В магазине разбила товар

Ответственность, если случайно сломали товар

Если товар разбит в магазине покупателем, вариантов развития событий несколько. Инцидент произошел в торговом зале, у прилавка или кассы до оплаты, то администрация магазина может потребовать возместить ущерб.

Этого делать сотрудники торговой точки не имеют права. Дело в том, что пока имущество не приобретено, им владеет и обеспечивает защиту собственник. Ущерб, нанесенный товарам в пределах магазина до совершения оплаты, является случайностью, пока не доказано, что вред нанесен умышленно.

Вина, возлагаемая на гражданина вследствие возможных негативных последствий при случайном повреждении, регулируется нормативом статьи 1064 ГК РФ. Где сказано, что ущерб возмещается в полном объеме владельцу имущества, как в судебном порядке.

Ситуация, когда посетитель случайно разбил товар в магазине, происходит неожиданно. Вина за непреднамеренную порчу собственности переходит к потребителю вместе с возникновением у него права владения на основании статьи 459 ГК РФ, если иной порядок не определен в договоре.

Значит, убытки в связи с повреждениями вещей на территории супермаркета несет его владелец до момента уплаты стоимости за испорченное имущество.

Как бухгалтеру оформить ущерб имущества

Руководство торговой организации создает комиссию на основании приказа, которая проведет:

  • оценку причиненного убытка;
  • степень повреждений;
  • возможность реализации испорченного имущества со скидкой;
  • виновных в происшествии лиц.

Члены комиссии заносят результаты своей работы в акт ТОРГ-15, где указываются причины порчи и результаты. Действия могут быть следующими:

  • восстановление за счет организации или виновников;
  • реализация со снижением цены;
  • уничтожение.

Акт заверяет главный бухгалтер и генеральный директор торговой организации. При выявлении порчи и гибели товаров законодательство требует провести полную инвентаризацию имущества.

Результаты акта отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от результатов, которые в нем содержатся.

Когда виновник не установлен
Дт 94 Кт 41 На сумму ущерба
Дт 73-2 Кт 94 Сумма ущерба погашена за счет материально-ответственного работника.
Дт 73-2 Кт 98-4 Суммовая разница между продажной стоимостью и себестоимостью испорченного товара.
Дт 50, 51 Кт 73-2 Сумма ущерба внесена от имени ответственного лица (обычно это удержание из заработка).
Дт 98-4 Кт 91-1 Возмещенный убыток признается внереализационных доходом.
Вина покупателя доказана, и ущерб возмещен по суду
Дт 76-2 Кт 91-1 Сумма ущерба в учете по продажной цене, которую оплатит виновник.
Дт 50, 51 Кт 76-2 Клиент оплатил убыток.
Дт 94 Кт 41 Учтены фактические потери.
Дт 42 Кт 41 Списывается торговая наценка, если учет ведется по цене продаж.
Дт 91-2 Кт 94 Учтены расходы, связанные со списанием товаров (на восстановление, утилизацию).

Если покупателя признали виновным, он внес оплату за поврежденный товар, все записи в учете фиксируются датой, когда законное решение суда вступило в силу (пп. 4 п. 4 статья 271 НК РФ).

Лояльное руководство магазина часто предлагает снизить цену, если клиент виновен и готов возместить ущерб. Наиболее ответственные посетители самостоятельно предлагают оплатить нечаянно разбитую бутылку или испорченный им или его малышом товар.

Тонкости покупок

Покупатель случайно задел стеллаж и разбил бутылку в магазине. «Оно само» и можно продолжать шоппинг? Или все же возникает ответственность? Ответ на этот вопрос по идее дают статьи 459 и 493 ГК РФ, согласно которым установлен момент перехода ответственности за товар в магазине между продавцом и покупателем.

Получается, что пока покупатель не получил на кассе чек, он не ответственен за товар. Следовательно, порча, бой и прочие неприятности, случившиеся с ним до этого момента, на ответственности продавца.

Отнюдь нет, не стоит забывать, что пока покупатель не оплатил свою покупку на кассе, он покупателем не является. Он рядовой гражданин, находящийся на частной собственности, осматривающий принадлежащие магазину стеллажи, берущий в руки товар, который, как уже установлено, все еще является собственностью магазина.

Ситуация с бутылкой рассматривается уже под совсем другим углом и с другой законодательной нормой ­– статьей 1064 ГК РФ. Бутылка – частная собственность, а ее разбитие случайное или специальное – причинение вреда. Следовательно, компенсация стоимости разбитого на ответственности покупателя.

Но если покупатель поскользнулся на мокром полу, упал и разбил бутылку в магазине, кто платит в этом случае? А тут явно просматривается нарушение техники безопасности, и вины покупателя опять-таки нет, хоть и разбил он бутылку случайно. Таковы тонкости посещения торговых точек.

