Факторы выбора профессии

Что же влияет на выбор?

Как правило, выделяется ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения: 1) наличие определенных интересов и склонностей; 2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере; 3) престижность выбираемой профессии; 4) уровень информированности о ней; 5) мнение родителей; 6) мнение одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства или рынка труда 8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

Часто можно заметить, что школьник выбирает будущую профессию, ориентируясь именно на свой любимый учебный предмет, при этом, не принимая во внимание другие важные факторы. Сейчас также нередко наблюдается тенденция выбора профессия исходя из тех предметов, которые легко сдать на ЕГЭ, и это является большой проблемой, приводящей к серьезным кризисам в дальнейшем.

Существенным фактором может стать и желание родителей. Довольно часто подросток, не понимая своих возможностей, толком не зная пространства мира профессий, ориентируется в большей степени на советы родителей, которые в свою очередь тоже недостаточно хорошо осведомлены в этом вопросе, а иногда вообще пытаются реализовать за счет детей собственные несбывшиеся надежды, тем самым нарушая процесс становления личности своих детей, делая их несчастными. Причем важную роль здесь играет и финансовая зависимость от родителей, так как на обучение определенной профессии требуются средства. Что делает деньги скрытым или даже открытым средством манипуляции.

Причина выбора может быть глубже!

На выборе професии могут сказываться и наши внутренние конфликты. Через профессию мы можем реализовывать неудовлетворенные с детства насущные потребности. Например, если в детстве человеку не хватало внимания, не будет ничего удивительного, если мы увидим его преподавателем, актером, авторитетным политиком, блоггером. Те, кто хотел получать больше заботы и тепла в свою сторону, нередко становятся социальными работниками, психологами, воспитателями. Возможен необычный выбор профессии из-за фиксация на определенных травмирующих обстоятельствах. Например, выбрать профессию доктора может тот человек, жизнь которого (либо жизнь его близких людей) когда-то спасли врачи. Доктором или спасателем может стать и тот, чьих родственников в свое время не было кому спасти и они погибли. Помимо этого с точки зрения психоанализа профессия может выступать средством сублимации, перевода энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект. Например, такие профессии как хирург, шахтер, охотник, боксер — могут быть средством сублимации агрессии. Таким образом,получается мы выбираем профессию уже с определенным бессознательным богажем, нас может сильно тянуть в какую-то сферу деятельности, но не всегда наши способности могут этому соответствовать. И тогда, быть может, имеет смысл поискать другие способы удовлетворения бессознательных желаний не через профессию.

Построение профориентационной работы

Каждая профессия предъявляет определенные требования к работнику. Всегда необходимы некоторые навыки, умения, способности, не считая уже обязательных знаний и квалификации. Очень важно, чтобы человек испытывал интерес и получал удовольствие в своей профессиональной деятельности, находил возможность для творчества и имел желание развиваться. Имея все эти составляющие, человек может более удачно преодолевать возникающие трудности на профессиональном пути, избегать выгорания и других психологических проблем. Необходимо, чтобы выбор профессии совершался правильно в соответствии со всеми потребностями личности и общества. Поэтому помимо диагностических мероприятий особое внимание в профориентации должно уделяться проведению специальных тренингов и деловых игр для активизации процесса профессионального самоопределения. Такие формы работы помимо развития определенных деловых и коммуникативных качеств, могут в доступной и интересной форме дать школьникам представление о выбранной специальности, при этом став хорошим мотиватором для более глубокого и подробного изучения своей будущей профессиональной сферы в дальнейшем. Школьник должен понимать свои способности не в отрыве от реальности, а познавая свою профессию изнутри, проживая ее в специально смоделированных условиях. Именно в этом залог успешного самоопределения. Ну а эмоциональная поддержка и умение услышать, понять потребности, стремления своего ребенка со стороны родителей всегда будут в помощь.

Что влияет на наш выбор?

Выборы людей, которым будут доверены судьбы государства, происходят раз в несколько лет. Но свой выбор каждый человек делает ежедневно. Выбор одежды или продуктов питания, выбор развлечений, и так далее… Однако существуют и более серьезные ситуации в которых людям необходимо принимать решение: замужество, рождение детей, выбор профессии и так далее. Что же в этом случае влияет на наш выбор?
Психологи утверждают, что заявления человека о том, что он делает выбор сам, правдивы далеко не всегда. Согласно статистике, которая была собрана в результате проведения исследований, на любой выбор влияют, практически равномерно, несколько факторов.
— Прежде всего, это впитанные во время взросления человека стереотипы восприятия окружающей действительности. Именно они примерно на 40% определяют тот или иной выбор, который человек делает в важных для него ситуациях.
— Мнение близких и родных влияет на выбор примерно 30% людей, при этом люди молодые и подростки склонны, чаще прислушиваться к мнению друзей или же возлюбленных, чем родственников. Люди, уже создавшие официальную семью, в 60% случаев склоняются в выборе на сторону своих супругов, а не родителей и прочих представителей старшего поколения.
-Около 10% людей принимают важные в своей жизни решения на основе очень сильных, но быстро проходящих негативных эмоций, таких как ревность, злоба, страх, ненависть и так далее.
— Где-то 70% представителей рода человеческого в целом склонны в важных вопросах, делать такой выбор, который одобрило бы общество – то есть, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе. Среди таких личностей, женщин несколько больше, чем мужчин. При этом теоретически каждый второй человек признает, что подобное поведение не является правильным.
— И, наконец, заявляют психологи, за себя и для себя, все взвесив и обдумав хладнокровно, умеют на самом деле решать только 12%-15% процентов считающихся взрослыми и совершеннолетними людей обоих полов. Это чаще люди зрелые, чем молодые, процент мужчин и женщин среди них практически одинаков.
По специальным материалам
Клиника «Nova» — пластическая хирургия в Израиле, соответствующая высшим мировым стандартам! Профессионализм, чуткость, передовые технологии, доступные цены!
Обсудить эту статью вы можете в блоге Майл.Ру Медицины Израиля

