Все о профессии врача

О специфике социальной роли врача-педагога Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ВРАЧА-ПЕДАГОГА Шурупова Р.В., Макарова И.И.

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, кафедра теории и технологии обучения в высшей школе, кафедра педагогики и медицинской психологии г. Москва

Аннотация. Отмечается социальная роль врача-педагога в подготовке будущих врачей-профессионалов, соответствующих запросам рынка труда. Подчёркивается важность социолого-психологического и педагогического анализа различных проблем в области обучения врачей и в процессе получения ими дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы».

Ключевые слова Врач-педагог, социальная роль, инновационные технологии.

В системе высшей медицинской школы преподаватель, является профессионалом в узко медицинской специальности, то есть многие преподаватели работают на клинических кафедрах. Вместе с тем, они не имеют педагогического образования, не имеют знаний в области методики и дидактики обучения, психологии и педагогики. Врач-педагог, готовя студентов к будущей работе врача, должен адаптировать их в новую достаточно агрессивную среду, которая включает работу с пациентами; работу с их близкими и с родственниками; работу в экстремальных ситуациях.

Врач-педагог выполняет одновременно два сложных вида профессиональной деятельности: врачебную и педагогическую. Специфика его социальной роли при этом заключается в сочетании двух видов деятельности и их пересечения в практической плоскости — обучения (передача теоретических и прикладных знаний) и научения (передача навыков и умений). В то же время врач-педагог должен постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, расценивая самообразование как своего рода «социальный заказ» для его социолого — психологической рефлексии. Социальной роли врача посвящено много работ по охране здоровья, однако социальная роль врача-педагога ни разу не анализировалась в исследованиях.

Интеграция педагогической составляющей в профессиональную деятельность врача и формирование новой для него социальной роли врача-педагога требует социологического-психологического и педагогического анализа различных проблем в области обучения врачей и в процессе получения ими дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», изучения условий и факторов, влияющих на успешность данного процесса, обеспечения врача-педагога современными инновационными социально-педагогическими и психологическими технологиями.

Предположим, что социальная роль врача-педагога реализуется через деятельность в контексте его системных связей, как представителя профессии и как члена общества, соответственно она должна быть обусловлена содержательными, уровневыми и историческими особенностями профессиональной идентичности, в которую входят индивидуальный, социальный и инструментальный компоненты.

Мы считаем, что общая модель социальной роли врача-педагога включает частные модели реализации, соотносящиеся с конкретными социальными особенностями

профессиональном среды и типами специалистов, отсюда — её становление и функционирование отличается большой вариативностью.

Социологические исследования, проведенные автором в Первом МГМУ имени ИМ. Сеченова, показали, что довольно большой процент обучающихся (10-50%) не очень ясно представляет себе суть будущей профессии и не планирует в будущем работать по выбранной специальности. Это говорит о потраченных впустую материальных и людских ресурсах, времени и бюджетных деньгах, ушедших на их подготовку. Здесь уместно привести точку зрения социолога Э.Хьюза, что «…в медицину вообще нельзя войти, если к определенному возрасту не была получена определенная подготовка; что некоторые специальности нужно выбирать гораздо раньше, чем другие; что некоторые из них требуют более длительной трудовой деятельности без получения дохода; что жена, являющаяся помехой в одном виде практики, может быть существенным активом в другом; что человек, овладев навыками специальности, может оказаться не склонным и не готовым к принятию требуемых социальных ролей». Врач-педагог должен быть и психологом, знающим основные признаки профессиональной ориентации и умеющим её корректировать. В связи с этим сделаем вывод, что структура и содержание

подготовки врачей-педагогов в системе дополнительного профессионального образования преподавателей высшей медицинской школы являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих междисциплинарное

взаимодействие научного познания человека и профессионального педагогического образования, осознание социокультурных проблем нововведений в ходе непрерывного обучения. Это требует определённого образования, базирующегося на внедрении инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявая Н.В.,Уколова Е.М.,Смирнова Н.Б и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации/ под ред. Академика РАМН, проф. Ющука Н.Д.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ ,2001 — 304с.

2. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа.-2010 864с.

З.Э.Хьюз Изготовление врача: общая формулировка идей и проблем // Журнал исследований социальной политики, том 7, № 3.С.313-326

4.Шурупова Р.В. Социологическая интерпретация и обоснование успешности профессиональной деятельности врача // Вестник Российского университета Дружбы народов. -2011.-№1

Доктор, зачем вы это делаете?

