя за то, за, что простить не сможет никто другой.

Другом можно назвать того человека, который без слов понимает, что с тобой происходит. Дружеские отношения могут быть очень разными и многосторонними и все её аспекты нам не рассмотреть.

Детский портал Чудо-Юдо для своих посетителей сделал подборку некоторых интересных фактов о дружбе и о всём, что с ней связано.

1. Международный день Дружбы люди празднуют 30 июля с 2011 года.

2. Памятник «Дружба», который находится в Москве, посвящен одноименному плавленому сырку, который держат в зубах ворона и лиса.

3. Amicitia – это название 367-го астероида. Это название переводится с латинского языка, как «дружба» и именно в честь неё он и был назван.

4. Согласно исследованиям социологов уже несколько лет подряд австралийский Сидней считается городом с самыми положительными и дружелюбными людьми.

5. Ученые доказали тот факт, что, чем больше у человека хороших друзей, тем больше у него шансов не страдать проблемами бессонницы и чувством хронической усталости.

6. Начиная с подросткового возраста мальчишки, а позже мужчины, меняют друзей намного реже, чем девчонки, женщины. Это происходит из-за того, что женщины менее лояльны к своим подругам, нежели мужчины к друзьям.

7. Легендарную бензопилу «Дружбу» назвали именно так в честь праздника 300-летия воссоединения России и Украины в 1954 году.

О Дружбе, о её красоте и превосходстве этого чувства говорить и писать можно бесконечно. Ясно одно, что без друзей человек не может быть счастливым. Дружбу не смогут заменить ни богатство, ни слава, однако, чтобы её заслужить, нужно быть самому порядочным человеком, быть настоящим, надежным и верным. Настоящие друзья на всю жизнь.

Автор материала: Алеся Смаглова

P.S. Очень важно дарить друзьям хорошие подарки. Хорошие — это не значит дорогие, это значит подобранные в соответствии с индивидуальными предпочтениями друга или подруги. Игрушки для девочек купить можно в любом детском магазине, главное — знать, чем она увлекается и что ей обязательно понравится. С мальчиками проще — трансформеры, солдатики и машинки являются незаменимыми атрибутами мальчишеской жизни.

«Что такое дружба?», для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию – неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия по теме: «Что такое дружба?», для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Цель: формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Задачи:

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
  • Развитие у детей навыков общения, формирование доверия в процессе общения;
  • Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Материал: музыкальное сопровождение (магнитофон), картинки, атрибуты к инсценировке рассказа «Подруги», атрибуты к игре «проведи друга через лабиринт», фланелеграф, картинки по сюжету рассказа.
Предварительная работа: развивающие игры, наблюдения, беседы, рассказы педагога и детей, обсуждение ситуаций, чтение художественных произведений.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вход под аудиозапись песни «Про дружбу».
1 ребенок.
Хорошо с друзьями к речке
Вместе по лесу шагать.
Хорошо с друзьями вместе
Песни громко распевать.
2 ребенок.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей
Они тебе помогут
И с ними веселей.
3 ребенок.
Когда живется дружно
Что может лучше быть
И ссориться не нужно
И можно всех любить.
4 ребенок.
Подружки и товарищи-
Мы весело живем!
Друг друга очень любим мы,
В обиду не даем.
Мы дружные ребята,
Не ссоримся совсем.
Мы – дружные ребята,
Скажите это всем.
5 ребенок.
Когда вам станет грустно вдруг,
Всегда придет на помощь друг.
Ведь жизнь исчезла б на земле,
Когда бы не было друзей.
6 ребенок.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
7 ребенок.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Ведущий: Дорогие друзья! Вы, наверно, уже догадались, что тема нашей викторины «Что такое дружба?» Я приглашаю занять свои места. Помогать вести викторину мне будет Марк. А это наш специальный фотокорреспондент. Он будет фотографировать самые удачные моменты нашего занятия.
Внимание! Первый вопрос к зрителям.

  1. Что же такое дружба? Как вы понимаете слово «Дружба»?

(Предположительные ответы детей)
— Дружба – это добрые, надежные отношения. Доверительные.
— Дружба – это наши отношения с человеком, который тебе нравится. Это может быть мама, папа или старший товарищ.

2. Зачем человеку нужна дружба?
(Примерные ответы детей)
— Дружба нужна человеку, чтобы было интересней и легче жить.
— Друзья тебе всегда помогут, защитят, развеселят, спасут.
— Друзья есть у хороших людей с добрым сердцем. Есть очень хорошая пословица про дружбу: «Светлая дружба жизнь освещает».
— У человека может быть один друг, а может быть много друзей. Чем больше друзей, тем интереснее, разнообразнее будет твоя жизнь.
3. Как вы понимаете такую пословицу: «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?
— На деньги можно купить лекарства, но они не могут пожалеть тебя, развеселить, поговорить с тобой, поиграть.
4. Хорошо, что есть настоящие друзья. Давайте посмотрим, как могут дружить настоящие подруги.
Инсценировка рассказа «Подруги», автор Фомина.
Вы хотели бы иметь таких друзей, которые в трудную минуту будут рядом?
А довериться можно такому другу? Какую пословицу вы знаете, которая подходит к нашему рассказу? (Пословица «Друг познается в беде»).
^ 5. Тогда поиграем в игру «Проведи друга через лабиринт».

Задача этой игры: нужно как можно аккуратнее провести своего друга через различные препятствия. Помните, что глаза у вашего друга завязаны. (Проводится игра, где дети проводят друг друга через препятствия. У одного ребенка завязаны глаза.)
Вывод: Кто же такой постоянный друг?
— Это друг, проверенный в горе и радости.
6. Но, к сожалению, встречаются друзья, которые дружат с нами до «поры», которые могут отвернуться от вас в любой момент.
Послушайте рассказ «Дружба», автор И.Туричин
(Ребенок рассказывает рассказ, используя фланелеграф и наглядный материал.)
Детям задается вопрос: «Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?»
Какая пословица подходит к данной ситуации?
«Друг до поры – тот же недруг?»
7. Все мы с вами хотим иметь друзей. В народе говорят: «Хорошее тянется к хорошему».
Какого друга хотели бы иметь вы, каким он должен быть?
Ответы детей.
8. Играем в игру «С кем бы ты хотел дружить?»
Слушайте внимательно! Если главный герой вам симпатичен, вы должны похлопать в ладоши. Если герой поступает не хорошо, надо потопать ножками. (Ведущий читает отрывки из стихотворений, дети оценивают поступки героев).
Ведущий: Мы все хотим иметь настоящего друга. Дружбе надо учиться, друзей надо беречь и ценить. Нельзя бросать друзей ради одной игрушки или вкусной конфеты. Ну и, конечно же, с друзьями надо играть, потому что в игре дружба крепнет.
Значит и мы должны быть ласковыми, внимательными, веселыми, заботливыми, отзывчивыми.
Есть одно золотое правило дружбы, давайте его повторим вместе: «Чего в других не любишь – того не делай сам».
Воспитатель МБДОУ 96 г. Мурманска
Безрядина Валентина Ивановна.

Статья «Детская дружба»

Настоящую дружбу нельзя проповедовать, ей учатся в действии.

Антуан де Сент-Экзюпери

Какими бы идеальными родителями мы не были, нашему ребенку всё равно необходимо общение со сверстниками. Более того, ему нужно обзавестись друзьями, научиться дружить. А это далеко не просто.

О детской дружбе и ее необходимости.

Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.
Сколько будет друзей у ребенка – зависит от его личности. Общителен он или более стеснителен в общении. Если это экстраверт, то для него большая компания – это не только не сложно, но скорее даже необходимо. А вот более закрытому интроверту достаточно будет двои-троих друзей, с которыми он будет получать навыки социализации.
Настоящих друзей даже у ребенка не может быть много. Такая дружба определяется «крепостью», проверенной ситуациями и временем. С такой дружбой ребенок поймет, что не страшно быть самим собой, что тебя готовы понять, что ты нужен.
Смысл потребности в дружбе будет отличаться по мере взросления ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку будут нужны товарищи по игре. И друзья для него – это все, кто с ним играет. Совместная деятельность становится главным фактором подружиться. По мере взросления у ребенка выстраивается круг друзей по интересам, совпадению позиций, увлечений. И такие отношения могут длиться достаточно долго. Но именно основа их построения (общность интересов и потребностей) в определенный момент может стать причиной разрыва отношений. Дети могут по-разному развиваться, изменить свои вкусы и мечты, перестать соответствовать эмоционально, интеллектуально. Часто, если один ребенок становится более самостоятельным раньше своего друга, то им сложно сохранить отношения при разнице формы жизни. На дружбу может повлиять и возникновение любовных отношений. Но именно в более «взрослой», а не в ранней детской дружбе, ребенок учиться осознавать самого себя, свои потребности, включая потребность в близком человеке. На этих отношениях он будет учиться соотносить свои переживания с переживаниями другого человека, свои и чужие интересы, цели. Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоций, определения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства.

Сложности дружбы и родительское поведение.

