Как укрепить иммунитет ребенка

Причины часто болеющих детей

Несмотря на закономерность частоты детской заболеваемости, существуют определенные причины, ухудшающие естественное течение процесса:

  • В возрасте от одного до двух лет у ребенка в организме практически не остается материнских антител, а активный иммунитет еще слабо сформирован, поэтому особенно уязвим. Отсюда практически беспрерывные респираторные заболевания
  • Не последнюю роль играет окружающая среда, в которой находится малыш. Если в непосредственной близости от дома расположены крупные автомобильные пути или железнодорожные вокзалы, промышленные предприятия, фабрики или заводы, то обычные детские ОРЗ и ОРВИ в 50% осложнятся кишечными расстройствами или заболеваниями щитовидной железы
  • Соблюдение правил личной гигиены — один из важных моментов в формировании детского иммунитета. Если ребенок приучен «с пеленок» мыть руки после уличной прогулки, перед едой, то и в дальнейшем он будет чистоплотен и менее подвержен случайным инфекциям
  • Самостоятельное лечение ребенка препаратами, которые не назначал педиатр. Фраза «Подружка покупала своему Мишеньке: хоть и очень дорогое, но такое эффективное, правда, появилась аллергия, но зато не кашляет», не должна быть аргументом. Ни одно лекарство не является панацеей

ВАЖНО: Следует заниматься воспитанием и, одновременно с тем, формированием детского иммунитета путем корректировки поведения ребенка.

Проживание вблизи промышленных предприятий — одна из причин частых болезней у детей

Есть четкие правила, которых нужно обязательно придерживаться:

  1. игрушки в рот брать нельзя
  2. еду, упавшую на пол, есть нельзя
  3. на прогулке ничего не совать в рот
  4. если кто-то рядом кашляет – отойти или отвернуться

При соблюдении таких норм, риск заболеть у малыша снижается.

Почему ребенок часто болеет простудными заболеваниями?

Почему ребенок часто простужается? Или, как говорил великий классик А.И.Герцен, «Кто виноват?». Ответ прост: в большинстве случаев виноваты сами родители, которые организовывают неправильный подход к кормлению, одеванию, лечению, оздоровлению ребенка.
Если ребенок, по мнению родителей, плохо ест, причем не помогают даже бабушкины песни-пляски, не нужно его заставлять. Когда организм почувствует потребность в питании, ребенок сам прибежит и будет просить кушать. Задача же родственников в данном случае – правильно подобрать рацион.

Важно правильно организовать рацион питания часто болеющего ребенка

ВАЖНО: Детская пища должна быть сбалансированной, содержать овощи, фрукты, мясо, кисломолочные продукты и крупы.

  • Питье нужно предоставлять ребенку по первому требованию, но, что очень важно, не для удовольствия, а для утоления жажды. Это могут быть соки, чаи, не газированная вода комнатной температуры
  • Нельзя перегревать ребенка, так как потливость больше располагает к подхвату инфекций, чем переохлаждение
  • Воздух в помещении должен быть всегда свежим и прохладным, а игрушки моющимися

Лечение часто болеющих детей

Самым главным в терапии является правильная постановка диагноза, так как для лечения ОРЗ, ОРВИ или гриппа используются разные препараты.

Лечение часто болеющих детей зависит от природы заболевания

ВАЖНО: Не ошибиться с диагнозом помогут результаты общего анализа крови ребенка.

  • Если у ребенка высокая температура (выше 38,5), используют жаропонижающие средства. Большой популярностью пользуются препараты «Нурофен», «Ибуфен» (действующее вещество ибупрофен), «Панадол» (действующее вещество парацетамол). Они являются не только жаропонижающими, но еще и обладают противовоспалительными свойствами и оказывают седативное (успокаивающее) действие

ВАЖНО: Принимать такие лекарства можно до 4-х раз в течение суток не более 30 мг на 1 кг веса малыша.

  • Сбить ребенку температуру надолго помогут свечи «Цефекон» или «Анальдим»

Некогда популярное высокоэффективное жаропонижающее средство «Найз» на основе нимесулида сейчас запрещено использовать для детей. В нем содержатся опасные химических соединения, вызывающие аллергию, поражающие печень, почки и другие органы и системы ребенка.

ВАЖНО: Быстро сбить высокую температуру у ребенка можно, использовав одновременно два жаропонижающих препарата различного действия и способа применения, например: дать пол дозы сиропа «Нурофена» (действующее вещество ибупрофен) и поставить пол свечи «Цефекона» (действующее вещество парацетамол).

  • На начальном этапе заболевания можно помочь детскому организму быстрее справиться с вирусами и поддержать иммунитет с помощью препаратов: «Афлубин», «Инфлюцид», «Иммунофлазид», «Флавозид», «Противофлазид»
  • Возможно применение интерферонов, таких как «Виферон», «Анаферон», «Лаферобион», «Гиппферон», «Назоферон». «Виферон», «Гиппферон» и «Лаферобирн» выпускаются в виде ректальных свечей, «Анаферон» — в виде таблеток, «Назоферон» — капли или спрей для носа. Но не все родители считают их приемлемыми, опасаясь последствий вмешательства в естественные процессы организма
  • Для лечения гриппа у детей раньше чаще всего использовался «Арбидол». Но так как вирусы с течением времени мутируют, педиатры рекомендуют использовать детям от 7 лет «Ремантадин» или ему подобные по составу, а деткам младшего возраста – «Тамифлю»
  • Когда в организме ребенка появляются бактерии (о чем расскажет анализ крови), необходимо применение антибактериальных препаратов. Очень эффективными, в зависимости от диагноза, как педиатры, так и родители малышей, считают «Амоксиклав», «Флемоксин», «Цефекс»
  • Лекарство от заложенного носа нужно выбирать в зависимости от цвета выделений из него

ВАЖНО: Сразу нос обязательно следует промыть с помощью обычного физраствора: закапать и через пару минут помочь ребенку высморкаться или очистить носовые ходы при помощи аспиратора.

  • Если выделения представляют собой гнойные сгустки зеленого цвета, то нужно применить антибактериальное местное средство, например «Биапарокс» или «Изофра»
  • Если выделения прозрачные и при этом ребенку трудно дышать носом, можно использовать детские сосудосуживающие капли: «Називин», «Риназолин», «Отривин», «Пиносол»
  • Боли в горле деткам от трех лет могут облегчить различные спреи («Ингалипт», «Каметон», «Орасепт», «Ангилекс»), а малышам до трех лет педиатры рекомендуют давать отвары цветков ромашки или череды
  • Для облегчения вывода мокроты из легких и бронхов нужно использовать различные муколитические средства (растительные) и бронходилятаторы (синтетические). К первым относятся грудные сборы, корни алтея и солодки, мукалтин, ко вторым – «АЦЦ», «Амбробене», «Амброксол»

Препарат для лечения гриппа у часто болеющих детей

Как укрепить силу реакции часто болеющего ребенка.

Есть такое понятие — общая реактивность организма, то есть его способность реагировать на инфекции. У ослабленных деток она снижена, поэтому простуды у них затягиваются и обрастают осложнениями, а ребенок болеет очень часто .А у малышей, склонных к аллергии, общая реактивность повышена. Думаете, это хорошо? Ничего подобного!

При встрече с аллергенами или вирусами организм такого ребенка выдает чрезмерную (или, как говорят врачи, гиперэргическую) реакцию. В результате возникает ситуация, как в сказке про медведя, который хотел прихлопнуть комара, но не рассчитал удар и угробил хозяина. Встретившись с вирусами, ребенок сразу вспыхивает, как огонь: температура за 40 °С, его тошнит, возникает сильная слабость — все это признаки мощной интоксикации. Возбудителям, конечно, приходится несладко, но и малышу бывает немногим лучше!