В реанимацию обычно не попадают просто так, если вы вдруг оказались в этом отделении — значит, в организме что-то критически поломалось. Для того чтобы быстро определить все повреждения, наблюдать за тем, чтобы ситуация не ухудшилась, и, само собой, починить сломанное, врачи производят массу разнообразных манипуляций. Не все из них приятны, многие — скорее болезненны.

Однако если вы относитесь к тому типу людей, кто считает, что «предупрежден — значит, вооружен», — возможно, информация ниже будет вам полезна (хотя лучше, конечно, в реанимацию не попадать).

Неинвазивные манипуляции

Большинство при слове «реанимация» рисует себе в голове картинку с пациентом под капельницей, но и до постановки катетеров врачам есть чем заняться. Существуют так называемые неинвазивные манипуляции — для того, чтобы их провести, не требуется каким-либо образом проникать внутрь организма пациента.

Например, сразу по прибытии больного подключают к кардиомонитору. Хотя для этого не нужно делать никаких проколов, все равно это может быть неприятно. Иногда ощущается, что манжета кардиомонитора сжимает руку слишком сильно, но это необходимо для того, чтобы правильно измерить давление — и в случае чего подать сигнал тревоги.

Еще одна просто неудобная, но не болезненная вещь — кислородная маска. Тут жмет, там давит, здесь жарко — но возможность дышать, конечно, намного важнее, да и привыкнуть к маске можно быстро. Многие потом ее даже не замечают.

Катетеризация

Здесь все, конечно, сложнее — понятно, что вторжение внутрь организма не останется незамеченным. Однако практически всегда больным в реанимации ставят катетеры — так проще и брать анализы, и в случае надобности вводить лекарства. Проколы болезненны, двигаться с катетером неудобно, но ничего не поделаешь.

Стоять могут как периферические катетеры, так и центральные — это если по каким-то причинам пришлось катетеризировать центральный сосуд. Без серьезной причины врач не будет этого делать, так что это означает, что других вариантов не было.

Постановка центрального катетера — это малая операция, которая проводится под анестезией, так что сильно больно не будет, разве что будет неудобно двигать шеей — при катетеризации яремной вены повязка располагается на шее сбоку и может ограничивать движения.


Медсестра реанимации

Катетеры ставят не только в кровеносные сосуды. Другие протоки организма тоже периодически в них нуждаются, и это еще более неприятно. Речь идет о мочевом пузыре. Обычно в мочевыводящие пути устанавливают мягкий тонкий катетер, но, например, при гиперплазии предстательной железы с невозможностью самостоятельно мочиться врач-уролог может поставить и жесткий.

Процедура болезненная, но необходимая. При неотведении мочи возможны воспаления мочевого пузыря, инфекция может перейти выше — на почки. Поэтому, несмотря на неудобства, необходимость мочевого катетера бесспорна. В частности, мочевой пузырь катетеризируют после операций с общей анестезией, потому что не всегда пациент может рефлекторно помочиться сам.

Желудок и далее

Не только катетеры могут ожидать человека в отделении реанимации. Здесь часто проводятся гастроскопии и гастродуоденоскопии — диагностические исследования желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью специального аппарата — гастроскопа.

Многие пациенты боятся «глотать кишку», но нужно помнить, что гастроскопия это не только диагностическая, но и лечебная процедура. С помощью гастроскопа опытный хирург может коагулировать (прижечь) язву или наложить специальный зажим-клипсу на кровоточащий сосуд, и тогда удастся избежать операции.

Еще одна неприятная манипуляция — постановка назогастрального зонда. Назогастральный — это от латинского слова «назус» — нос и греческого «гастер» — желудок. Он представляет собой трубку, идущую в желудок через нос.

Такой зонд необходим при подозрении на желудочно-кишечные кровотечения, кишечные непроходимости и прочие заболевания желудочно-кишечного тракта. Он используется, чтобы очистить желудок от содержимого перед операцией или при пищевых отравлениях. Также зонд необходим для питания в том случае, если пациент не может глотать самостоятельно (например, при инсультах).

Все, что делают врачи в реанимации, они делают ради спасения человеческой жизни. Когда счет идет на минуты или даже секунды — времени на то, чтобы провести процедуру безболезненно, может не быть. И к этому тоже нужно быть готовым.

Анастасия Ларина

Врач — профессия благородная и ответственная

Есть такая поговорка «Все работы хороши!». Это верно, но слова какие-то сухие, грубые: «работа» ассоциируется со словом «раб», «хороши» — какая-то неполнота действия. Для меня приятней слово «профессия». Её можно выбрать самому, а работу навязывают.

Как определиться с выбором, чтобы и дело жизни было бы в радость? Но это так не просто — выбрать ту единственную, в которой ты сможешь стать настоящим мастером. Если говорить о самых трудных и напряженных профессиях, пожалуй, в первую очередь назовут тяжелые мужские специальности, вспомнят о пожарниках, спасателях, милиционерах или военных. Самыми знающими назовут ученых, всех работников умственного труда. Но, по моему мнению, существуют люди, работа которых объединяет все названные характеристики. Дело их жизни — самое необходимое, самое трудное, самое ответственное, требующее постоянного совершенствования и даже самопожертвования. Это люди, перед которыми стоят важнейшие задачи — распознавать, лечить, предупреждать болезни, обеспечивать сохранение и укрепление здоровья людей, бороться за каждого человека и спасать им жизнь. И люди эти — врачи.

С давних пор именно им принадлежит заслуга продления жизни. Во времена, когда опустошительные эпидемии и войны уносили жизни миллионов людей, врачи упорно искали способы избавления и защиты от опасных заболеваний, старались снизить осложнения после ранений и оперативных вмешательств. Они создавали все новые лекарства и вакцины, часто испытывая их на себе, чтобы не подвергать опасности других людей. Благодаря им появилась возможность предупреждать и лечить огромное количество заболеваний, ранее считавшихся смертельно опасными.

В мире постоянно появляются новые, неизвестные болезни, вспыхивают эпидемии, уносящие жизни миллионов людей. И, как всегда, на выручку приходят » стражи здоровья» — смелые, решительные люди, которые подвергаются неведомым опасностям, вступая в борьбу с вирусами, микроорганизмами и другими возбудителями заболеваний. Врачи, как и раньше, спасают людей, охраняют жизнь на Земле.

В суматохе сегодняшней жизни, когда каждый человек заботится прежде всего о хлебе насущном, вопросы здоровья отходят на второй план. И вспоминаем мы о себе, лишь когда становится совсем плохо. Вот тогда нам в большинстве случаев уже не обойтись без вмешательства специалиста. И врачи каждый день делают все возможное, а порой и невозможное, помогая нам снова вернуться к нормальной, привычной жизни. А как часто представителям этой нелегкой профессии приходится спасать жизни и все зависит от их квалификации, способности принять правильное и своевременное решение. А ошибиться нельзя, так как цена ошибки — человеческая жизнь. Трудно даже себе представить, что стало бы с планетой, если бы не стало врачей, если бы никто не занимался изучением причин и характера заболеваний, не искал спасательных лекарств и методов лечения.

Медицина постоянно находится в развитии. Новые болезни требуют новых знаний. К тому же, знания и умения врача не ограничиваются лишь областью чистой медицины. Настоящий специалист должен быть хорошим психологом — уметь выслушать человека, проникнуть в его душу, узнать, чем он живет, уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру, уметь убедить в правильности и необходимости назначенного лечения. Ведь многие люди, как ни странно, неохотно заботятся о своем здоровье, и часто своим упрямством лишь ухудшают свое состояние, замедляют процесс выздоровления.

На мой взгляд, врачом может стать далеко не каждый. Для этой профессии необходимо обладать особым складом характера, вниманием, терпением, спокойствием, добротой, любовью к людям; и в то же время — твердостью, способностью быстро принимать решения, огромным чувством ответственности. Это непременно должен быть человек, всем сердцем преданный своему делу; человек, который осознает всю важность и серьезность этой профессии; тот, кто не боится трудностей, кто согласен всю свою жизнь посвятить людям и, работая, продолжать постоянно учиться и совершенствоваться.

Врачи каждый день совершают героические поступки: они спасают людей, их жизни, часто рискуя при этом своей. Многими этими качествами, мне кажется, я обладаю, некоторые из них придется в себе воспитать и развить, так как в будущем я хочу посвятить себя именно этой трудной, ответственной, но такой нужной профессии. В моей семье и среди родственников нет врачей, но есть близкие, которым хотелось бы помочь, восстановить их трудоспособность, вернуть к полноценной жизни, дать возможность опять радоваться и наслаждаться ею.

Очень хотелось бы достичь вершин в своей будущей работе или совершить открытия, но для этого нужно так много узнать и так долго учиться!

