Как ребенка научить дружить

Как изменить отношение окружающих к себе и влиться в коллектив?

Этот вопрос крайне важен для всех возрастов. Всё дело в том, что большинство из нас не понимает простую истину: трудно найти близкого человека, не попытавшись для этого что-то сделать. И начать стоит с изменения себя и своего взгляда на окружающий мир. Например, никто не захочет иметь дружеские отношения с задирой или плаксой. Причём это правило применимо как для первого класса, так и для одиннадцатого. Не намного больше внимания к себе привлечёт человек, вечно прячущийся за спинами товарищей: это касается не только поведения на уроках или внеклассных мероприятиях, но и попыток изолироваться от окружающих людей.

Выход из сложившейся ситуации, в первую очередь, заключается в попытках общения со сверстниками. Поначалу одноклассники могут не воспринимать бывшего молчуна или «белую ворону» как хорошего собеседника, но со временем стереотип ломается. Даже самый замкнутый подросток может оказаться болтуном: просто раньше не находилось тех, кто бы смог его выслушать.

В связи с последней мыслью немаловажно уточнить, что общительность не должна переходить в навязчивость. Последнее качество – также большая проблема и частая причина неудач в кругу товарищей. Никто не хочет выслушивать бесконечные истории одного человека, становится постоянным собеседником – если только речь не идет о влюблённости, взаимной симпатии. Даже самый интересный, начитанный ровесник может стать скучной обузой, если будет постоянно говорить и привлекать к себе внимание – это ещё одна грань неприятного для окружающих поведения.

Помните, общительность всегда должна быть умеренной

Постепенно вливаясь в коллектив, нужно также помнить о круге интересов большинства. Почему бы не прочесть книгу, которую все обсуждают, не посмотреть фильм, на который многие сходили в кинотеатр? Такая общая тема часто сближает даже самых далёких по развитию и характеру людей и подходит для разговоров в тех случаях, если у вас ещё мало тем для разговора. Хорошим вариантом будет рассказать о личных впечатлениях относительно книги, фильма, музыкальной группы, о которой мало кто слышал. Это позволит ненавязчиво показать свою оригинальность и поделиться с миром своими интересами. Возможно, кого-то заинтересует рассказ и у вас появится друг или подруга со схожими увлечениями и предпочтениями.

Советы, которые позволят быстро завести школьных друзей

Совместное времяпровождение – отличная возможность завести новых товарищей

В том случае, если в школе нет проблем с уровнем культурного развития и вы действительно хотите завести школьных друзей, то запоминайте следующие советы:

  1. Не стоит быть навязчивым. Об этом было сказано выше, но данное правило настолько важное, что его можно повторять ещё много раз. Умеренность во всём – качество, которое сделает вас желанным гостем в любой компании, в любом возрасте.
  2. Не нужно строить из себя того, кем вы не являетесь. Сразу хотим предупредить: речь здесь идёт не о тех, кто действительно «строит себя» – развивает по камешку свою эрудицию, уделяет внимание организации времени и пространства, занимается спортом, то есть делает все шаги к успеху. Всё намного проще: не стоит изображать из себя другого человека, подражая поведению или внешности самого популярного ученика школы. Да, стоит подумать, почему он или она пользуется популярностью, имеет уважение. Возможно, всё дело в выдающихся личностных качествах – тогда нужно взять на заметку черты характера типа организованности, трудолюбия, чувства юмора, доброты. Если же популярность школьной звезды строится на грубых выходках, издёвках, финансовых возможностях, то грош цена такой популярности: она не будет длиться долго.
  3. Составьте список качеств, которые у вас есть и которых вам не хватает. В обоих случаях обратитесь к маме или другому близкому человеку, ведь бывает трудно самостоятельно оценить собственный характер. После окончания работы над списком можно попытаться понять, почему ряд черт важен для вас, что они дадут вашей личности. Здесь снова можно вызвать на откровенный разговор кого-то из родных, опытного человека, который может указать на важность, соответствие каких-то качеств именно вам.
  4. Закончив работу над списком, можно приступать к приобретению необходимых навыков. Часто одолевает лень – установите систему поощрений, при которой за каждое сделанное дело будет дано какое-либо вознаграждение (съедена конфета, куплена книга, просмотрена серия любимого сериала). Мотивация подобного типа не является надёжной, от неё со временем нужно уйти, но для выработки какой-то привычки поощрение подойдёт идеально!
  5. Станьте частью внеклассной жизни. Здесь вариантов для реализации множество: подготовка к концертам (написание сценариев, пошив костюмов, подбор музыки), организация пикника, на который можно также позвать любимых учителей. Как показывает опыт, молодые преподаватели на внеклассных встречах могут не только помочь избежать негативных ситуаций, но и развеселить, помочь с покупками и приготовлением мяса, дать дельный совет относительно дружбы, любви, отношений с родителями. Ещё один вариант совместного времяпрепровождения с одноклассниками – пригласить их к себе в гости. Здесь стоит подключить родителей: попросить маму приготовить пиццу, папа может дать совет о том, как развлечь мальчишек. У такого решения есть несколько преимуществ: вам будет комфортнее общаться с ребятами на «своей территории», вы сможете показать им, как устроена ваша жизнь, похвастаться хорошими книгами, пластинками, сувенирами из поездок. Времяпрепровождение у кого-то дома сближает людей, позволяет начать доверять друг другу всё больше и больше.

