Журналист как профессия

Журналистские ворота открыты для новых специалистов

Эта профессия остается актуальной и востребованной до сих пор. Мнение, что журналистика вымирает — ошибочно. Ведь людям и сегодня, и завтра, и через год необходимо будет знать о новых событиях, использовать эти знания для собственного саморазвития и общения с другими людьми.

Кто же такой журналист? Этот человек занимается поистине полезным и важным делом: он пишет о новостях, общается с людьми, берет у них интервью.

Интересно

Главное в его профессии — это не пройти мимо «вкусной» темы для сюжета. Он всегда должен быть в курсе последних событий.

Журналист не только обладает новой и интересной информацией, но также распространяет её, преподнося в правильной литературной форме читателю или зрителю. Не зря критик Том Стоппард писал: «Я глубоко убежден, что если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого». Ну как настолько полезная профессия может умереть?

Если говорить о направлениях, то к ним относят:

  1. Периодическую печать. Это направление зародилось раньше других и очень распространено сейчас. Информация передается с помощью печатных изданий: газет, журналов.
  2. Тележурналистику. Здесь основой выступает видеосюжет. Он способен максимально воздействовать на зрителя и является одним из самых популярных.
  3. Радиожурналистику. Это особый жанр, где ведущего не видят, а слышат. Радиожурналист должен уметь повлиять на зрителя эмоционально, с помощью слов.
  4. Фотожурналистику. Несложно догадаться, что в таком направлении преобладают фотоснимки. С помощью них и происходит рассказ о событиях.
  5. Интернет-журналистику. В век информационных технологий бумажные газеты начинают заменяться электронными. С появлением интернета любой человек может попробовать себя в качестве создателя средств массовой информации.

Какие еще бывают журналисты? Помимо перечисленных, прямое отношение к профессии имеют комментаторы (футбольных матчей), репортеры, копирайтеры, военные корреспонденты, гонзо-журналисты (пишут свое мнение от первого лица), обозреватели.

В каждое направление требуются свои специалисты, так как изданий становится все больше и больше. Но и дефицита при этом не существует, поэтому начинающему автору придется столкнуться с такой проблемой, как конкуренция, ведь профессия достаточно популярна.

Лидеры в отрасли: знаменитые представительницы

Особое внимание хочется уделить примерам талантливых женщин, чья деятельность способна вдохновить начинающего автора.

Лидия Качо

Прославилась на весь мир благодаря неординарным темам своих статей. Она писала о насилие и рабстве женщин и детей. Ей даже удалось проникнуть под видом танцовщицы в те места, куда вход журналистам был воспрещен. Он взяла интервью у маленьких детей, у директора порнографических компаний с целью узнать, как связана торговля людьми с работой бизнесменов. В 2005 году она была похищена мексиканской полицией, а в 2006 получила премию за журналистскую отвагу.

Маргарита Симоньян

Главный редактор канала Russia Today. После школы она поступила на факультет журналистики, в это же время издала сборник стихов собственного сочинения, благодаря чему ее взяли на работу в телевидении. В 19 лет она уже присутствовала в самых «горячих точках» мира, что принесло Маргарите большую известность. В 22 года она стала корреспондентом программы «Вести» и сопровождала президента Владимира Путина. С 2012 года занесена в список самых влиятельных женщин России.

Елена Летучая

Её журналистский путь начался в 29 лет, когда она решила поменять свою жизнь и идти учиться в школу телевидения. Она уделяла учебе все свое свободное время. У девушки не было ни связей, ни опыта, ни стабильной работы, но она всегда знала и верила, что ее ждет успех. Запомнилась всем она программой «Ревизорро», за что в 2016 году получила премию «Тэфи».

3 разных опыта, непохожие друг на друга личности с разными жизненными путями. Но всех этих женщин объединяет невероятная сила воли, стремление к успеху и смелость.

Плюсы/минусы

Как и в любой профессии, тут есть свои достоинства и недостатки. Начнем с преимуществ:

  1. Ваша детская мечта встретить известную личность может исполниться. Вы не только встретите, но и пообщаетесь с ней.
  2. Возможность путешествовать.
  3. Вы часто в гуще событий и общаетесь с интересными людьми.
  4. Карьерный рост. Будете вы обычным журналистом или главным редактором известного журнала зависит только от вас и вашего профессионализма.
  5. Свободный график. Вы можете написать статью дома или в кафе, сделать перерывы, когда вам будет удобно.

Недостатки:

  1. Ненормированный рабочий график. Как правило у журналистов нет выходных. Они могут поехать на горячую точку и ночью, и днем, даже если они сегодня отмечают день рождения. Интересное событие не будет ждать. Побыть с семьей или с друзьями тоже редкость.
  2. Стресс. Настроение может испортить и беседа с человеком, и неприятное обстоятельство, и просто навалившаяся усталость. Если человек сильно впечатлительный или принимает проблемы близко к сердцу, то ему будет крайне сложно работать в такой специальности.

Профессиональные умения

В России существуют специальные документы для сотрудников СМИ – список знаний и умений, которыми они должны обладать или, другими слова, что должен знать журналист:

  • Корреспондентам, помимо высшего образования, необходимо интересоваться политическими и экономическими проблемами страны , составом населения.
  • Специалист по печатным СМИ должен сочетать в себе художественный вкус и требования заказчика, уметь правильно объяснить сотрудникам задания редактора.
  • Телеведущий должен учитывать пожелания канала при составлении своего внешнего вида, соблюдать правила внутреннего трудового порядка. Ему необходимо уметь воздействовать на аудиторию и речью, и мимикой.
  • Журналист должен быть готов в любое время поработать с текстом, если это срочный заказ, подготовить вопросы, если он неожиданно выезжает на интервью, быть морально и физически подготовленным к спонтанным поездкам.

К наиболее популярным трудовым операциям можно отнести создание перечня вопросов, фиксирование ответов в блокнот или диктофон, анализ материала и вывод на электронный или бумажный носитель.

Карьерный рост: куда податься

Сначала журналист работает на свое имя, а потом его имя на него.

  • Бывшие студенты не сразу начинают писать для крупных изданий. Можно начать с внештатного корреспондента или малоизвестных газет, пробиться на местные телеканалы.
  • После этого попробуйте свои силы в более крупных изданиях или каналах.
  • Следующая ступень — редактор рубрики.
  • Далее идет начальник отдела.
  • И так до главного редактора СМИ.

Важно

Практика начитается в университете. Без опыта работы в солидную компанию вас не возьмут. Поэтому соглашайтесь на любые заказы от организаций.

Многие задаются вопросом: как стать журналистом и с чего начать свою карьеру. Первым делом соберите резюме с вашими самыми удачными статьями и видео (лучше, чтоб они были на разные темы), шлите работы даже туда, куда журналисты или телеведущие пока не требуются, вдруг удача улыбнется, и вам достанется работа. Не забывайте про интернет и биржи, ведь начать работать можно и удаленно. Сейчас в России открыто более 300 вакансий, и пробиться возможно везде, главное — желание.

Критерии профессионализма:

  • Качество выпускаемого вами материала.
  • Стабильность.
  • Эксклюзивность и уникальность темы.
  • Информативность статьи.
  • Наличие контактов и связей.
  • Быстрая скорость написания текстов (для печатного журналиста).

Непрерывное повышение квалификации

Это востребованное направление в вузах среди абитуриентов.

Как показывает статистика, чтобы работать журналистом, не обязательно получать диплом об окончании «журфака». Но тем не менее, чтобы выучиться на такую профессию, поступайте в вузы на следующие специальности:

  1. Гуманитарные науки.
  2. Журналистика.
  3. Культурология.
  4. Литературное творчество.
  5. Филология.

Школьникам необходимо заранее выяснить, какие экзамены нужно сдавать на журналиста. Почти в каждом вузе преподают по этой специальности, например:

  1. МГУ (350 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по русскому, литературе, английскому;
  2. СПбГу (220 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по русскому и литературе;
  3. Высшая школа экономики (270 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по русскому, литературе, английскому;
  4. МГИМО (510 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по русскому, литературе, английскому.
  5. НГУ (125 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по истории, литературе, русскому.
  6. КФУ (114 тыс.руб.год). Требуются ЕГЭ по русскому и литературе

Это лишь некоторые вузы, на сайте каждого вуза подробно написано, какие предметы надо сдавать на журналиста.