Доклад сообщение на тему Профессия врача (доктора)

Профессия доктора является одной из наиболее престижных и почетных в обществе. Даже на полях сражений доктора являются неприкосновенными людьми, да и в мирный период гражданские люди всегда относятся к докторам с почтением.

Изначально эта работа исходит из деятельности шаманов и священников, которые в племенах были главными людьми знания и собирали, в том числе и сведения о человеческом организме.

Далее лекари становятся отдельной профессией и даже в древних цивилизациях мы видим подразделение на придворных докторов, которые лечат людей высшего света и народную медицину, которая использует наиболее доступные лекарства и способы лечения. Сейчас основные достижения медицины доступны и для простых людей, но народная медицина продолжает пользоваться популярностью.

Современная медицина

Из древних времени мы помним имена знаменитых докторов: Авиценна, Гиппократ. Помимо этого в древние времена исследованием медицины занимались и известные мыслители. К примеру, Аристотель тоже изучал медицину и писал об этом.

Современная медицина условно начинается с Парацельса – исследователя 15 века, который одним из первых начал изучать анатомию на трупах и проводить публичные лекции. Он перешел на совершенно иной уровень, который объединил знания о химии, анатомии и других аспектах.

Далее новый этап в медицине начинается благодаря развитию технологий. Сейчас наблюдается совершенно особый этап, который связан с возможностью работать на микроуровнях наподобие исследования и модификации генов. Нынешняя медицина предлагает людям невероятные достижения, которые позволяют лечить множество недугов и улучшать человеческое существование.

Тем не менее, профессия доктора до сих пор остается актуальной и требует профессионализма во многих сферах. Современный доктор не только профессионал в собственной области, но также и чуткий психолог, носитель этических идеалов.

Для того чтобы обучиться на доктора требуется пять лет обучения в Вузе. После чего требуется обучаться в интернатуре и ординатуре, которые являются аналогом аспирантуры в простом Вузе. Таким образом, полное обучение на доктора может составить до 10-12 лет.

Специализаций доктора в современном обществе огромное количество. Наиболее общей является терапевт, который направляет к специалистам узкого профиля.

Доклад Профессия доктора

Роль врача может несколько измениться в зависимости от того, являетесь ли вы врачом общей практики или специалистом, работающим с детьми или определенными состояниями здоровья. Однако несколько общих обязанностей и задач соответствуют описанию большинства врачей. Чтобы стать врачом, вам необходимо усердно учиться, поскольку вам потребуется много знаний и несколько лет стажировок, прежде чем стать настоящим врачом.

Приобретение истории болезни пациента и обновление медицинских карт являются общими задачами для врачей. Когда новый пациент входит в вашу практику, он обычно приносит записи от предыдущего врача. Во время начального посещения врач может задавать вопросы, чтобы узнать историю пациента более лично и выявить любые возможные пробелы в истории или записях. Во время первоначального посещения и последующих наблюдений врачи обновляют записи, лично или через медсестру, с новыми диагнозами, результатами тестов и процедурами.

Первая ключевая обязанность врача в процессе ухода за пациентом заключается в оценке, тестировании и диагностике состояний. Медицинская профессия подчеркнула больше профилактических назначений и тестирования для защиты от развития. Сюда входят оздоровительные осмотры. Кроме того, когда пациенты приходят с симптомами, врач должен их оценить, провести тесты и определить, какие, если есть, медицинские условия.

После того, как медицинское состояние обнаружено, обязанности врача переходят на лечение и уход за пациентами. В более обычных ситуациях это может включать планирование последующих визитов для повторной проверки симптомов или для отслеживания прогресса пациента в восстановлении. Врачи также обычно назначают лекарства и методы лечения для основного ухода. В более экстремальных случаях, или когда существуют особые потребности в области здравоохранения, врачи могут направить пациента к специалисту для дальнейших осмотров или лечения.

Врачи также играют консультативную роль для пациентов. Пациенты часто звонят в офис своего врача, ища советы или рекомендации по лечению основных проблем со здоровьем. В этих случаях врач может предложить простые домашние средства или посещение.

>Картинка к сообщению Профессия врача

Популярные сегодня сообщения и доклады

  • Доклад-сообщение Морковь

    Корень Моркови имеет округлую форму или немного удлиненную. Наверное, каждому известно, что морковь относится к корнеплодам. И в ней находится огромное количество разных питательных и нужных

  • Доклад Обитатели океана 2, 3, 7 класс Окружающий мир сообщение

    Если посмотреть с космоса на Землю, то можно сказать, что третью часть ее площади занимают океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый

  • Сообщение доклад Достопримечательности Москвы

    Москва, несомненно, является огромным мегаполисом с чрезвычайно богатой культурой и историей.

  • Доклад на тему Николай Коперник сообщение 5, 7 класс

    Николай Коперник был астрономом из Польши. Стал известен созданием гелиоцентрической системы мира. В университете помимо астрономии Копернику хорошо давалось изучение права и медицины.

  • Доклад Ракообразные (3, 7 класс. Биология. Окружающий мир)

    Ракообразные относятся к подтипу жабродышащих. Этот представитель фауны довольно распространен в настоящее время. Класс ракообразных включает свыше 30000 видов животных.

  • Доклад на тему Прыжки в длину с места сообщение по физкультуре 3, 5 класс

    Прыжок в длину с места – это одна из дисциплин легкой атлетики, которая в начале 19 века входила в программу Олимпийских игр, а сейчас является упражнением при занятиях физкультурой и сдаче н

Врач

Запрос «Доктор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Врач-неонатолог — В. Апгар С. П. Боткин — врач-терапевт, основоположник русской клинической медицины

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

Врач — человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека. Во многих странах мира требуется разрешение местных органов власти на деятельность врача, либо соответствующая квалификация, незаконная же деятельность влечёт наказание. В России например, незаконная врачебная деятельность является уголовно наказуемым деянием, в случае если таковая стала причиной существенного вреда. Врач — доктор, медик, также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности (кроме зубных врачей, имеющих средне-специальное медицинское образование (не путайте со стоматологами)).

Основная работа практикующего врача заключается в предотвращении, распознании и лечении заболеваний и травм. Это достигается путём постоянного повышения квалификации и совершенствования врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями.

Ветеринарный врач — лицо с высшим ветеринарным образованием. Зубной врач (в отличие от стоматолога) — имеет среднее медицинское образование. Область деятельности зубного врача в стоматологии ограничена, но, несмотря на это, он может оказать все виды первой стоматологической помощи.

Главный врач (в постсоветских странах) — руководитель медицинского учреждения, лицо с высшим медицинским образованием.

Этические основы врачевания

Клятва врача

Перед началом профессиональной деятельности российский врач клянётся соблюдать принципы, изложенные в «Клятве врача» (1999 г). «Клятва» содержит 8 этических принципов и обязательств. Врач является профессией, имеющей специальный раздел в УК РФ, описывающий профессиональные правонарушения.

Ранее существовали следующие клятвы:

  • «Присяга врача Советского Союза» (1971 год, с 1983 года — с дополнением);
  • «Факультетское обещание русских врачей» (конец XIX — начало XX веков) было полностью основано на христианских ценностях, оно призывало служить больному человеку, а не рассматривать его как средство для личной наживы;
  • «Женевская декларация» (1948 год) принята Генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации, представляет собой современное переложение Гиппократовой «Клятвы». В 1949 году декларация вошла в «Международный кодекс медицинской этики».

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  • 1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками,
  • 2) принцип не причинения вреда (noli nocere),
  • 3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),
  • 4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,
  • 5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии,
  • 6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,
  • 7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,
  • 8) обязательство личного совершенствования,
  • 9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

В настоящее время клятва устарела, так как современная медицина допускает совершение абортов и хирургическое лечение каменной болезни, кроме того в оригинальной клятве врачу запрещалось лечить раба без согласия на то его хозяина.

Кроме того, в России существуют этические обязательства различных медицинских сообществ. Так, «Клятву православного врача» принимают члены Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Медицинская этика

Занимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется:

  • Этическим кодексом российского врача (Кодекс врачебной этики РФ, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994; одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.)
  • этическими требованиями ассоциации, в которой состоит врач
  • международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии
    • «Международным кодексом медицинской этики»
    • «Всеобщей Декларацией о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО (2005 г.)

Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).

В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки. Российский закон формулирует врачебную тайну, как «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении».

Врачебная деонтология

Деонтология, как часть этики — наука о врачебном долге.

Деонтология не может предоставить какую-либо значимую определенность по многим вопросам сегодняшнего дня и многовековой давности (например по этическим аспектам абортов, эвтаназии, сокрытия информации, экспериментам в лечении больных).

Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность решения возникающих при этом нравственных проблем в рамках традиционной медицинской этики — вызывают серьёзную озабоченность общества.