Если вы разбили бутылку в магазине, то рассматривать причинение ущерба магазину нужно в контексте условий того как это произошло. Мокрый пол, узкие проходы всё это основание для освобождения покупателя от оплаты.

Как чаще всего рассматривается ситуация в самом магазине?

Покупатель, сознающий свою вину, добровольно оплатит сломанный/разбитый товар. А граждане, которые уверены в том, что пока чек не получил – ничего магазину не должен, будут сопротивляться. При этом сотрудники магазина обычно настаивают на компенсации вреда.

В стандартной ситуации составляется акт порчи имущества. Для этого потребуется паспорт нарушителя. В документе указывается произошедшая порча конкретного имущества, сумма ущерба и обстоятельства произошедшего.

При этом покупатель может отказаться от добровольной уплаты и заявить о том, что истребовать ущерб с него можно будет только в судебном порядке. Если сумма мала, то магазин не будет настаивать на компенсации и такого покупателя отпустят.

Примером быстрого разрешения спорной ситуации может стать следующее: гражданка С. брала со стеллажа в магазине кассету с яйцами, которая уже была повреждена. С. не видела повреждения, а потому неаккуратно развернула ее, чтобы удобно разместить в корзинке. Яйца посыпались.

Прибежала администратор зала и начала уговаривать покупательницу оплатить стоимость кассеты, на что та упорно отвечала, что не должна этого делать, оставила корзинку и проследовала к выходу. Администратору ничего не оставалось делать, как вызвать уборщицу в зал и составить акт на списание.

Сотрудники магазина обычно настаивают на компенсации вреда. И не удивительно зачастую бой товара списывают на рабочий коллектив.

В данной ситуации покупатель не виноват изначально, поскольку поврежденная тара полностью на ответственности магазина. Гражданка, даже не бросая уже отобранный товар, могла указать на соответствующие нормативные акты и продолжить покупки.

Совсем иная история может получиться, если сумма ущерба крупная, а у покупателя отсутствуют документы. Тогда администрация магазина может обратиться к правоохранительным органам. Они не только установят личность, но и составят акт. Далее руководство может направить иск в суд.

Так в магазине г. Орел разбуянившийся в подпитии покупатель умудрился разбить частично винный и коньячный стеллаж. Администрацией магазина была вызвана полиция, на нарушителя был составлен акт, ущерб оценили в 150 тыс. руб. Гражданин, виновный в нарушении, платить отказался.

В ходе судебного разбирательства магазином была приложена видеозапись происшедшего, где нарушитель хватал бутылки и швырял их в секции стеллажей. Итогом рассмотрения стало признание вины гражданина и присуждение ему обязанности компенсировать ущерб магазину.

Как определиться, на чьей ответственности порча товара?

Следует сразу установить границу ответственности:

  • для покупателя – это неосторожное обращение с товаром, товар поврежден намеренно, порча товара произошла из-за неадекватного поведения покупателя;
  • для магазина – товар поврежден в ходе транспортировки его по ленте на кассе, повреждение товара при передвижении по мокрому или скользкому полу, планировка расположения стеллажей и полок зала не соответствует установленным нормам.

Разобравшись в ситуации, кто и когда виноват, можно приступать к защите своих прав или смириться с тем, что необходимо оплатить разбитый товар.

Следует обратить внимание на обстоятельства того, как был нанесен ущерб. Но конечно если вина за вами правильнее будет признать свою ошибку.

Рассмотрим несколько случаев, когда и покупатель виноват, и магазин не прав:

  • покупатель брал с полки майонез, при этом банка выскользнула, разбилась, и содержимое частично попало в морозильный ларь открытого типа, забрызгав замороженные креветки. В этом случае вина покупателя только в разбитой банке майонеза, а за креветки он ответственности не несет. Магазину впредь нужно продумывать размещение товарных групп;
  • покупатель поскользнулся на мокром полу. Падая, задел стеллаж, с которого посыпался товар. Стеклянная тара разбилась, а некоторые пачки повредились. Не повезло и товару в корзинке покупателя. В этом случае вина с покупателя полностью снимается. Более того, он может жаловаться на произошедшее в Роспотребнадзор, особенно если в результате падения имеются гематомы и повреждения;
  • покупательница в зимнее время полой дорогой шубы снесла с нижней полки бутылку с уксусом. Администратор заставил оплатить потерю. Но дама была не виновата в том, что не соблюдается ширина проходов, а, следовательно, и не обязана оплачивать ущерб.

Как видим, каждое происшествие должно подвергаться анализу. Некоторые ситуации могут принести еще больший ущерб продавцу или магазину. Ведь неустойчивые пирамиды товара могут свалиться на покупателя, причинив ему вред, а скольжение на мокром или скользком полу может окончиться черепно-мозговой травмой. Даже непострадавший покупатель может написать жалобы в Роспотребнадзор или Пож.инспекцию.

Каким образом доказать невиновность?

Если в случае малой стоимости товара магазин может полностью отказаться от своих требований, даже при наличии вины исключительно покупателя, то при крупном ущербе неминуемо судебное разбирательство.