При каждой простуде мамочка вызывает неотложку, чтобы сбить температуру, потому что жаропонижающие, как правило, ребенку с гипер реактивностью помогают плохо или не помогают вообще.

— Укрепляем иммунитет. Независимо оттого, повышена у ребенка реактивность или понижена, и при лечении респираторных инфекций ему нужно давать один из растительных иммуномодуляторов в специальной детской форме. Например, эхинацею выпускают в комбинации с противопростудным комплексом витаминов, родиолу, левзею, лимонник и шалфей — в пастилках, леденцах или специальных чаях. Эти растения обладают замечательным свойством, они модулируют иммунитет малыша: слабый усиливают, а чрезмерно активный приводят в норму, защищая ребенка от многих бед. О витаминах для повышения иммунитета у ребенка, который часто болеет читайте .

— Снижаем аллергический настрой. Малышу, который выдает слишком активную реакцию на респираторные инфекции, вместе с жаропонижающими обязательно нужно принимать средство от аллергических реакций. Чем выше температура, тем активнее гибнут вирусы, а образующиеся при этом продукты их распада обладают свойствами супер-аллергенов. Вот почему у деток с повышенной реактивностью после простуды стоит боятся астматических реакций, и развития ринита в хронической форме.

— Корректируем меню. Если ребенок более часто, то лучше во время болезни давать побольше молочки и растительной пищи. Не давать сладкое, шоколад, красную рыбу и икру, мед, киви и другие экзотические фрукты.

— Боремся с насморком. Сосудосуживающие капли (типа галазолина и нафтизина) не применять более 3-5 дн. Иначе получается противоположный эффект. Изучите с ребенком точечный массаж, который поможет снизить отек носа. Нужно разминать вращательными движениями крылья носа. Подробнее о массаже при насморке читаем и смотрим в этой статье. Приобретите детские капельки от аллергического насморка: понадобятся в конце заболевания.

— Консультируемся у специалиста. Ребенок с повышенной реактивностью должен быть под наблюдением аллерголога.

Возрастной фактор. Как лечить часто болеющего ребенка?

Казалось бы, чем старше малыш, тем крепче его защитная система и тем реже он должен грипповать. Но ,бывает, младший ребенок переживает зиму практически без простуд, а старший болеет чуть ли не каждый месяц. У деток ясельного возраста меньше возможностей подхватить вирусы, потому что уже круг контактов. В конце концов, младший заразится от старшего, у которого все время то из носа течет, то горлышко болит, но тем не менее такое случается гораздо реже, чем могло бы. Просто у деток ясельного возраста другая формула крови! Лимфоцитов, сражающихся с вирусами, у них больше, а нейтрофилов, которые нацелены в первую очередь против бактериальной инфекции, — меньше.

Вот почему детки до 3 лет в большей степени устойчивы к респираторным вирусам, но уж если подхватывают их, то в большей степени рискуют столкнуться с бактериальными осложнениями (бронхитом, отитом, гайморитом, воспалением легких), чем ребята 4-6 лет. В этом возрасте происходит физиологический перекрест кривых нейтрофилов и лимфоцитов: содержание первых увеличивается, а вторых—уменьшается. В результате респираторных инфекций становится больше, зато осложнений меньше, потому что ребенок начинает легче переносить простуду.

— Если малыш — аллергик, всегда согласовывайте прием препаратов с профильным специалистом.

— Больше витаминов! Давайте малышу каждое утро стакан свеже отжатого апельсинового сока.В соке апельсина много «живого» витамина С, уровень которого в лимфоцитах в тысячу раз выше, чем в других клетках! Если ваше чадо реагирует на него аллергией, то отжимайте яблочный сок, а в чай обязательно кладите листик лимона (для этого придется вырастить из косточки лимонное деревце). Кстати, в листьях лимона его содержится в 14 раз больше, чем в мякоти.

— Соблюдаем режим дня. Обязательно укладывайте малыша спать днем. Исследования педиатров показали, что эта простая мера позволяет существенно укрепить иммунитет. Дошкольники, отказавшиеся от дневного сна, простужаются в 3-4 раза чаще сверстников, которые отдыхают после обеда. Кстати, детки ясельного возраста меньше гриппуют еще и потому, что их в обязательном порядке укладывают спать днем, а в 5-6 лет это требование перестает соблюдаться.

Тип конституции ребенка.

Крупные, полноватые малыши с бледной кожицей и рыхлой подкожно-жировой клетчаткой обладают так называемой эмфатической конституцией — врожденными особенностями телосложения и обмена, которые делают их более уязвимыми для инфекций. Причина — в увеличении вилочковой железы (тимуса), которая у детей является важнейшим органом иммунной системы.

Тот факт, что железа у маленьких лимфатиков больше, чем у других деток, говорит не о том, что она активно работает, а совсем наоборот. Детский организм пытается компенсировать недостаток качества количеством в надежде, что разросшийся тимус сможет выполнять больше работы по подготовке клеток иммунной системы в борьбе с возбудителями респираторных инфекций, но этого не происходит.

Организм такого ребенка реагирует на вирусы плохо. Если лимфатик простудился, то это всерьез и надолго, и, хотя температура у них никогда не становится критической , но она далеко не сразу приходит в норму — после болезни остается температурный «хвост», который тянется неделями, а иногда и месяцами — до новой простуды.

Возможен и другой вариант: показания на градуснике приходят в норму, но через день-другой температура снова повышается, потом ненадолго снижается и по новой!

У лимфатика в большей степени, чем это бывает обычно при ОРВИ, увеличиваются лимфоузлы , а от поддаются лечению крайне плохо.

  • Рисуем йодную сетку. Ватной палочкой в месте вздутия лимфоузлов нанесите сеточку йодом. Приложите капустный лист,предварительно помните его,сделав мягким и обмотайте теплым шарфом. Запомните: только сухое тепло,никаких влажных компрессов.
  • Не перекармливайте малыша.При увеличении веса, иммунитет наоборот слабеет! Подольше бывайте с малышом на улице, занимайтесь спортом и подвижными играми.
  • Проверяйте почаще носоглотку вашего чада. Ухо, горло и носик — наиболее уязвимые органы. Лучше делать это в профилактическом режиме, не допуская хронического развития таких болезней, как тонзиллита, ринит или гайморит. Очаги хронической инфекции ослабляют и без того не слишком крепкую защитную систему!
  • Заболели-потерпите,не спешите выписываться. Отвести его в садик или на занятия по подготовке к школе через неделю вам вряд ли удастся. Лимфатик дольше,чем другие малыши справляются с простудой и болеет часто. Дайте ему отлежаться дома до выздоровления!
  • Температурный «хвост» после респираторных инфекций часто остается и у маленьких астеников. У них характерное телосложение: они худенькие и длинненькие. О таких обычно говорят: «узкая кость». Температура повышается не сильно — до 37 °С . Повода для тревоги вроде бы нет: ребенок немного бледненький, но вроде ведет себя нормально, разве только вялый и плохо кушает. Но после болезни это не удивительно. Обследование обычно показывает, что никаких осложнений нет. Тогда что тут не так? В развившемся после простуды термоневрозе. Оказывается, вирусы гриппа и ОРВИ ослабляют нервную систему маленького астеника в большей степени, чем деток других конституциональных типов, приводя к астеновегетативному синдрому, на фоне которого и возникает термоневроз.
  • Посетите невролога, а лучше вегетолога. Особенно,если ребенок болеет часто. Невролог подберет малышу ноотропные препараты, которые восстанавливают нервную систему, назначит курс иглотерапии, состоящий обычно из 12-15 сеансов, а также массажные и водные процедуры.

  • Позаботьтесь о нервной системе. Чтобы простуда не оставила на память о себе температурный «хвост», после заболевания пол-месяца поите кроху чаем с медом и мятой, валерианой, шалфеем или ромашкой.

и еще в помощь родителям часто болеющего ребенка пара книг по педиатрии.

Педиатрия. Часто болеющий ребенок
Pediatria-cgasto-bol-reb.zip
170.5 KiB
533 Downloads
Детали

Настольная книга педиатров и мамочек, у которых часто болеют детки. Поможет найти ответы на большинство вопросов

Категория: Здоровье
Дата: 30.06.2015

Часто болеющие дети

Каких только методов не существует для укрепления детского здоровья – от лекарственной терапии до окунания младенцев в прорубь. Что выбрать? Что лучше? Попробуем начать с азов. Для начала будем… ничего особенного не делать. Это трудно. Общество требует от родителей суеты – что это такое «спокойные родители»? У них что, нет проблем? Непорядочек.

Вы только подумайте: они разрешают ребенку питаться одной кашей по утрам. И одной картошкой по вечерам. Хоть бы котлеток нажарили! А еще у них ребенок босиком бегает под форточкой. И, видите ли, счастливы они. Безобразие…

Если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала. Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней. Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны, прежде всего, понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так – не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях. А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто. (доктор Е.Комаровский)

Новорожденный малыш с первых минут жизни начинает сигнализировать о своих потребностях. Подрастая, он будет всеми силами адаптироваться к жизненным условиям по принципу саморегуляции. Дети все – отличные саморегуляторы. Но их родители уже изрядно пожили, насмотрелись телевизора, начитались интернета, наобщались со знакомыми. И обзавелись набором стереотипов, влияющих на все и вся. Эти стереотипы способны многое испортить. Принцип невмешательства в обеспечении здорового образа жизни ребенка – это метод, избавляющий от влияния стереотипов. Он подразумевает отсутствие паники и радикальных мер. Температуру тела при болезни можно сбить на 2 градуса, а не на 10. Если ребенок замерз, ему можно надеть одну кофточку, а не свитер с шарфом. Если ребенок часто болеет зимой, нужно придумать отдых, который действительно оздоравливает, а не развлекает родителей. И так далее.

ПИТАНИЕ

Только что родившийся человечек еще не испорчен рекламой и не знает, что яркие упаковки и привлекательные бутылочки нужно покупать, когда их расхваливают за большие деньги. Он не знает, что едят друзья семьи и знакомые друзей семьи, чтобы хотеть того же. Его вкусовые пристрастия настроены только на природную волну, он к ней абсолютно готов физиологически и генетически.
Любой ребенок лет до трех — а многие и старше, если семья более-менее поддерживает здоровое питание – сигнализирует о своих пищевых нуждах достаточно четко. Его сигналы напрямую указывают на потребности организма. Научно доказано, что усвоению одних питательных веществ мешает недостаток или избыток других веществ. Если ребенок наотрез отказывается от кефира или говядины – скорее всего, он чувствует, что они ему чем-то мешают на данном этапе. Зато блюда, поглощаемые им с аппетитом, явно приносят большую пользу. У ребенка-годовастика (двухлетки, и так далее), который с удовольствием ест 1-2 каши, пару видов овощей и сосет грудь (получает смесь) ситуация с усвоением полезных веществ нормальная. Он выбрал себе подходящие продукты, интуитивно понял, что ему они полезны и нужны, а значит, витамины и макроэлементы усваиваются. В утверждении «ему обязательно нужен кефир» или «ему необходимы еще два вида мяса и семь других овощей» нет логики, если ребенок здоров и хорошо развивается согласно возрасту.

Какие стереотипы мешают нам отрегулировать процесс питания?

Мы привыкли к тому, что в супе должна быть сметана, гарнир должен быть с котлетой, макароны не могут быть «пустыми»… Мы сами напридумывали себе штампов, и нас волнует их невыполнение, если у ребенка сниженный аппетит. Мы кормим свои стереотипы, а не ребенка. Очень странно видеть, как родители, пекущиеся о здоровье часто болеющего дитя, продолжают закармливать его бесполезным балластом. Съел ребенок что-то поджаристое, сметанно-кетчупное, политое сахарным вареньем. Ничего полезного не получил, не усвоил, живот утяжелил – все довольны, картинка сытного обеда соблюдена, все «как у людей», родители считаются хорошими.

Принцип невмешательства: для ребенка самой лучшей едой остается простая еда. Растущий организм должен получать из продуктов полезные вещества. Чем проще предложенные блюда, тем эффективнее они усваиваются. Тарелка риса с кусочком сливочного масла приведет любую бабушку к обмороку: мол, слишком простое блюдо. Не сытное, никакое, и вообще – так не положено! «Не положено» кем? Организм как раз будет очень рад, и здоровья прибавится. Чего не скажешь об употреблении риса с мясом и подливой, риса со сметаной, пережаркой, и тем более кетчупом. Это всего лишь пример. Простой овощной суп лучше наваристого борща со сметаной. С пищей жареной, химической (соусы вроде кетчупа, кисломолочные продукты со сроком годности более 14 суток), жирной он только борется, стараясь поскорее от нее избавиться с наименьшими затратами.

«Ребенку необходимо быть сытым». История этого утверждения началась в те времена, когда продуктов было мало, а времени у матерей еще меньше. Детей старались накормить не полезно, а сытно. Их бабушки, а то и мамы отголодали свое, и призрак голода при дефиците многих продуктов все еще витает над проблемой питания детей. В чем «плюс» советского прошлого – в том, что в людей крепко вбили постулаты о нужности здоровых продуктов и необходимости ежедневной готовки, а не житья на полуфабрикатах. В чем «минус» наступившего будущего – производители питания все шире используют западные рекламные технологии, и потребителю внушают, будто укрепить иммунитет можно «вареной» кисломолочкой с месячным сроком годности или хлопьями «с витаминами».

Знаете, почему ребенку обязательно нужен кефир? Не потому, что он полезен. А чтобы мама не дала ему растишку вместо кефира. Некоторым детям лучше бы вовремя сдаться и выпить обычный кефир вместо подкрашенной «вареной» водички. Знаете, почему детям после 1,5-2 лет можно пробовать взрослые кисломолочные продукты? Не потому, что взрослый творог или ряженка полезнее детских. А чтобы мама не сунула химический творожок. Только за этим. Чтобы маму не закодировали рекламные песнопения, и она не вкладывала деньги в развитие убийства нормальной полезной еды.

Принцип невмешательства: мудрый ребенок, которому не сбили природную интуицию в выборе еды, прекрасно саморегулируется (исключая естественную тягу к «запретным» сладостям). Когда он болеет, то чувствует, что организму нужны силы для борьбы с вирусом – и перестает есть. Когда ему жарко, он предпочитает сочную и яркую еду. Когда какая-либо еда может принести ему неприятности – он отказывается от нее… и так далее. Принцип саморегулирования, присутствующий у всех детей без исключения, нужно уважать и уметь слушать. Мы не в силах перевести детей на кристально чистое питание. Зато мы можем максимально очистить то, что еще не успели испортить производители.

История цивилизации — это история человечества, пытающегося преодолеть непрекращающийся ужас голода. Обеспечить ребенка достаточным количеством пищи, чтобы он рос большим и толстым, всегда было основным выражением материнской любви. Конечно, в каком-то смысле борьба между родителями и детьми по поводу еды возникает оттого, что пища сейчас достается гораздо легче, чем в дни нашего детства, но мы еще не способны привести наши эмоции и установки в соответствие с окружающим изобилием. Но у проблем, возникающих по этому поводу, есть и много других причин. Одна из них состоит в том, что снижение аппетита у ребенка часто происходит как раз тогда, когда он дает нам знать, что мы уже не всегда «командуем парадом». Этот очаровательный, послушный, привязчивый малыш превратился в личность. Это драма, которая потрясает многих, в иных случаях уравновешенных и спокойных родителей. Безусловно, все мы хотим, чтобы наши дети становились все более независимыми; мы хотим, чтобы они были любознательными, предприимчивыми и сообразительными. И хотя мы понимаем в глубине души, что возникающее непослушание, сильная воля, желание быть услышанным — это необходимая ступень в развитии человека, но нам не нравится, какой ценой это достигается. Мы начинаем повышать голос: как эта пигалица двух с половиной футов роста смеет говорить нам, что не хочет есть! (Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)

КУПАНИЕ

Идеальная температура воды для купания ребенка любого возраста: 28-32°С. Проверяйте воду не кистью руки, а локтем, или погрузите руку поглубже. То, что для кисти руки холодно/горячо, для тела – совсем иначе. Далее следим за реакциями ребенка. Если он не протестует, ему хорошо – значит, в следующий раз сделаем воду на градус прохладнее. Если ребенок в воде слишком спокоен, расслаблен – скорее всего, ванна чересчур теплая, она его «усыпляет». Можно ковшиком добавить прохладную. Ребенок должен двигаться: при движении в воде кровь активно насыщается биологически активными веществами. Для этого новорожденных сразу отправляют в плавание в большой ванне. Перед тем, как вытащить ребенка, обливаем его прохладной водой – и сразу заворачиваем в махровое полотенце или надеваем махровый халат.

У каждого человека свои предпочтения, свой комфорт. Если бабушка вам говорит, что вы мучаете и морозите ребенка, это означает, что бабушка уже старенькая, и ей в принципе всегда холодно. К ощущениям ребенка ее советы не имеют отношения. Если малышу холодно, он никогда не будет молчать! Он заплачет, будет беспокойным. Инстинкт самосохранения никто не отменял. В этом случае воду делаем потеплее на пару градусов. Детям постарше горячая ванна и вовсе в тягость – она не оздоравливает, и после нее можно очень глупо заболеть.

Принцип невмешательства: раньше нас учили, что ребенок может простудиться после ванны, если будет резкий перепад температур. Что мы сделали: как раз не создали этого перепада. Теплая вода, теплый воздух в квартире – перепада нет. И болеют, все-таки, от инфекций, а не от прохлады. Представьте, КАК нужно заморозить ребенка, чтобы он заболел после ванной. Вы точно такого не допустите. Голова без шапочки тоже не «простудится» (еще один страх пожилых родственников), ведь она не была в горячей воде и не перегрелась, и инфекция в нее не попала. Допустим, вы привыкли купать ребенка в горячей воде. С каждым последующим купанием охлаждайте воду: опускайте малыша в привычную воду и постепенно доливайте из ковшика прохладную. При болезнях купать тоже можно. Нельзя создавать резкие перепады температур, то есть вода должна быть комфортной, но не горячей и не холодной. Если у ребенка повышенная температура – вода слегка охлаждает тело, ни в коем случае не перегревает. При кишечных болезнях купание особенно полезно, оно помогает выводить токсины и спасает от обезвоживания, так как вода всасывается кожей.

ПОГОДА В ДОМЕ

Температура воздуха в квартире должна быть не выше +22°С, а лучше +20°С. Мы помним, что бактерии и вирусы обожают теплую среду. Поэтому необходимо поддерживать дома комфортную прохладу и увлажнять воздух. Также очень важны регулярные проветривания, они гонят вредных микробов прочь. Типичный предрассудок в связи с улучшенной погодой дома: «Ребенку вредно быть на холодном полу, он простудится!» Снова повторяем: болеют от инфекций. Не от эфемерного холода. У ребенка малый вес, он не давит на пол до такой степени, чтобы холод пола отнимал у него здоровье. Это взрослые чувствуют прохладу своим грузом, к тому же, практически у всех взрослых имеются хронические очаги (ухо-горло-нос, почки), которые мгновенно реагируют на охлаждение. Поэтому нельзя судить детей по себе. Второй и очень важный момент: взрослые люди умело, я бы даже сказала — профессионально концентрируются на дискомфорте, мозг принимает сигналы паники, хронические болячки услужливо обостряются, хотелось им этого или нет. ДЕТИ ДУМАЮТ О ДРУГОМ! Ребенок, играющий на полу, занят игрушками. И не мешайте ему. Болеет тот, кто думает о болезни, страхе, холоде. Ребенок спокоен за свой организм на холодном полу.

Принцип невмешательства: система гармоничного закаливания водой и воздухом подразумевает, что вы постепенно приучаете ребенка к низким температурам и не мешаете ему чувствовать себя прекрасно. Для этого, как с капусты, листок за листком, понижаем градусы. До абсурда доходить не нужно, как и не нужно концентрировать внимание ребенка на своих действиях, дергая его вопросами «ты не замерз» или постоянно его ощупывая. Ребенок всегда подаст сигнал, если ему станет дискомфортно: он будет беспокоен, заплачет, его конечности станут ощутимо холодными. В этом случае мы просто закрываем форточку, надеваем носочки — и никакой паники.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Бытует мнение, что новорожденного младенца нужно укрывать потеплее, потому что он долгое время провел в животе мамы и привык к теплу. Как раз потому его приучают к прохладе. С точки зрения логики непонятно, зачем поддерживать у ребенка иллюзию, будто он все еще внутри. Наоборот, ему нужно побыстрее адаптироваться к перепадам температур, чтобы не простужаться от ветерка и нормально пережить холодное время года. Что интересно, те же советчики, которые укоряют молодую маму за «намеренное замораживание» ребенка и защищают пеленки, как символ нахождения в утробе, потом будут настойчиво рекомендовать «дать ему проораться», «не приучать к рукам» и так далее, хотя если уж поддерживать иллюзию «я внутри», так и на всю катушку! – почему нет?

Принцип невмешательства: оставить новорожденного, да и просто маленького ребенка без одежды бывает сложно по психологическим причинам. Маме всегда хочется защитить свое дитя, а одежда выступает в виде преграды от жестокого мира. Защитить маленькую голову чепчиком, завернуть в пеленку, обязательно надеть бессмысленные носочки. Упаковать (и хорошо бы вернуть назад внутрь себя). Попробуйте оставить ребенка в одном памперсе и наблюдайте за его ощущениями. Если кожа теплая, настроение хорошее, конечности не ледяные – значит, все в порядке. Если вам кажется, что ему все-таки холодно – наденьте один х/б слой одежды. Такой же подход практикуем и к старшим детям, снимая ненужные слои одежды. Ребенок может замерзнуть при температуре +20°С только в том случае, если его заранее приучили ее бояться. Но чаще всего дети об этом не задумываются.

В период сна кожа должна дышать, все органы отдыхают. Достаточно укрыть младенца фланелевой пеленкой или махровым полотенцем, ему опять же не нужны пледы и байковые одеяла. Ребенок постарше сам покажет, как он хочет спать: распахиваясь или закутываясь. Ребенка распахивающегося оставляем в покое – не болеет? значит, все в порядке. Если в спальной ощутимый холод, купите малышу несколько ярких пижам. Попробуйте закрывать его одним покрывалом – одеяло скинуть легче. Если малыш любит кутаться – вряд ли ему холодно, скорее, это поиск психологического комфорта «я в домике». Пусть кутается, только пижаму не забудьте отменить.

ПРОГУЛКИ И ОДЕЖДА

Раньше принцип одевания маленьких детей подразумевал образ шара. Теперь родители учатся не одевать ребенка, а раздевать. Для этого нужно преодолеть психологические барьеры и качественно противостоять мнениям со стороны. Огромное количество одежды надевается на детей только потому, что «так принято», а не для согревания.