В практической медицине на первый план выходят следующие проблемы:

  • неготовность граждан заниматься собственным здоровьем, отсутствие эффективной деятельности по просвещению населения,
  • безразличие общества к медицинским проблемам,
  • нежелание лечить стариков,
  • отсутствие серьёзной медицинской науки,
  • ложное представление о роли денег в медицине,
  • проблема абортов, демографическая проблема,
  • низкая квалификация среднего медицинского персонала,
  • неукомплектованность лечебно-профилактических учреждений.

Социальная роль

Врач традиционно пользуется особым статусом в любом обществе, и к нему предъявляются высокие этические и правовые требования.

Социальный статус врача в России противоречив. Следует признать несоответствие уровня квалификации и напряжённости труда величине материального вознаграждения. Так, врачи часто работают сверх установленных норм по времени и объёму, по негибкому графику, а зарабатывают меньше, чем другие специалисты, чьё образование сопоставимо по продолжительности и сложности.

Принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах не только охраны здоровья (должен, к примеру, не курить, не употреблять алкогольные напитки, вести активный образ жизни, правильно питаться), но и морали. Существует мнение, что врач должен быть всецело предан делу Медицины, милосерден, требователен к себе, скромен в быту и потребностях, трезв в оценках, проявлять силу духа и решительность в сложных жизненных ситуациях.

Медицина, как отрасль человеческой деятельности, занимает совершенно особое место потому, что наука в ней сочетается с ценностями, т. е. подходом, не имеющим ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода — сострадание. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение. Отклик достаточно творческий, чтобы подвигнуть врача к действию, основанному на уважении к конкретному человеку и значительности этого человека.

Проблемы врачей в России

Участковый терапевт

Свидетельства успешности последних реформ системы здравоохранения, предполагавшей ускорить и повысить качество медицинской помощи пациентам посредством деятельности участковых терапевтов, отсутствуют, и в то же время существуют факты говорящие против их практической полезности. Участковый терапевт, получивший большую нагрузку за неимением достаточного времени и оборудования, превратился в диспетчера, направляющего больного или к «узким» специалистам, или на госпитализацию. Врач потерял чувство ответственности за больного разделяемого между многими специалистами, пациент остался в «подвешенном» состоянии, в результате снизилась квалификация, упал профессиональный интерес, престиж и в целом качество обслуживания пациентов, возник вопрос полезности их финансирования. Терапевт теряет интерес к пациенту вследствие бумажной волокиты и громоздкой отчетности, уменьшающих время приёма пациента по ряду причин:

  • необходимость рутинного заполнения больничных листов, справок и иных документов,
  • требования финансовой отчетности, в том числе о выдаче лекарств по льготным рецептам,
  • ежемесячная выдача одинаковых рецептов хроническому больному, не имеющему нужды в совете лечащего врача

Предлагаемые решения проблемы:

  • возложение части бюрократии на дополнительных работников (в свою очередь повышает траты на его содержание),
  • использование программного обеспечения.

2. Вопрос о медико-экономических стандартах.

Бытует мнение, что существующие стандарты лечения — причина следующих проблем:

  • ограничение учёта индивидуальности пациента,
  • малый спектр стандартного выбора лекарств и методов терапии,
  • «закоснение» клинического мышления врача

Эти проблемы — следствие «дефекта» существующей социальной политики. Ряд врачей предлагают принятие новых регламентирующих документов.

Некоторые врачи считают, что суть врачебной профессии и заключается в выполнении выработанных стандартов, которые существуют сейчас почти на все случаи медицинской практики. «Стандарты защищают больного от гениальности врача». Иные медики полагают, что в России врачей, следующих этим стандартам, ничтожно мало.

Тем не менее, врачи едины в том, что полностью исключать стандарты в медицине — неразумно, и мало кто сомневается в необходимости их существования.

3. Ограничение необходимых лабораторных и технических возможностей для правильной диагностики и соответствующего лечения.

4. Забвение активных визитов, т. н. «стационаров на дому», осложняет отслеживание клиники заболеваний и в целом лишает терапевта возможности детально отслеживать его состояние .

5. Разлад преемственности между взаимосвязанными медицинскими учреждениями:

  • «недоведение» до поликлиник результатов обследования пациента,
  • неполучение эпикриза больного, госпитализированного в плановом порядке.

6. Ограничение времени приема пациентов решение проблемы: увеличить время приема первичного больного до 30 минут, повторного до 15 минут

Интеллект и образование

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности.

Исходя из мнения некоторых врачей, одной из серьёзных проблем отечественной медицины является значительное интеллектуальное отставание врачей. «В мединститутах учат очень плохо». Часто студенты занимаются по тем самым учебникам, по которым учились предшествующие поколения врачей.

Средства массовой информации (СМИ)

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Российские СМИ регулярно устраивают «познавательные» шоу о магии, гадании, сглазе и порче и т.п. В передачах отсутствует контр-мнение медиков или психологов на обсуждаемую проблему, либо оно излагается крайне коротко. Регулярность показов таких шоу подпитывает предубеждённость у населения в полезности разного рода «целителей», а также мотивирует отказ от врачебной помощи, что, в свою очередь, может быть фатальным в ряде заболеваний.

Телезрители вместе с народными советами и сведениями из традиционной медицины получают информацию, содержащую «оккультное мракобесие», считает митрополит Уфимский Никон. Согласно декларации принципов телевещания, одной из его функций является «просветительская». Специалисты РПЦ считают, этот пункт нарушается обскурантистами, лоббирующими «оккультное просвещение». Здоровье населения и статус медицины, согласно им, терпят урон от «просветительской функции» СМИ. Последствия такого просвещения лечат настоящие врачи.

Также одной из проблем, связанных с СМИ, является несоответствие заявленного и реального уровня доходов и оснащённости медицинских работников и учреждений. Несмотря на широко разрекламированный в СМИ национальный проект «Здоровье», уровень заработной платы 2/3 медработников с высшим образованием начинается с суммы чуть более 4000 рублей.

Фальсификация лекарств

Статистика успешного лечения с использованием фальсифицированных лекарственных средств отсутствует. Фальсификаты, имея в лучшем случае эффект, сравнимый с плацебо, а в худшем — смертельный, подрывают доверие пациента к специалистам и медицине в целом. Их широкая разрекламированность производителями, относительная дешевизна и отсутствие сколько-нибудь достоверной информации о полезности лекарственного препарата, бесконтрольность фактического производства веществ, в сумме являются факторами усиливающими недоверие к медицине. Отсутствие ожидаемого эффекта от применения медикамента может заставить пациента усомниться в эффективности фармакотерапии как таковой. Фальсификация лекарственных препаратов снижает взаимное доверие пациента и врача, наносит финансовый и физический ущерб, ставит под удар здоровье пациента фактической отсрочкой его лечения, что прямо противоречит цели работы врача.

Вознаграждение и финансирование

Нейтральность этого раздела поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности.

Государство, регламентируя работу врача, не связывет её оплату с качеством результата. Ожидая исполнения врачом основной функции — лечения и спасения больных — дешево покупая врачебный труд, оно умаляет эту функцию и его практический результат. Связь финансирование работы медиков с качеством их работы является серьёзным вопросом для российского общества.

Существует мнение, что приемлемое финансирование и ликвидация воровства всё таки не приведут к качественной медицинской помощи: «Будет много денег — будет назначено больше ненужных лекарств и лишних обследований».

Впрочем, проблемы достойного вознаграждения и финансирования являются причиной ряда других проблем российской медицины:

  • кадровый голод
  • недостаток технического оснащения
  • низкая квалификация, опыт и интерес к их получению

Так, в специальном исследовании опрос 264 руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) о пороках современной медицины показал, что на первом месте (95 %) стоит недостаточность материальной базы, на втором (74,5 %) — отсутствие стимулов и заинтересованности, а 28 % респондентов указали на отсутствие социальной, правовой и моральной защищённости врачей. Далеко не все выпускники медицинских ВУЗов работают врачами, с врачебными дипломами в России более 600 тысяч человек. К примеру, в Челябинской области только 10-20 % людей, закончивших медицинский ВУЗ, приступили к работе по специальности в 2010 году.

Российские медики имеют свой профессиональный праздник, отмечаемый в 3-е воскресенье июня — День медицинского работника и отмечаемый в 1-й понедельник октября — Международный день врача.