Пару месяцев назад мы писали о том, какие ошибки могут привести к неправильному выбору профессии. Речь тогда зашла о чрезвычайно важной роли родителей в самоопределении ребенка: даже мельчайшая оплошность может привести к неисправимым результатам.

На этот раз давайте представим ситуацию, в которой ваш ребенок уже пошел не тем путем. Какие последствия неправильного выбора профессии его ожидают?

«Пять лет впустую» – эту фразу можно часто услышать от выпускников вузов. Да, студенческие годы – веселое и увлекательное время, а институтские друзья почти всегда остаются с вами на всю жизнь. Но как сделать так, чтобы удовольствие приносили не только перемены и каникулы, но и учеба и даже сессия?

Онлайн-курс

«Как работать с современными подростками»

Скидка 10%
при оплате до 4 февраля
Старт обучения 21 февраля 2019

Разгадка проста: эта ошибка – зачастую последствие поспешности. Выбор профессии нужно делать не перед первым собеседованием и не перед подачей документов в институт, а еще в старших классах.

Впрочем, выпускник вуза всегда может сделать более осознанный выбор, чем школьник или абитуриент, и пойти работать не по специальности. Но что если вышеупомянутых пяти лет не хватило, чтобы увидеть ошибку?

Самое очевидное последствие неудачного выбора профессии – отсутствие эффективности на работе. Никому не нравится заниматься нелюбимым делом, тем более совершенствоваться в нем.

Некоторые компании не слишком внимательно относятся к обучению и адаптации новых сотрудников. И если в институте вашему ребенку говорили «забудьте все, чему вас учили в школе, мы научим вас заново», то на работе он может услышать «забудьте все, чему вас учили в институте, – теперь вы сами по себе». Такой резких переход к взрослой жизни только ухудшит ситуацию.

Из второго пункта следует третий. Выпускник сердится сам на себя за неправильный выбор профессии, начальник недоволен его результатами, а коллектив не рад новому сотруднику. Даже привлекательная зарплата или отпуск не всегда способны снять стресс.

В результате вполне возможно, что ваш ребенок начнет винить в своей неудаче окружающих: коллег, преподавателей и даже вас.

Разумеется, не все совершают ошибки при выборе профессии. С появлением социальных сетей люди стали ближе, и просмотр очередной радостной фотогалереи парня из параллельного класса из командировки на Кипре гарантированно вызовет зависть.

Представьте типичную встречу выпускников, на которой бывшие одногруппники или одноклассники делятся рассказами о работе и личными успехами. Неважно, преувеличивают они или говорят правду – чужие успехи очень часто болезненно сказываются на самооценке.

В конце концов волна стресса и зависти схлынет, сменившись апатией. Отсутствие интереса к работе перенесется на остальную жизнь.

Усугубляет ситуацию то, что неудачный выбор профессии может привести к начальной стадии кризиса среднего возраста. «Пять лет впустую» превратится в «десять лет впустую»: учиться чему-то новому уже некогда.

Избежать губительных последствий неправильного выбора профессии одновременно просто и сложно. Решение состоит лишь из одного шага, уже упомянутого выше: определиться со специальностью нужно заранее, но подойти к этому нужно максимально ответственно.

Уже в эти выходные пройдет наш традиционный ежемесячный тренинг «Осознанный выбор». Мы расскажем, как избежать неудачного выбора профессии для вашего ребенка. Записывайтесь, места еще есть!

1.4.Выбор профессии. Факторы выбора профессии.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление – 1)кто выбирает (субъект выбора), 2)что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения.

1.Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2.Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3.Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4.Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Далее в данном параграфе мы рассмотрим этапы профессионального самоопределения.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Третий этап – подростковый и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.

Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента: 1)определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки и 2)выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии.

  1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

  2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

  3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

  4. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте – на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

  1. социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

  2. производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

  3. санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

  4. психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.

К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:

— интересы (познавательный, профессиональный);

— склонности;

— способности;

— темперамент;

— характер;

— мотивы выбора профессиональной деятельности;

— жизненные ценности;

— прошлый опыт;

— представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.

Объективные факторы выбора профессии:

1)уровень подготовки (школьная успеваемость);

2)сосотяние здоровья;

3)информированность о мире профессий;

4)социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах.

— Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

— Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы: 1) определившиеся, 2) колеблющиеся, 3)неустойчивые, 4) пассивные.