Принцип невмешательства: снова уместен образ капусты «листок за листком». Если ребенку еще нет года, а на дворе зима (холодная весна), и вы еще толком не поняли, как его одеть, чтобы не перекутать, попробуйте провести следующий эксперимент. Замените шерстяной костюмчик костюмом х/б. Погуляйте, как обычно. Дома пощупайте ребенку спину, плечи, запястья, коленки. Если температура тела удовлетворительная (теплая), шерстяной костюм отменяйте. Точно также методом раздевания проверьте, нужны ли ребенку носки, чепчик под шерстяной шапкой, капюшон на шапке, плед — и так далее. Вы можете получить ошеломительные результаты, узнав, что вся эта амуниция ему вовсе не требовалась. Она была нужна только маме для декорации. Точно также «листок за листком» освобождайте от лишней одежды ходячего ребенка. Попробуйте не одевать ему носочки, лишние штаны «потому что нужно» или капюшон «потому что, вроде бы, ветер».

ОТДЫХ

Когда-то отпуск на юге считался престижным и желанным. Жизнь была рутинная, развлечений мало. Все жили мечтой о лете и возможностях куда-то уехать. Сейчас все больше людей, озабоченных здоровьем детей, снимают на лето домик в пригороде. Также качественным вариантом можно считать южный отдых вдали от городов в поселках с полупустынными пляжами. Отпуск за границей относится к декоративным методам снятия симптомов усталости и укреплению не здоровья, но собственного престижа. Симптомы болезней тоже можно снять – например, если у ребенка перед поездкой насморк и кашель, они, скорее всего, быстро пройдут на морском побережье. Но в целом на иммунитет пребывание на море от 1 до 3 недель оказывает слабое влияние. Этого мало. Хорошо, если пляжный отдых происходит в местности, где нет мегаполисов, но и в этом случае желательно соблюдать условия: отпуск не менее трех недель, не дикая жара, не питание суррогатами.

Для качественной «вентиляции» иммунитета необходимо, чтобы ребенок побыл в экологически чистых условиях (ну, хотя бы в какой-то степени чистых) вдали от городов и большого скопления людей не менее месяца. Все остальное в большей степени самообман. Или назовем это сменой обстановки. Ребенок все также может подцепить вирусы в толпе и даже понизить сопротивляемость организма за счет жары и неправильного питания (на отдыхе всегда больше сладостей и перехваченных «кусков»). Нередко бывает, что, побывав на «морях», болеют еще больше. К примеру, спортсмены выезжают на сборы в другую страну за две недели, чтобы успеть адаптироваться. Часты высказывания: «побывали на юге, никакой адаптации у ребенка не было!» — это неверно. Адаптация есть всегда. В том числе и реакклиматизация – обратное привыкание к родному климату. Итоги неправильного отдыха (например, недельная поездка из зимы в лето) проявляются не сразу, а постепенно. И не всегда они касаются физического здоровья: ребенок может получить психологическую травму, «вдруг» стать капризным, неуправляемым.

Но, само собой, есть дети, которым даже двухнедельная поездка на море помогает избавиться от проблем. Есть дети, которые замечательно переносят перепады температур, и так далее – нельзя однозначно утверждать, что всем нужно только в леса и никуда больше.

Принцип невмешательства: истинный отдых во славу укрепления иммунитета, желаемый для каждого ребенка, он, к сожалению, для родителей очень скучен. Это жизнь за городом (на даче, в деревне или на базе отдыха) вдалеке от городских токсинов. Во имя оздоровления родители увозят детей в заграничные моря, но такие поездки являются временными отдушинами, после них ребенку все равно придется около года жить в родных уральских условиях. Поэтому более мягкое и точное оздоровление, все-таки, связано со своей местностью, как генетически приятной – но чистой. Без жары, многолюдности, со здоровым «дачным» питанием. Цитата из доктора Комаровского:

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды – трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели, восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
Многие возразят: мол, за городом у нас экология тоже «убита» заводами, фабриками… Тем не менее, польза отдыха в окружении леса огромна. За сутки 1 гектар соснового леса выделяет в атмосферу почти 5 кг фитонцидов. Это летучие вещества, которые продуцируют растения, чтобы защитить себя от болезнетворных микробов. Поэтому в хвойных лесах вне зависимости от близости городов воздух идеально чистый. Укрепляющее действие на иммунитет не сравнить ни с чем, ведь фитонциды способны побить даже золотистый стафилококк, возбудителей дизентерии и брюшного тифа. Если бы все могли вывозить детей «в леса» (на дачи, турбазы, и так далее) – тяжелые периоды вирусных эпидемий мы проживали бы посвистывая.

ЛЕЧЕНИЕ

Самое распространенное мнение, коим пытаются давить на родителей, это «если не давать лекарства – значит, ничего не делать». А «хорошие заботливые» родители, мол, обязаны что-то делать. «Что-то делать» равно лекарствам. Если не дают лекарства, значит, «плохие» родители. Но искусство «ничегонеделанья» гораздо сложнее, чем спасительные таблетки. Оно подразумевает следующие пункты:
• чувствовать потребности своего ребенка, не проецируя на него собственные ощущения, а также ощущения и видения остальных родственников;
• вовремя изучать современную информацию о лекарственных методах лечения и самых частых детских болячках, не перекладывая всю ответственность на врачей;
• помнить, что все лекарства без исключений вредны для маленьких детей, если они применяются без учета индивидуальной ситуации и без совета врача;
• быть свободными от страхов в связи с детскими болезнями. Не думать, что они «навсегда» и «закончатся плохо»;
• найти врача, которому хочется доверять.

Допустим, ребенок заболел ОРВИ. Иммунитет борется с вирусом, и тут начинается самое интересное: подавление борьбы иммунитета лекарственными препаратами, выписанными «по форуму», по совету, по рекламе – или недобросовестным врачом, применяющим ко всем детским болезням один и тот же список. Как правило, ребенок сам подсказывает – как и в случае с питанием – как его лечить, и надо ли. Дети вообще очень многому могут научить, если к ним внимательнее присматриваться, прислушиваться. Отказывается от еды – прекрасно, значит, чувствует, что организму нужны силы для борьбы с болезнью, а не для переваривания пищи. Главное, чтобы не отказывался от воды. Весело скачет при температуре 38,5 – значит, организм пока справляется.

Почему пик детских ОРЗ приходится на сентябрь-октябрь? Так отдохнули? Это означает, что организм за лето получил дополнительные возможности и начинает чиститься через обострение какой-нибудь болезни. Ребенка залечивают в темпе, как правило, антибиотиками, он приходит в себя и к январю-февралю выдает новую серию болезней. (педиатр, главврач клиники «Эколабмедтест» А.Волков, г. Москва)

От всего уберечь невозможно. Жизнь не катится по запрограммированному сценарию, она то и дело подсовывает различные «вдруг». Родители не всегда могут на сто процентов предугадать, предупредить, вылечить. Зато в их силах – не мешать. И знать, что хорошие родители – это не те, которые выкидывают «для счастья ребенка» многие тысячи, изображают невероятную суету при болезнях, закупают лекарства или показательно кидают детей в прорубь – короче, создают некую картинку бурной деятельности. Хорошие родители верят в недюжинный потенциал своей материнской и отцовской интуиции, верят в возможности тела, все еще неразгаданные наукой. И спокойно без фанатизма очищают жизнь ребенка от суррогатов, химии, биодобавок, перегрева, лишней еды, собственных нервных болезней и семейных скандалов.

Источник: сайт для родителей u-mama.ru

Как укрепить иммунитет ребенку

В межсезонье и зимой, когда часты смены погоды и переохлаждение, дети болеют чаще обычного. В определенном возрасте малыши могут простывать буквально каждый месяц, что заставляет их родителей задумываться об иммунитете ребенка – насколько он хорошо работает, нужно ли его укреплять теми или иными методами? Наиболее остро встает такой вопрос среди детей, которые начинают посещать детский садик или часто и длительно болеют от любых перемен погоды и контактов с другими детьми. В чем причины подобных болезней и можно ли что-либо с этим сделать?

Оглавление: Проблемы иммунитета у малышей Коротко о работе детского иммунитета Почему дети болеют? Иммуноглобулины и их роль в иммунитете Интерфероны и их роль у детей Нужны ли интерфероны для укрепления иммунитета? Укрепление иммунитета инфекциями Методики укрепления иммунитета детей Роль питания в иммунитете Здоровье родителей и иммунитет детей Состояние здоровья: профилактика инфекций Как укрепить иммунитет ребенку: универсальные рекомендации Применение медикаментозных средств

Проблемы иммунитета у малышей

В относительно частой заболеваемости детей «виновен» иммунитет, точнее особенности его возрастного становления, о которых многие родители просто не знают, и поэтому с раннего детства не занимаются его становлением и укреплением. По мнению большинства родителей, частые болезни ребенка являются следствием проблем с иммунитетом, хотя в реальности это не совсем верно. Иммунитет не может «падать» или «быть плохим», и не нужно закармливать ребенка таблетками и ходить из кабинета в кабинет, от врача к врачу, требуя средства и методики, которые полностью прекратят все болезни ребенка – это невозможно. Дети должны болеть в детстве, и нет таких средств, которые полностью устранят все инфекционные болезни – именно они помогают в становлении иммунной защиты.

Роль родителей – укреплять иммунитет, правильно лечить болезни и предотвращать осложнения, переход в хроническую патологию и череду непрерывных простуд.

Важно

Иммунитет, как любая другая система организма, требует непрерывных тренировок, без них его работа не будет адекватной и полноценной. Но важно делать это правильно, обращая внимания на физиологические механизмы иммунной защиты, активизируя и стимулируя их, а не подгоняя иммунитет искусственно таблетками в тот момент, когда он не может полноценно работать. Препараты «для иммунитета» применимы только в тяжелых, крайне серьезных ситуациях, к которым простуды детей, пусть и частые, не относятся.

Коротко о работе детского иммунитета

Чтобы понимать, какими физиологическими методами и способами можно стимулировать иммунную защиту организма, нужно хотя бы коротко остановиться на вопросах его устройства и функционирования. Под иммунитетом человека (в том числе и ребенка) понимают механизмы устойчивости, сопротивляемости к действию инфекционных и паразитарных агентов (вирусы, грибки, микробы, глисты и т.д.), а также устранение из организма неинфекционных, но при этом опасных и чужеродных веществ — аллергенов, а также собственных трансформированных и состарившихся клеток. Словом, под контролем иммунитета находятся все собственные клетки тела и любые чужеродные, которые проникают в тело и могут нанести ему вред. Если в отношении микробов или вирусов, частично грибков иммунная защита относительно активна, и организм вполне может самостоятельно побороть их без внешнего влияния, то в отношении опухолевых клеток, аллергенов или паразитов подобных умений нет, и тогда необходима помощь извне.

В иммунной системе имеется два больших звена:

  • это врожденный иммунитет. Врожденные механизмы закреплены на уровне генов, они дают возможности не болеть определенными патологиями, типичными для других видов. Механизмы этого иммунитета универсальны и едины для всех, они помогают организму в целом справляться с опасностями.
  • приобретенный иммунитет, это индивидуальный для каждого организма опыт борьбы с болезнями, в ходе которого иммунная система обучается распознаванию и устранению определенных возбудителей – микробов, вирусов. Он формируется после каждого контакта с болезнетворными агентами, и сохраняется либо на всю жизнь, либо на определенный ее период. Этот вид иммунитета можно подразделить на две категории – активный и пассивный.

Пассивным иммунитетом считается защита, которая передана организму в готовом виде – антитела через плаценту и с грудным молоком, введенные в виде сывороток и анатоксинов, уже готовые для борьбы с врагом и не затрагивающие собственные иммунные механизмы.

Активный иммунитет – это формирование определенных механизмов, веществ и соединений самим иммунитетом после болезни или в результате вакцинации. Это результат обучения иммунитета борьбе врагами. В результате контактов с различными патогенными объектами (антигенами) организм производит в отношении них антитела, это особые связывающие и нейтрализующие молекулы, не дающие развиться патологии. Комплексы антиген-антитело обезвреживаются в печени и выводятся через органы выделения – кишечник и почки, без вреда для собственного организма.

Почему дети болеют?

Все проявления острой болезни – это защитные реакции тела на внедрение неприятеля, чужеродных антигенов, а также включение в работу иммунных механизмов, которые будут синтезировать нейтрализующие антитела. Если организм уже обучен синтезу антител против определенного вируса, его повторное попадание сразу включает защиту, не давая развиться болезни – это и есть сформированный иммунитет. Если же антител нет, организм не обучен борьбе с определенной инфекцией, возникают симптомы болезни – и они говорят о том, что иммунитет активно сопротивляется атаке, повышая температуру, запуская механизмы синтеза особых веществ – интерферонов, медиаторов воспаления, цитокинов и т.д.

Процессы, которые происходят в организме при инфекции, также необходимы для формирования полноценной иммунной защиты и активного сопротивления инфекционным агентам. За счет воспаления ограничивается распространение патогенов, за счет лихорадки активизируется синтез интерферонов, защищающих клетки от агрессии.

Помимо образования антител в иммунных реакциях задействуются еще и клетки – лейкоциты и лимфоциты, а также частично кровяные пластинки (тромбоциты). Обладают защитными эффектами секреты слизистых, кожные выделения, слезы, пот. В них всех имеются бактерицидные и противовирусные соединения.

У каждой клетки организма в отношении иммунных функций есть свои четко очерченные обязанности:

  • у лейкоцитов основной обязанностью становится функция фагоцитоза, поглощение микробов с образованием гноя – частицы расщепленных микробов с фрагментами погибших белых клеток
  • лимфоциты обладают функциями «полицейских», обнаруживающих опасность и трансформированные клетки тканей. Кроме того, часть лимфоцитов играет роль производителей иммуноглобулинов, соединений, обезвреживающих любые антигены и запоминающих все опасные соединения на будущее. При повторном инфицировании все происходит гораздо быстрее, и инфекция нейтрализуется практически без повреждений тела.

Именно по уровню иммуноглобулинов, синтезируемых организмом детей, изучают иммунологи в комплексе с клетками иммунной системы состояние иммунной системы. Именно их концентрации наглядно показывают состояние иммунной системы детей, по их уровню в отношении той или иной инфекции можно судить о напряженности иммунитета и длительности болезни, необходимости иммунизации.

Иммуноглобулины и их роль в иммунитете

Иммуноглобулины любого организма, в том числе и детского, можно разделить на пять основных групп. Они обнаруживаются практически в любой биологической жидкости человеческого тела, особенно много их в области слизистых оболочек и плазмы крови. Каждый тип иммуноглобулинов отвечает за свои иммунные функции, и снижение тех или иных иммуноглобулинов говорит о проблемах иммунной защиты:

  • Секреторные иммуноглобулины (класс А) в наибольших концентрациях присутствуют в области биологических сред – водянистая влага глаза, слюна, слизь из носа, с поверхности эпителия кишечника, ротоглотки. За счет этих иммуноглобулинов происходит обезвреживание большей части попадающих на поверхности слизистых микробов и вирусов. У детей до трех лет уровень секреторных иммуноглобулинов физиологически снижен.
  • Острофазные иммуноглобулины (класс М, белки острой фазы) – соединения белковой природы, которые врабатываются в ответ на проникновение микробов или вирусов, на каждый вид возбудителя -свой специфический белок. Они начинают синтезироваться в остром периоде болезни и отражают степень остроты процесса. Это и есть по сути антитела к инфекции, нейтрализующие опасные антигены возбудителей.
  • Иммуноглобулины памяти (класс G) синтезируются по мере борьбы с инфекцией, и затем они остаются в небольшом количестве в теле, на память о перенесенной инфекции, и именно по ним в дальнейшем повторная инфекция сразу же распознается. По их уровню в организме детей судят о перенесенных ранее инфекциях.
  • Реагиновые иммуноглобулины (аллергические, Е класс) возникают в организме при наличии аллергических реакций, при формировании гиперчувствительности к определенным белковым молекулам и небелковым соединениям, при повышенном уровне этих иммуноглобулинов делают выводы об аллергизации тела и степени ее тяжести. Выявление специфических иммуноглобулинов Е к тому или иному веществу в крови указывает на конкретный аллерген.
  • Есть еще иммуноглобулины Д, роль которых пока не выяснена, а также иммунная система синтезирует в ходе инфекций еще массу неспецифических соединений и веществ, призванных защищать организм от вторжения вирусов и микробов. К ним относятся лизоцим, защищающий носо- и ротоглотку, слизистые оболочки, система комплемента, защищающая от микробных и вирусных атак, а также интерфероны, защищающие клетки от вторжения вирусов, железо-содержащие ферменты и прочие вещества.