Примечания

  1. Уголовный кодекс РФ. Российская газета. — Статья 235 УК РФ. — «Статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ) 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.». Проверено 19 октября 2016.
  2. Врач, Толковый словарь Ожегова.
  3. Врач (1), Толковый словарь Ефремовой.
  4. Врач (I), Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.
  5. Врач (I), Медицинская энциклопедия. 1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
  6. 1 2 Клятва российского врача (утверждена 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994г)
  7. Большая Советская Энциклопедия
  8. Шанский, Боброва, 2004.
  9. 1 2 «Актуальные вопросы биомедицинской этики» Проф. И.В. Силуянова, I Всероссийский съезд православных врачей России, Белгород, 28 сентября 2007 года
  10. Александр Чучалин, главный терапевт РФ, академик РАМН — II Съезд православных врачей России, г. Воронеж, октябрь 2009 г.
  11. В. С . Пауков, «Патология — Курс лекций» под редакцией академика РАН и РАМН М. А. Пальцева М.: Медицина, 2007
  12. «Большая Медицинская Энциклопедия» Глав. ред. Н. А. Семашко М.: Советская энциклопедия, 1928
  13. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Статья 13
  14. Лисицин Ю. П. «Некоторые теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии» Терапевтический архив; 1981;5:10-13
  15. 1 2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Москва, 16 августа 2000 г.
  16. 1 2 3 4 5 М. А. Осипов «Граждане, подставляйте сердца!», текст: Марина Нефедова, журнал «Нескучный Сад», 2009; 2: 30-32
  17. «О современной медицинской этике» Митрополит Антоний Сурожский СПб.: Возрождение, 2009
  18. «Инфекционные болезни» Рахманова А. Г., Неверов В. А., Пригожина В. К. СПб.: Питер, 2001
  19. 1 2 «Исповедь участкового врача», Медицинская газета «Медицинский вестник», 2009; 29: 23
  20. Сергей Мамай «Добровольность эквивалентна произволу», Медицинская газета «Медицинский вестник», 2009; 29: 7
  21. Битва экстрасенсов, ТНТ (2016).
  22. 1 2 Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, Открытое письмо к генеральному директору «Первого канала»
  23. Средняя зарплата терапевта в Москве составляет 100 тысяч рублей. Российская газета. Проверено 12 августа 2016.
  24. Средняя зарплата участкового терапевта достигла 80 тысяч рублей. Проверено 12 августа 2016.
  25. Смерть от лекарств: рынок подделок уступает лишь оружию и наркотикам. Проверено 12 августа 2016.
  26. Тайный враг престижа профессии врача // Б. К. Шамугия, к.м.н., заслуженный врач Украины, лауреат Международной премии им. Г.-Г. Реккевега, Национальный медицинский университет им. А. А. Богомольца; Медицинская газета «Здоровье Украины»
  27. Виноградова Т. В. Результаты социологического исследования среди врачей и руководителей лечебно-профилактических учреждений о деятельности учреждений здравоохранения в условиях нестабильности. В кн.: Развитие информационных технологий и проблемы управления здоровьем и здравоохранением: Труды Рос. науч.-практ. конф. Ижевск; 2006. 100—102.
  28. Куда уходят интерны 26 июля 2010 74.ru
  29. 1 2 Максимова Т. М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охраны здоровья населения. Здравоохр. Рос. Федерации. 2004; 3: 35—38.

> Литература

  • Шанский Н. М., Боброва Т. А. Врач // Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004. — ISBN 5-7107-8679-9.

Ссылки

  • «О призвании врача» философ И. А. Ильин, doc, 2
  • Общество православных врачей России
  • Христианский Медицинский Сервер| Биомедицинская этика
  • Христианский Медицинский Сервер| Деонтология
  • Деонтология (недоступная ссылка), «Южноуральская панорама», сентябрь 2009
  • Беседа с профессором Александром Недоступом, руководителем московского отделения Общества православных врачей
  • МЕДИЦИНА // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Международный кодекс медицинской этики
  • Врачевать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Биоэтика
  • Усов Л. А. Я врач? — Иркутск, 2004. — 34 с.
  • Молитва Н. И. Пирогова, 2

Аллергия / Иммунология · Ангиология · Кардиология · Гастроэнтерология (Гепатология) · Гематология · Гериатрия · Инфекционные заболевания · Нефрология · Онкология · Пульмонология · Ревматология · Фтизиатрия · Эндокринология

Гинекология · Перинатология · Акушерство · Урогинекология

Наркология · Подростковая медицина · Анестезиология · Реаниматология · Медицина катастроф · Дерматология · Семейная медицина · Общая практика · Медицинская генетика · Неврология · Скорая медицинская помощь · Офтальмология · Паллиативная помощь · Педиатрия (Неонатология) · Профилактика · Психиатрия · Радиотерапия · Сомнология · Спортивная медицина · Стоматология · Подиатрия

Разделы Хирургия Терапия Акушерство и гинекология Диагностика Другие специальности
Прочее

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4003157-3, 4140665-5 · LCCN: sh85101610 · NDL: 00564249