Шахматы и дети

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало… Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире…

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО!!!

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.

КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОКУРС и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.

Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы… куда-то по дальше»…

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».

Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить…

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.

И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ.

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

С уважением, Александр Борисов

День добрый, дорогой друг!

Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.

Полезность

Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.

Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

Преимущества шахмат довольно очевидны. Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.

Логическое мышление

Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.

Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма, становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.

Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.

Творческое начало

Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.

Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.

Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность.

Возможно, вы знаете, что гроссмейстер Марк Тайманов был всемирно известным музыкантом, чемпион мира Василий Смыслов великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже перечислял примеры, повторяться не будем.

Самостоятельность

За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно, спросить совета не у кого.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.

Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность формирует ответственность. Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.

Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.

Эмоциональный интеллект

Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.

Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.

Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми, ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.

Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.

Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.

Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».

Обратная сторона медали

Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.

Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.

Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип. Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило.

Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.

Резюме

Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.

Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.

Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».

Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу.

Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Почему шахматы уничтожают наш мозг

Clive Thompson написал для medium.com чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы — это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.

Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы — это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.

Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. ( Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Оригинал на medium.com