Для родителей самая оптимальная позиция в детской дружбе – находится неподалеку на случай непонимания ребенком дружеских нюансов или при необходимости поддержать его в разочаровании. Самая большая ошибка родителей – реализация своих амбиций общения. Например, большинство родителей хотят, чтобы ребенок был популярен среди сверстников. Но не каждому ребенку эта роль «в центре внимания» необходима. Как и наоборот, стеснительные родители могут быть обеспокоены слишком широким кругом общения ребенка. И когда сталкиваются в этих позициях разные темпераменты ребенка и родителей – жди беды в виде нравоучений и упреков. Родителям необходимо выработать в себе максимальную возможность объективности.
Наибольшей родительской поддержки в дружбе ребенок будет требовать, примерно, от пяти до пятнадцати лет. Сначала ему будет мешать отсутствие дружеских навыков. Потом ему будет сложно переживать дружеские разочарования, обиды и потери. Взрослый объективный взгляд здесь станет настоящей необходимостью. Ну, а началом любых дружеских отношений будет умение ребенка познакомиться, пообщаться. Хорошо, если с самого раннего возраста родители помогут ребенку научиться правильно знакомиться. Психологи советуют сначала посоветовать ребенку подойти к наиболее общительному малышу на площадке или в детском саду. Поздороваться с ним, представиться и предложить вместе поиграть. Конечно, нужные фразы сначала может подсказать мама. Хорошо, если мама и сама будет показывать умение общаться, например, на прогулке с другими мамами. Но не следует заставлять ребенка играть с каким-то ребенком, если есть дружеские отношения именно с его мамой. Возможно, малыш этой мамы совсем не будет близок вашему ребенку. Изначально уважайте дружеские предпочтения вашего ребенка. Дети в раннем возрасте могут принять навязанную дружбу, но позитивных эмоций и пользы для личностного развития такая дружба не принесет.
После десяти лет ребенок начнет постепенно отделяться от родителей, искать свой круг общения. Но друзья в это время могут меняться, хотя бы по причине отсутствия хороших навыков социализации, буйства гормонов, неустойчивой нервной системой, а для некоторых и желания лидерства.
Вполне обоснованные сложности с дружеским общением могут появляться у ребенка при переезде на новое место, смене детского сада, школы, класса. Другие стрессовые ситуации также могут повлиять на дружбу малыша. Среди них развод родителей или потеря одного из родителей. При любых изменениях родителям следует говорить с ребенком. Если перемены предсказуемы, не помешает готовить к ним ребенка заранее, обсуждать возможные изменения или их отсутствие при сложившихся обстоятельствах.
Ребенка может бросить друг. Тогда вам нужно обязательно поговорить, стать его поддержкой, дать понять, что в любое время вы сможете ему помочь. Хорошо постараться разговорить ребенка. Спросить, как он думает, почему прервалась дружба. Но критику и советы стоит отбросить. Лучше помогите разобраться, каким должен быть настоящий друг, как эти отношения соответствовали дружеским. Не следует самому ругать бывшего друга, возможно, они скоро помирятся. Не нужно выяснять отношения с родителями другого ребенка – позвольте ребенку самому разобраться. Хорошо, если родители помогут расширить круг общения ребенка (увлечь дополнительными занятиями).
Если ребенок сам решает не дружить с кем-то, не уговаривайте его продолжить отношения. Помогите ему сделать разрыв более корректным. Например, научите ребенка говорить с позиции «я», не обвиняя друга в его дружеской «непригодности»: «Я сейчас хожу на танцы, и у меня не остается времени на общение». Поделитесь своим положительным опытом. Поговорите о том, что бывший друг может остаться хорошим приятелем, с которым не будет таких же тесных отношений, но и не обязательно разрывать совсем. Если друг поступил плохо, и лучше с ним действительно не общаться, научите ребенка сказать о своих чувствах другу, не обвиняя его как личность: «твой поступок меня очень обидел, и я не хочу больше такого повторения, поэтому нам лучше не общаться».
Часто дети заводят отношения с более веселыми детьми, с теми, кто дает им повод чувствовать радость. Но следует научить понимать ребенка, что это не может являться единственным компонентом дружеских отношений.
Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Главное, не потеряйте контакт с ребенком. Наоборот, приглашайте их к себе домой, наблюдайте их общение и разговоров. Хорошо помочь ребенку найти более оптимальный круг общения. Например, предложив записаться на какой-то кружок или в секцию. Возможно, это сформирует новый круг друзей и отдалит от нежеланного вами друга. Но если, дружба ребенка становится для него угрозой, то вмешательство должно быть неотложным. Хотя оно не должно быть и грубым. Объясните, что вы беспокоитесь о ребенке. Не обвиняйте его друга, а раскройте смысл его поведения. Сравните жизнь и ощущения ребенка до этой дружбы и во время неё. Если данная дружба критично опасна для ребенка, скажите, что вам важнее безопасность ребенка, чем его обида на ваш запрет общаться с другом. Возможно, для ребенка это не столько дружба, сколько настоящая зависимость, и он реально нуждается в вашей помощи. Сигналами к беспокойству могут стать: нарушение аппетита, сна, отказ идти в школу (в секцию), суицидальные попытки. Если понадобится, обратитесь за помощью к психологу. Вмешательство профессионала понадобится и в случае неразрешенного конфликта в течение 3-х месяцев.
Будут случаться у ребенка и временные дружеские отношения (в детском лагере, на отдыхе). Хорошо, если вы поможете ребенку смягчить расставание с другом, научите его поддерживать отношения на расстояние, а главное, ценить те, моменты, которые они провели вместе. Постепенное иссякание этих отношений, как правило, закономерно, но менее травматично, чем резкий разрыв.
Помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример человечности и верности!