Интерфероны и их роль у детей

Сегодня об интерферонах и препаратах, влияющих на их синтез, слышали многие родители, подобные препараты назначают педиатры, их рекламируют по телевизору. Но реально ли они нужны иммунитету и насколько сильно можно на них влиять, какие функции они выполняют? Так, интерфероны имеют несколько групп – альфа, бета и гамма-интерфероны, и они начинают борьбу с вирусами, микробными агентами и измененными клетками одними из первых, наряду с другими неспецифическими факторами защиты.

Обратите внимание

Особенно важны интерфероны в борьбе с вирусной инфекцией, когда вирусные частицы проникают в клетки эпителия и где их не могут достать различные препараты.

Так, вирусы относят к внутриклеточным паразитам, они проникают внутрь пораженных клеток, встраиваются в их генетический код, заставляя клетки производить новые вирусные частицы. Но одновременно с этим, чтобы защитить соседние клетки от повреждения вирусами, организм начинает активно производить интерфероны, которые ограждают клетки от вторжения вирусов. И хотя их синтез при вирусной инфекции немного задерживается, что дает вирусам возможности поразить определенное количество клеток, в дальнейшем они активно включаются в защиту.

Интерфероны – это сложные органические молекулы, производимые клетками иммунной системы, он инактивируют вирусные частицы, и различные виды интерферонов работают на различных уровнях инфекционной цепи. За счет системы интерферонов осуществляется реальная помощь в подавлении вирусной инфекции. Снижение синтеза интерферонов играет важную роль в снижении и иммунной защиты у детей в целом.

Нужны ли интерфероны для укрепления иммунитета?

Нередко препараты, относящиеся к индукторам интерферонов или натуральным интерферонам, рекомендуют применять не только в лечении вирусных инфекций, но и в их профилактике, а также с целью укрепления иммунитета. Однако в реальности роль данных препаратов и соединений в укреплении иммунитета и профилактике простуд очень преувеличивают.

Это связано с тем, что интерфероны проявляют активность только в момент проникновения вируса в клетки и их активного там размножения, ставя барьер между зараженными и здоровыми клетками, чтобы не повреждать последние. Поэтому польза от интерферона есть в том случае, когда вирусная инфекция уже стартовала, и для профилактических целей принимать подобные препараты для стимуляции выработки интерферона бесполезно.

Система интерферонов, активно включаясь в работу, помогает в облегчении протекания инфекции и ускорении процесса выздоровления за счет блокировки поражения новых клеток вирусами, но предотвратить заражение инфекцией интерфероны не могут — тут они бессильны. В детском возрасте, примерно до трех лет, система синтеза интерферона еще несовершенна, работает она относительно слабо и в период межсезонья, на фоне снижения иммунной защиты, также подавляется ее активность.

В силу подобных эффектов интерферонов возникли идеи относительно препаратов и веществ, которые помогали бы в синтезе собственного интерферона – сегодня таких препаратов достаточно много, они называются интерфероногенами или индукторами эндогенного интерферона, и их применяют у детей и взрослых в местных и системных формах препаратов. Примерами могут быть Виферон, Генферон, Эргоферон, Циклоферон и т.д. Обычно их применяют с начала вирусной инфекции у детей, с первых же часов по схеме, они подстегивают синтез собственных интерферонов, но применять их нужно аккуратно, чтобы не получить эффекта «загнанной лошади», то есть при ослаблении иммунитета подстегивать его до полного истощения.

Важно

Не стоит верить заверениям производителей об их профилактическом эффекте и нагружать ими детский организм, их польза возможна только на старте заболевания, когда собственный интерферон в синтезе запаздывает, и то только при приеме их в первые же часы инфекции.

Бесполезно для профилактики простуды мазать ребенку нос Вифероновой мазью или капать перед выходом из дома в нос капельки Гриппферона. Гораздо эффективнее применять закаливающие и общеукрепляющие меры.

Укрепление иммунитета инфекциями

Казалось бы, если ребенок болеет простудами и различными инфекциями – это плохо, но с точки зрения организма и иммунитета – не совсем, если болезни протекают по плану и без осложнений. Поэтому родителям нужно относиться к детским ОРВИ достаточно философски, считая недлительные и нечастые эпизоды простуды своеобразной тренировкой иммунитета. И в силу того, что иммунная защита у всех различная по силе и степени выраженности, у всех детей частота и длительность простуд разнятся – сила тренировок иммунитета у каждого различная.

Поэтому часть детей болеет три-четыре раза в год, чтобы натренировать иммунитет, отладить работу всех его систем и звеньев, а для кого-то обучение иммунитета – это десять и более болезней в году. Дети в раннем возрасте, малыши дошколята и школьники будут болеть, и надо сказать более – им нужно болеть, но течение инфекции должно быть правильными и неосложненным. Есть критерии, по которым родители могут оценить – когда нужно переживать за иммунную систему ребенка и проводить мероприятия по ее укреплению, а когда просто заниматься закаливанием и профилактическими мероприятиями.

Обратите внимание

Важно проконсультироваться у иммунолога или педиатра, если ребенок практически постоянно болеет ОРВИ. При этом важно определить – есть ли проблемы иммунитета, либо это проблема родителей и неправильного лечения ребенка, что приводит к затягиванию болезни или формированию осложнений. Но иногда подобные ситуации реально указывают на проблемы иммунитета.

Постоянными посетителями педиатров либо врачей-иммунологов могут становиться дети категории ЧБД – часто и длительно болеющие простудами. Это те малыши, у которых на первом году более 4-х эпизодов ОРВИ, до трех лет их более восьми в году, а после трех лет более четырех-шести эпизодов за год. Длительно болеющими считают детей, у которых эпизоды ОРВИ затягиваются более двух недель подряд. В этих случаях укреплением и коррекцией иммунитета занимаются совместно врачи и родители после полноценного обследования и выявления всех возможных факторов риска и причин проблем.

Если же это здоровые дети, не относящиеся к длительно или часто болеющим, для укрепления иммунитета у них нужно обращение не в аптеку за препаратами. Иммунитет тренируется и укрепляется за счет немедикаментозных, профилактических мероприятий, изменений в образе жизни и ведения здорового образа жизни. И нужно, чтобы помимо малыша вся семья планомерно и постоянно занималась этим вопросами. Иммунитет укрепляется длительно и непрерывно, этому вопросу необходимо уделять много времени, это не задача для нескольких недель и даже месяца, крепкий иммунитет зависит от образа жизни. В среднем, иммунитет формируется и укрепляется, исправляется на правильную работу в период от трех месяцев до года, схема реабилитационных мероприятий сразу расписывается на период 6-ти месяцев, и курсы необходимо повторять еще несколько раз подряд.

Методики укрепления иммунитета детей

Важно понимать, никакие даже самые дорогие препараты не помогут в укреплении иммунитета ребенка, если нет особого образа жизни и окружающих условий, которые стимулируют и поддерживают иммунную защиту. Именно немедикаментозные средства и меры, хотя и длительны по времени, но обладают самым выраженным и мощным эффектом в отношении тренировки организма. Причем такие методики, только за редкими индивидуальными исключениями, не имеют противопоказаний к их применению.

Важно

Думать о здоровье детей и их иммунитете нужно не после рождения крохи, а еще задолго до его появления на свет. Именно беременная женщина закладывает основы реагирования и функционирования иммунной системы будущего ребенка.

Для того, чтобы ребенок родился здоровым, у него произошла правильная и полноценная закладка, а затем и формирование, функционирование всех систем и органов, в том числе и иммунной, необходимы, хотя и простые, но очень эффективные и обязательные к соблюдению меры профилактики. Необходимо полноценное и правильное питание, режим дня и отказ от вредных привычек, любых проблем, которые ведут к повреждению плаценты. В этом случае не будет преждевременного контакта крохи с антителами матери, что не приведет к перегрузке иммунной системы еще внутриутробно. Не менее важно для полноценной закладки иммунной системы и ее функционирования достаточное поступление питательных компонентов и витаминов с минералами, которые необходимы для образования собственных иммунных соединений и клеток. Особенно важны витамины группы В, аскорбиновая кислота и витамин А, а также постоянный доступ кислорода к тканям. Важно защищать себя от стрессов и переживаний, они также негативно влияют на иммунную систему. Для гормонов стресса уже давно доказано иммуносупрессивное свойство.

Важно

Сразу после рождения необходима забота о правильном формировании иммунитета крохи – не нужно помещение ребенка в стерильную среду, он должен адекватно контактировать с микробами, чтобы знакомить иммунитет с антигенами.

Поэтому нет смысла мыть ежедневно полы и стены в детской с белизной, кипятить соски и ложки, отказаться от домашних животных и любых источников микробов. Дети должны осваивать мир, щупая рукам и пробуя на вкус. Но это не значит, что в доме должна быть грязь, толпы гостей и уличных животных. Во всем нужна разумность и мера. В первые чуть больше месяца нужны более строгие меры защиты от инфекций, постепенно они расширяются и упрощаются. Недаром бытовали традиции в русских селеньях не показывать детей до 40-го дня чужим – это не сглаз, а элементарная защита от опасностей.

Роль питания в иммунитете

Никто не будет спорить – что правильное питание с первых минут жизни крохи играет неоценимую роль в становлении иммунитета. Поэтому отрицать роль естественного вскармливания как иммуностимулятора просто нельзя. Первые прикладывания к груди в родзале и капли молозива, наполненного антителами и дополнительными компонентами, выполняют функции своего рода «иммунной прививки» для запуска правильного иммунитета. Важно продолжать грудное вскармливание и затем, на протяжении года, а лучше двух. Молоко постепенно уменьшает свою роль как компонента питания, в то время как его иммунные функции не уменьшаются.

Обратите внимание

Не стоит верить глупым слухам о том, что после года молоко становится «пустым», в нем содержатся концентраты антител и защитных факторов, поддерживающих и укрепляющих иммунитет крохи. Оно помогает ребенку после года, когда расширяется количество его контактов с внешним миром, защищаться от различных вирусных и микробных атак.

В составе молока содержится уникальный концентрат антител, защитных белков, биологически активных соединений и клеток, которые активно стимулируют иммунитет на борьбу с инфекцией. А если болезнь и развивается, за счет грудного молока ребенок активнее и быстрее справляется с нею.

Здоровье родителей и иммунитет детей

Многие родители просто не подозревают, насколько их собственное здоровье и состояние влияет на иммунитет ребенка. Это кажется банальным, маловажным и на подобное родители не обращают внимания, хотя это одна из важнейших проблем. Так, рецидивирующие тонзиллиты, кариозные зубы или гнойные полости в носоглотке, носительство вирусов и обострение инфекций – это немедленная передача этих инфекций крохе, для которого такие патологии опасны вдвойне. Мамы и папы, целуя ребенка, передают ему с частицами своей слюны и с поверхности кожи массу порой очень не полезных микробов и вирусов. Поэтому для здоровья малыша важно здоровье, прежде всего, самих родителей.

Важно

Еще в период вынашивания ребенка, а лучше планирования, важно обоим супругам посетить ЛОРа, стоматолога и терапевта, пролечить все очаги инфекции, полностью привести к состоянию ремиссии герпес, цитомегаловирусную и другие скрытые инфекции.

Не менее опасны для иммунитета крохи вредные привычки его родителей. Особенно негативно отражается на малыше курение матери и отца, особенно в его присутствии. Частицы дыма подавляют защитные реакции на слизистых носоглотки, подавляя местный иммунитет. А это прямой путь к попаданию инфекции внутрь и ее активации. Дети в семьях курильщиков достоверно чаще и тяжелее болеют бронхолегочными патологиями и имеют серьезные осложнения о стороны ЛОР-органов.

Как укрепить иммунитет ребенку: универсальные рекомендации

Организм ребенка – это консервативная система, любые резкие отклонения от привычного ритма – это стресс, подрывающий иммунную защиту. Поэтому с самых первых недель жизни важно соблюдение режима дня с включением в него процедур по закаливанию и иммуностимуляции. Это купания и обливания, воздушные ванны и прогулки, массажи и гимнастика, потом перетекающие в физическую активность. Важен полноценный сон, как в ночное время, так и в дневное до периода поступления в школу. Соблюдение режима необходимо всегда, будь то будние дни или выходные, праздники и поездки.

Не менее важны закаливающие процедуры, которые должны стать неотъемлемой частью жизни крохи, начиная с раннего возраста. К ним нет противопоказаний, они могут быть различными, и применимы не только вода, но и солнечный свет, воздух. Полезным для иммунитета будет приучение к прохладным напиткам, мороженое после 2-3 лет, изначально растопленное в миске, затем уже и обычное.

Важна гигиена и чистота тела и лица, рук – нужно научить ребенка очищать нос, промывать глотку и полоскать рот прохладной водой, ходить по дому без обуви (босиком), носить легкую одежду, поддерживая в комнатах температуру около 20-22 градусов и влажность около 60%.

Обратите внимание

Сильно подавляет иммунитет изнеженность и перегрев ребенка, не стоит перекутывать его дома и на улице, легкое замерзание и активность для согревания тела гораздо полезнее трех кофточек и теплой шапочки с носочками (когда ребенок мокрый и потный).

Применение медикаментозных средств

Важно

К использованию различных препаратов для стимуляции иммунитета многие врачи относятся критично, неизвестно, чем обернется такое влияние на незрелую иммунную систему в будущем. Поэтому из препаратов применяют только ограниченные группы.

В условиях неудовлетворительного современного питания и режима дня детей показаны профилактические курсы витаминотерапии несколько раз в год курсами по 2-3 недели с месячным перерывом. Запрещено постоянно принимать поливитамины, это грозит переизбытком некоторых из них и отрицательным влиянием не только на иммунитет, но и на многие жизненно важные органы.

Все витамины подбирает и назначает только врач, самостоятельно их приобретать не стоит. В дополнение к витаминам необходимо потребление витаминных напитков – отвары шиповника, компоты, морсы, свежие соки, разбавленные водой.

С трех лет и по показаниям можно применять растительные иммуностимуляторы и адаптогены, поддерживающие работу иммунных клеток и выработку соединений, обладающих иммунной активностью. Такие средства как эхинацея, элеутерококк или женьшень может рекомендовать доктор курсами в межсезонье. Помогают в борьбе с инфекциями и профилактике простуд растения, содержащие фитонциды. Чеснок и лук можно добавлять к пище детей.

Важно

Применять без консультации иммунолога любые препараты из рекламы по телевизору запрещено. Вопреки рекламным обещаниям о безопасности и эффективности они могут нанести вред организму детей и их иммунной системе, поэтому здоровым детям с профилактическими целями их не применяют!

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

5,397 просмотров всего, 1 просмотров сегодня