Не стоит забывать о творческом задании, результаты которого впоследствии суммируются с баллами ваших ЕГЭ. Итак, помимо экзаменов, в каждом вузе вы должны будете пройти ряд «испытаний». Обычно это сочинение (эссе) и собеседование. Вопросы могут быть разные: философские рассуждения, тема политики и культурной жизни в России, о вашем любимом журналисте.

Обучение в очной форме рассчитано на 4 года, а в заочной — на 5-5,5 лет.

Успех в профессии: как обогнать конкурентов

  • Талант журналиста заключается в том, что он может «сжать» и отредактировать материал за максимально короткие сроки. Это важнейшая способность, и обладать ею можно только после долгой практики.
  • Текст, с одной стороны, должен быть интересен, полезен, а с другой — не перегружен фактами и цифрами. Уловить эту грань должен научиться любой начинающий журналист.
  • Специалист занимается не только информированием читателя, но и формированием общественного мнения, поэтому он берет на себя ответственность за статью, даже уголовную.
  • Главное в деле — экспериментировать, не бояться писать на те темы, в которых еще не пробовались.
  • Нельзя врать, клеветать, обманывать для получения большей прибыли. Согласитесь, что всех денег на земле заработать не удастся, а свою репутацию подпортить сможете в один миг.
  • Все в совокупности сделает вас профессионалом своего дела.

К самым доходным и приоритетным отраслям журналистики можно отнести теле- и радиожурналистику, а также специальность спортивного комментатора. Но такие отрасли требуют особой харизмы и обаятельности ведущего.

Это основное, что нужно знать новичку, чтобы стать профессиональным журналистом.

Особенности работы обозревателем

Особенности работы обозревателем. Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией.

Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий, который может рассматривать один факт или событие. Обозрение чаще всего ограничивается хронологическими или тематическими рамками. При всем тематическом разнообразии телепередач этого жанра, можно выделить общие обозрения, где рассматриваются различные события на конкретном отрезке времени, а также специализирующиеся тематически.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник или научный сотрудник, заслуженный врач или выдающийся аналитик. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры», о котором упоминалось выше, – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном.

По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов. Обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии.

Кроме того, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он, скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но работа обозревателя и комментатора имеет и много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю. Тот и другой, как правило, люди зрелого возраста, имеющие солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. Обозреватель должен знать: законодательство о средствах массовой информации, специфику информационной работы, основы газетно-журнального производства, методы подготовки материалов в печать, методы редактирования, грамматику и стилистику русского языка, этику журналистской деятельности, правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами, пр специфику закрепленных за ним тематик, методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

Обозреватель поддерживает постоянную связь с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами, иными средствами массовой информации.

Он обеспечивает соответствующие подразделения редакции обобщающей информацией по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, социальной, культурной и пр.) закрепленных за ним объектов или регионов. Так же, готовит к публикации аналитические, обобщающие, обзорные материалы по закрепленной за ним проблематике с широким привлечением документов и материалов, по материалам зарубежной, федеральной и региональной прессы, а также других источников (в том числе и конфиденциальных) с обязательным выражением собственного мнения по рассматриваемому вопросу.

Осуществляет подготовку обзоров событий с их анализом за конкретные промежутки времени. Кроме того, производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации. 1.5 Интервьюер Интервью, по мнению опытных журналистов, – это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для обоих собеседников.

Интервью – непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью. Существует несколько основных разновидностей интервью, знать которые необходимо хотя бы для того, чтобы не оказаться в роли известного русского народного персонажа, который плакал на свадьбе и плясал на похоронах.

Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные типа «вокс-поп» (в России их называют «интервью-анкета»), тогда интервьюер — это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. Анкета, ручка и улыбка на лице – вот главные орудия сотрудника, являющегося основным звеном между мнениями людей и теми, кому эти мнения интересны. Разумеется, физическое изображение человека присутствует в любом из вариантов, но портретное интервью отличается от информационного или «вокс-попа» так же сильно, как произведение фотохудожника от моментальной фотографии на пропуск.