Как быть, если твоей вины нет, а сумма ущерба исчисляется десятками тысяч? Следует обратить внимание на обстоятельства того, как был нанесен ущерб. Существует ряд нормативов, регламентирующих правила продажи товаров, планировку торговых секций.

  • Весь товар должен устойчиво стоять на своих местах. Не должно быть никаких шатких пирамид. Продукции следует находиться в прямой доступности, покупатель не должен доставать его в прыжке с верхних полок.
  • Проходы между стеллажами не должны загромождаться. Неоправданным является размещение пирамид бутылок или банок, мешающих свободному проходу и доступу к прочему товару.
  • Существуют установленные нормативы и на ширину этих самых проходов, минимально она должна составлять 1,4 м. Пол магазина не должен быть скользким, а в случае, если уборщица только что прошлась по нему тряпкой, следует выставлять соответствующие знаки с предупреждениями об этом.

На случай рассмотрения дела в судебном органе стоит заручиться свидетельскими показаниями, фото и видео с места происшествия

Если происшествие случилось по одной из причин, описанных выше, можно смело заявлять о своей невиновности. На случай рассмотрения дела в судебном органе стоит заручиться свидетельскими показаниями, фотографиями с места происшествия и видеосъемкой. Необходимостью будет и требование о составлении акта о порче имущества.

При этом покупателя может удерживать охрана магазина, но обычно достаточно напомнить ей о статье 203 УК РФ, предусматривающей наказание за превышение полномочий.

В случае разбирательства дела в суде, как правило, принимается решение в пользу покупателя, но только при наличии уважительной причины, описанной выше. В противном случае следует приготовиться к оплате того, что разбили.

Что делать, если разбил стеклянную дверь в супермаркете, а сотрудники требуют за нее заплатить

Современные торговые центры и супермаркеты часто оснащают стеклянными дверями. Выглядит красиво, но в то же время может стать ловушкой для посетителей. Не заметить идеально чистое стекло проще простого, и часто люди врезаются в двери на полном ходу. В результате – ушибы, порезы и даже иски от магазинов с требованием возместить ущерб. Что же делать в такой ситуации?
На первый взгляд, ситуация, когда человек протаранил витрину или входную дверь, выглядит комично, но на самом деле все может обернуться серьезными травмами. Владельцы магазинов или арендаторы (субарендаторы) помещений часто занимают атакующую позицию – требуют компенсировать нанесенный ущерб, если дверь разбита. Но во всех ли случаях вина лежит на покупателе?

Чтобы определить меру ответственности человека, который разбил стекло, нужно проанализировать произошедшее. Если, например, покупатель пятился назад и разбил дверь, налетев на нее, то это, скорее всего, из-за невнимательности. Если специально ударил в ярости кулаком по стеклу, то ответ тоже очевиден. Другое дело, если человек не смог заметить того, что перед ним дверь. В этом случае виноват уже владелец магазина в несоблюдении правил маркировки стеклянных дверей и витрин.

Главное правило, которое нужно запомнить: на прозрачных дверях всегда должны располагаться сигнальные наклейки. Высота размещения – на уровне глаз взрослого человека, подростка и ребенка. Кроме того, напольные отметки делаются и для слабовидящих, это одной из требований безопасного оснащения торговых залов. Обратите внимание на то, что перед дверью также должно быть установлено дополнительное освещение.

Как действовать в случае столкновения со стеклянной дверью?

1. Обратиться к свидетелям произошедшего, взять их контактные телефоны. Позже в суде их показания пригодятся. В суматохе произошедшего постарайтесь на месте заручиться поддержкой как можно большего количества людей.
2. Сразу обращайтесь за медицинской помощью, вызывайте скорую на место происшествия или обращайтесь в больницу самостоятельно, чтобы задокументировать полученные телесные повреждения (ушибы, порезы, черепно-мозговую травму и прочее).
3. Звоните в полицию.
4. Пока ожидаете приезда правоохранителей, сделайте видео- и фото-фиксацию места происшествия. Главное, чтобы в кадре был сам пострадавший (если это возможно), а также стеклянные двери, на которых, например, отсутствуют легкозаметные стикеры. Попросите кого-то из присутствующих снять вас на телефон или планшет или сделайте селфи-запись. Если пострадавшего в кадре нет, то проведение голосовой экспертизы существенно затянет судебный процесс.
5. Если сделать видео на месте событий не удалось, то попробуйте получить запись с камер наблюдения, установленных в магазине.
6. Обращайтесь в суд с полным пакетом документов и привлекая все доступные свидетельства. Практика судебных решений показывает, что возможно получить от магазина не только возмещение лечения и понесенных расходов потерпевшим (стоимость порванной одежды, разбитой техники и т.д.), но и компенсацию морального ущерба.
Еще один частый вопрос, связанный с посещением магазинов: . Спойлер — нет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: