Как приучиться к порядку

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка — это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок — очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе — это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек — это бардак, а для ребенка — это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, — это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка — не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка — это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки — это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой — уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка — отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель — не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу — воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) — это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина — это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины — это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения — видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка — такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и развитие ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому — это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам — всему, что делают по хозяйству взрослые, — как к игре. Для него все, что вы делаете, — такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел — это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение — еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми — с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, — это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка — это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 22 028 раз(a).

Как приучить детей к порядку?

Но беда не только с финансовыми расходами у родителей начинается, а и с тем, что капризный ребенок совершенно не умеет поддерживать в доме порядок, оставляя игрушки где попало и как попало. Почему же так происходит?

Причин этого явления несколько. Вот главные.

Если игрушек очень много, их действительно сложно убрать
Фото:

Дурной пример ребенку показывают сами его родители. Иногда нам лень или просто нет времени, чтобы убрать постель, помыть посуду, пропылесосить в комнатах, вынести мусор. Если такое наше поведение ребенок видит достаточно часто, то, конечно же, он тоже получает «право» не убирать за собой. Это у него формируется в привычку. Иногда — на всю жизнь. Грязнулей быть удобно. По крайней мере, есть пример — твои родители.

Вторая причина нежелания детей убирать за собой игрушки — попустительство со стороны мамы и папы. Проще говоря, им все равно, что игрушки раскиданы по полу. Мол, к чему их убирать, коль завтра все снова будет вытащено?

Третья причина, почему в детской комнате зачастую бардак — отсутствие у мамы времени на то, чтобы собрать игрушки. Типичная ведь картина, когда за карапузиками все собирает мама. Но иногда она просто не успевает это сделать.

Педагоги говорят, что надо приучать ребенка к поддержанию порядка с того момента, когда он стал ходить. Не имеет значения, что он еще не говорит. Зато все видит и легко запоминает. Кстати, именно на этом и строится программа воспитания в ребенке чувства ответственности за свои поступки. Сократите количество игрушек, чтобы за ними можно было легко следить
Фото:

Далеко не всем детям нравится убираться за собой. В ход тогда идут капризы и уловки, за счет которых могут быть получены поблажки. Надо проявить настойчивость и потребовать выполнения приказа. Речь действительно идет о приказе, а не о просьбе с бонусом. Типа, убери игрушки, а я тебе за это что-то вкусненькое дам. С таким условием ребенок ничего не станет делать до тех пор, пока ему не пообещают в обмен на уборку что-то дать. А это уже момент приспособленчества и специального «выманивания» особого к себе отношения.

Стоит сделать правилом для детей брать только те игрушки, с которыми они хотят играться. Если появилось желание взять другие, то нужно сначала положить на прежнее место ранее вынутые.

К порядку приучает также и то, что все игрушки должны иметь свои ящики. Не надо их запихивать под кровать или держать в полиэтиленовых пакетах. Идеально выглядит детская комната, в которой все игрушки «упрятаны» с глаз долой. На видном месте можно оставить только две-три крупные игрушки, а вся «мелочь» должна находиться в выдвигаемых ящиках. Фото:

Не надо жалеть детей и выполнять за них то, что они обязаны уже делать сами. Если же они не слушаются вас и после нескольких замечаний в комнате по-прежнему хаос из-за игрушек, то в качестве меры психологического воздействия примените наказание. Например, соберите сами игрушки и спрячьте их от ребенка на несколько дней, а потом (после его настойчивых просьб) верните, но с условием, что он сам станет их убирать после игры.

То, как вы приучите детей к порядку еще в детстве, легко войдет у них в привычку и в дальнейшей жизни. Не забывайте об этом важном факторе воспитания детей.

Теги: поддержание порядка, воспитание ребенка, порядок в доме

Как приучить подростка к порядку

Большинство родители сталкиваются с проблемой подростковой неаккуратности и неряшливости. Никто из родителей просто не знает как приучить подростка к порядку (дочь или сына), поэтому все сразу строится на криках и наказаниях. Но толку от этого никакого. Такое отношение к подростку только озлобит его, и не поможет привить привычку убираться и содержать в чистоте свою комнату.

В первую очередь надо уметь разговаривать с ребенком и знать, в какой именно момент это делать. Ведь у них в голове совершенно другие вещи, такие как девушки, дискотеки, хобби. Подростки могут не понимать почему родители постоянно указывают им что делать, лишая их свободы выбора.

Рассмотреть можно некоторые причины, из-за чего подросток сопротивляется порядку и как его подтолкнуть к его выполнению:

  1. криками и силовыми методами никогда не добиться хороших результатов;
  2. родители подразумевают под словом «порядок» совершенно иное значение, чем подросток;
  3. ненужно приказывать наводить порядок;
  4. не вторгаться в личное пространство;
  5. нагружать большим количеством работы по дому;
  6. показывать аккуратность и чистоту своим примером;
  7. хитростью подтолкнуть к наведению порядка.
  8. ждать момента, когда подростку надоест беспорядок.

Чтобы подросток научился убирать за собой и помогал родителям по дому, надо приложить не мало усилий и терпения. Начинать всегда стоит с самых простых вариантов.

Как нельзя приучать к порядку подростка

Прежде всего, родители должны запомнить, что никак не помогут им привить подростку любовь к порядку следующие методы:

  • Ругань и разговор на повышенных тонах. Дети переходного возраста очень быстро и легко перенимают эмоции окружающих. Поэтому на гнев они обычно отвечают агрессией или явной обидой.
  • Требование «немедленно привести всё в порядок». Зачастую подростки элементарно не представляют, что взрослые понимают под «идеальным порядком», поэтому разложенные на столе учебники или одежда, сваленная в кучу на стуле, для них являются абсолютной нормой.
  • Уборка как наказание. Нельзя говорить ребёнку: «В наказание сделай уборку в квартире». Убирать ребёнок должен по собственному желанию.

Не стоит также пытаться приучить подростка к порядку в момент, когда у него очень плохое настроение. Слово «порядок» у ребёнка переходного возраста должно ассоциироваться с уютом и состоянием внутреннего спокойствия.

Психологи утверждают, что помещение, в котором живёт человек, отражает его внутреннее состояние. Поскольку в душах и мыслях подростков обычно царит хаос, то и комнаты их очень напоминают свалку.

Для того, чтобы приучить эмоционального подростка к порядку, необходимо объяснить ему, что в убранной комнате ему будет удобнее жить, проще разбираться в своих мыслях и приятнее принимать друзей.

Как подростка приучить к порядку

Сделать рассеянного, неаккуратного ребёнка более собранным помогут вполне простые методы.

  • Сайт sympaty.net обращает особое внимание родителей на главную рекомендацию психологов: вместо того, чтобы отдавать сыну или дочери приказы о «немедленном наведении порядка в своей комнате», необходимо поставить перед ним более конкретные задачи. Например, попросить развесить рубашки и брюки в шкафу, книги расставить на полке, пропылесосить ковёр и т. д. Это позволит ребёнку чётко понять, что именно от него требуется. К тому же, его не будет пугать большой объём работы, который подразумевает наведение идеального порядка.
  • Если у мальчика или девочки в младшем возрасте проявляется интерес к уборке, его нужно поддержать. Тогда к началу полового созревания у подростка уже сформируется достаточно устойчивая привычка выполнять какой-то элемент уборки без напоминания родителей.
  • Обращаться к ребёнку с просьбой о помощи, а не говорить с ним в приказном тоне. Обычно дети переходного возраста охотно соглашаются помочь маме, особенно, если она жалуется на сильную усталость.
  • Приучать подростка к порядку нужно постепенно. Ожидать мгновенного превращения нельзя. Поэтому родители должны проявить максимум терпения, формируя привычку убираться в комнате по этапам. На первых порах, например, можно приучить ребёнка каждое утро застилать свою постель и возвращать на место учебники после выполнения домашнего задания.
  • Подростки не всегда понимают, что неубранная комната может вызывать у её хозяина чувство стыда. Маме нужно улучить момент, когда к дочери или сыну пришли друзья или подруги, дождаться их ухода и с досадой сказать чаду: «Доченька (сынок), так неловко вышло! Теперь твои друзья будут рассказывать своим товарищам, что ты неряха и грязнуля. Надо бы исправить впечатление». Подростку очень важно выглядеть в глазах ровесников хорошо. Он наверняка постарается в другой раз тщательно убраться в комнате перед приходом друзей, а поскольку в гости к детям этого возраста близкие товарищи обычно ходят нередко, то и в комнате у него будет почти всегда чисто.

  • Можно однажды предложить подростку убраться вместе. Пусть при этом он включит любимую музыку. Наверняка по окончании уборки ребёнок удивится тому, как это хорошо – сочетать приятное с полезным, и начнёт наводить порядок с большей охотой.
  • Приучить к порядку девочку-подростка, которая всюду разбрасывает свои вещи, поможет и простой психологический приём. Нужно просто спрятать от неё любимую помаду или лак для ногтей. После того, как она потратит на бесполезные поиски несколько часов подряд, вещь можно вернуть, но при этом сказать, что в следующий раз, когда помада вновь окажется не на своём месте, она непременно отправится в мусорное ведро. Это же касается и других вещей, разбросанных по дому.
  • Родители должны спокойно объяснять подростку, что его неаккуратность их сильно расстраивает и утомляет. Пусть сын или дочь чётко понимают: разводя в квартире беспорядок, они практически оскорбляют маму, проявляют к ней сильное неуважение.
  • Существует мнение, что приучить к порядку сына-подростка практически невозможно. Это не так. Сформировать привычку класть вещи на свои места можно и у них. Просто для этого порой требуется чуть больше времени. Но, как известно, вода камень точит. Если в течение месяца или более длительного периода каждый день мама будет повторять сыну: «Вымой за собой посуду», однажды это войдёт у него в привычку, и он уже сам будет каждый раз после обеда мыть свою тарелку.

Родителям следует также помнить, что приучить к порядку ребёнка-подростка они смогут лишь в том случае, если сами будут подавать ему пример. Если же их слова будут расходиться с поступками, ребёнок вряд ли будет следовать их указаниям.

Всем родителям, желающим приучить подростка к порядку, очень важно проявлять к нему снисходительность.

Мама должна знать: пройдёт буквально пару лет, и её не очень аккуратная дочка превратится в юную хозяюшку, любящую чистоту. Аккуратнее с возрастом станет и сын, но лишь при условии, если любовь к порядку будет ему привита с терпением и пониманием.

——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!