Иногда полагается, что набор одних и тех же стандартных вопросов («что вам нравится?», «что не нравится? «, «что цените в мужчинах?», » в женщинах?», «над чем сейчас работаете?», «расскажите что-нибудь о «, «что больше всего запомнилось?», «что вы цените в искусстве?» и т.п.), выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку, причем безапелляционно, словно сам-то интервьюер знает правильные ответы на любой вопрос.

Это глубокое заблуждение. Настоящий серьезный интервьюер придумывает вопросы каждый раз новые – исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос – вещь одноразовая. Найти хорошего интервьюера сегодня непросто. Работа с людьми требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.

Убедить респондента в том, что именно его мнение очень важно, – дело не из легких. Кроме того, интервьюер должен быть ответственным: заполнять бланки добросовестно и сдавать анкеты в срок. От интервьюеров очень многое зависит, порой больше, чем от исследователя. Ведь если интервьюеры исказят собираемую информацию (в достаточном объеме), и это не будет обнаружено, то последствия могут быть далеко не радужными. Именно по этой причине важнейшими требованиями к кандидату являются ответственность и честность.

Информационные интервью делятся на два основных вида: есть «интервью-факт» и «интервью-мнение». В первом случае интервьюер ищет свидетельства очевидцев, видевших событие. Репортер, берущий информационные интервью, занимает определенную позицию: он добывает документальный материал по поручению и от имени зрителя. Сложнее роль интервьюера в больших диалогах. Тут интервьюер может выступать как заботливый друг, если имеет дело с человеком, не очень уверенным в себе. Эта роль предполагает, что журналист оказывает значительную помощь собеседнику.

Тип взаимоотношений – сотрудничество. Можно заранее договориться о круге вопросов, не определяя, впрочем, точных формулировок. Острее и интереснее бывает соперничество, когда журналист выступает в роли скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит аргументы противоположной стороны (не «от себя», а «говорят, что «). Если журналист располагает фактами, которые собеседник хотел бы скрыть, он выступает как некий разоблачитель – но делает это корректно, не превращая интервью в допрос.

Иногда полезно сыграть наивного человека, «валять дурака», прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры), а потом уже выложить свои «козыри». Таким образом, интервьюер сочетает в себе таланты исследователя и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов журналист знакомится с досье на своего героя, если таковое имеется в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями в прессе. До основных вопросов могут быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор.

Контактный вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой, если эфир прямой – можно спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т.п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Надо реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос.

То есть вести себя, как в нормальном разговоре. Это и будет «высший пилотаж». Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек знает многое, но хочет узнать еще больше; это человек воспитанный, грамотный, словом, – личность, а не подставка для микрофона. На лице – заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, не обязательно.

Следует учесть еще два профессиональных аспекта. Первый. Если есть возможность выбирать место проведения интервью – необходимо продумать, где лучше всего будет выглядеть ваш разговор с собеседником: в студии (здесь журналист – хозяин и принимает гостя «на своей территории»), на службе у собеседника (здесь уже журналист «в гостях»). Встреча может состояться дома, на даче, на рыбалке и т.п. – если разговор со службой не связан и хочется получить информацию о частной жизни, пристрастиях, увлечениях собеседника.

Можно сочетать все эти варианты: одни вопросы задать на работе, другие – дома или на отдыхе, таким образом, ваш собеседник предстанет и официальным лицом («в галстуке»), и раскрепощенным обстановкой. Если интервью посвящено воспоминаниям о каком-то важном событии в жизни вашего собеседника, лучше всего поехать с ним на место, связанное с событием. Наиболее трудные моменты в каждом интервью – вводные, начальные фразы.

Плохо поступает журналист, когда начинает, обращаясь к зрителям, давать характеристики собеседнику. При этом герой не знает, куда девать глаза. Гораздо лучше совместить представление и первый вопрос. Произнеся первую фразу на камеру, развернуться к собеседнику и вместе с ним развивать разговор. 1.6

Развернуть