    С помощью своих талантов вы заведёте не только друзей, но и поклонников!

  6. Не отказывайтесь от участия в совместных поездках. Многие школы организовывают экскурсии для учащихся: это не только позволяет расширить кругозор, но и сблизиться с одноклассниками и ребятами из других классов. Особенно интересным в таких поездках является знакомство со старшеклассниками: пусть они и не станут вашими лучшими друзьями, но всегда приятно общаться с кем-то более взрослым, к тому же это может поднять ваш авторитет в глазах сверстников. Основное правило поведения в общении в таком случае – понимание того, что не все увлечения современных взрослых ребят могут быть приемлемы в вашем возрасте и вообще в обществе.

Под конец хочется сказать, что настоящие друзья есть у каждого человека. Может быть, сейчас вы не чувствуете рядом близкого человека, вам трудно найти опору, но со временем, если вы будете работать над собой, улыбаться, с теплом относится к миру, всё изменится. Искренние люди – магнит, поэтому не бойтесь проявлять настоящие чувства, главное, чтобы они были положительными!

>

Как научить ребёнка дружить со сверстниками, одноклассниками

Как научить ребёнка дружить

Правила дружбы Ваш сынишка поссорился с лучшим другом… Или от дочки вдруг отвернулась подружка, которой она доверяла все свои секреты… Как помочь им справиться с этой ситуацией? Как научить ребёнка дружить? Вам, конечно, хочется помочь своему ребёнку, избавив его от страданий. Но от переживаний не застрахован никто, и от каждой мелочи детей уберечь мы не можем. Да и надо ли? Ведь таким образом мы можем оказать ему медвежью услугу, не научив его справляться с неприятностями. В первые дни после ссоры накал страстей — наивысший. Но как быть, когда ребёнок не может справиться с обидой или предательством даже по прошествии длительного времени? Среди моих знакомых, к сожалению, была такая ситуация. Многие дети довольно быстро переключаются и находят новый круг общения. Но есть дети, которые завязывают близкие отношения с большим трудом. Приблизительно с десяти лет для ребёнка начинается время активного самоопределения. Он начинает искать своё место в жизни и в обществе, задумываясь, чем бы ему хотелось заниматься. Постепенно он всё больше эмоционально отдаляется от родителей, более важным для него становится мнение ровесников. Но социальные навыки школьников ещё минимальны. Поэтому в средней школе дети часто меняют друзей, ища совпадения. Ведь найти их можно лишь методом проб и ошибок. Добавим сюда быстрый рост, гормональные изменения и лидеров, часто безжалостно третирующих более слабых. Как же вести себя родителям? Бесстрастно наблюдать за всем происходящим или вмешиваться, пытаясь защитить своего ребёнка? Конечно, нет универсальных рецептов, но всё же установление дружеских отношений — это проблема никак не ваша, а вашего ребёнка. И получит ли он поддержку взрослых или нет — но справиться с этим должен он сам. Ведь дружба между детьми это репетиция взрослых серьёзных отношений. Именно здесь он учится доверию, близости, верности. И если вы слишком настойчиво вмешиваетесь в отношения ребёнка с его друзьями, тем самым вы не позволяете ему приобретать свой бесценный опыт. Хотя это совсем не означает, что родители должны полностью оставаться в стороне. Ведь вы для своего ребёнка — основная поддержка и опора.Поэтому попытайтесь поговорить с ребёнком о его переживаниях, не осуждая и не читая нотаций — лишь в этом случае разговор по душам может состояться. Ребёнок должен всегда знать, что вы его выслушаете в любое время. Но на контакт не все дети идут охотно. Иногда ребёнку совсем не просто заговорить о наболевшем. И в этом случае задача взрослого — его расшевелить, вызвав доверие. Поэтому запаситесь терпением и делайте свой шаг навстречу, хорошенько продумав разговор. Ошибкой будет начать его с вопроса: «Ты переживаешь из-за того, что…?»Вернее всего, ответ будет скупым»да»или»нет». Гораздо лучше спросить: «А как ты думаешь, почему он(а) так поступил(а)?»Вполне возможно, что ребёнок попробует поразмышлять вслух. И в этот момент очень важно повести себя правильно. Ни в коем случае не нужно критиковать поступки и давать советы, если вас о них не просили. Когда родитель начинает диктовать, как стоит поступать по их мнению — чаще всего диалог заканчивается. Зато обязательно стоит обсудить с ребёнком, какой смысл вкладывается в понятие»друг». Как должен вести себя настоящий друг. Как друзья друг друга поддерживают и не дают в обиду, а что недопустимо в отношениях с друзьями. Мои дети, например, долгое время друзьями считали почти всех знакомых. Старший лет в шесть здоровался со всеми, кого видел не первый раз. Как-то я спросила, откуда он их знает. И получила ответ: «Мама, ты что, не помнишь? Они в электричке рядом с нами сидели!» Кстати, о понятии»лучший друг». Не стоит часто пользоваться этим словосочетанием. Оно создаёт идеальный образ, а соответственно, и завышенные требования. Дружба, завязавшаяся в начальной школе, чаще всего сходит на нет по мере того, как дети вырастают. И это нормально: расходятся интересы — меняются и друзья. В фильмах и книгах часто встречаются истории о настоящей крепкой дружбе, зародившейся в детстве и прошедшей через все испытания. На самом деле в жизни это не так часто встречается. Если во время откровений вашего ребёнка вы понимаете, что к разрыву привело неправильное поведение вашего ребёнка, необходимо в мягкой форме ему сказать об этом. Но для начала обязательно похвалите его за то, что дружба для него важна. А затем обратите внимание на то, какие ошибки в его поведении мешают ему добиться желаемой цели. Сейчас наиболее популярными становятся те, кто веселее и остроумнее. За примером далеко ходить не надо: включив телевизор, мы по любому каналу натыкаемся на юмористические сериалы и передачи, основанные эксКВНщиками. И наши детки, желая самоутвердиться и получить вес среди сверстников, острят и подкалывают друг друга, нередко больно раня своими шутками окружающих. Помогите тактично понять ребёнку, в чём состоит его ошибка. Как её исправить, что изменить, как безболезненно для окружающих производить на них впечатление. Если отношения в школе складываются не очень хорошо, очень важно расширять круг общения. Благодаря новым знакомствам у ребёнка есть возможность отвлечься, а главное, начать всё заново. В школе, как правило, очень быстро навешиваются ярлыки. Очень трудно бывает изменить то, как тебя воспринимают. Поэтому гораздо лучше, когда послешкольное образование проходит вне школы: спортивная секция, художественная или театральная студия, музыкальная школа, различные кружки. Идеально, если новый круг общения будет разновозрастным. Не стоит относиться пренебрежительно к чувствам ребёнка. Никогда не говорите ему: «Ерунда — найдёшь нового друга»Лучше поделиться своими переживаниями в этом же возрасте. Ребёнку важно знать, что вы готовы его поддержать, понимая, как ему непросто. А вот чего делать точно не стоит — так это ругать бывшего друга. Дети могут ссориться, потом мириться. Но ваши слова всё равно будут вспоминаться. И не надо звонить родителям и выяснять отношения с ними. Как бы ни хотелось помочь своему ребёнку, не позволяйте себя в это втягивать. Каждому родителю свойственно защищать своего ребёнка, нередко обвиняя при этом всех окружающих в смертных грехах. Так что лучше не вмешивайтесь, если не хотите услышать неприятные вещи о своём ребёнке. Главное, чтобы ваш ребёнок знал, что вы верите в его силы. Но возможна и другая ситуация — когда ваш ребёнок бросает друга. И опять нельзя бросать это на самотёк, нужно снова помогать, направлять и поддерживать. Подумайте вместе и обсудите, как расстаться с наименьшими потерями. Можно даже порепетировать, как сообщить об этом другу, чтобы его не обидеть. Полезно учить ребёнка построению так называемых»я-фраз». Они звучат не так категорично и обидно для собеседника. Например, вместо: «Мне не интересно с тобой, потому что ты не умеешь…», гораздо лучше будет сказать: «Я занимаюсь теперь…, поэтому у меня теперь меньше времени». Навык завязывания и завершения отношений — такой же важный, как и все остальные. А как родители детям прививают навыки? Правильно. Личным примером для подражания. Историями из вашей жизни вы поможете ребёнку осознать, что трения между друзьями неизбежны. Может быть тогда он сможет менее критично взглянуть на своего друга и не станет обрывать отношения. Замечательно, если удастся донести мысль, что близких друзей много быть не может, но может быть много приятелей, с которыми приятно и интересно проводить время. Но не давите на ребёнка, не настаивайте на своих желаниях. Даже в дошкольном возрасте он имеет право на свой выбор. Не заставляйте его испытывать чувство вины за это. Задача взрослого — наоборот, объяснить, что вины тут ничьей нет. И всё-таки случаются ситуации, когда взрослые просто обязаны вмешаться. Совсем нередки случаи, когда вместе с разрывом отношений бывший друг подговаривает одноклассников устроить бойкот. В этом случае можно смело подключать не только преподавателей, но и директора школы, если понадобится. Не лишним в этих случаях будет прибегнуть и к помощи психолога. И помните всегда. Лучшими друзьями для наших детей должны быть мы сами. Станьте ребёнку лучшим другом, и тогда вряд ли будет вставать вопрос: как научить ребёнка дружить.

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.

Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет.

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими).

Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

3. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей — это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то».

Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик — куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 «Б»».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание!

Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Что делать, если ребенка отвергают

По моим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д. См. →

Как помочь ребенку в выборе друзей​​​​​​​

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →