Качества лидера и руководителя

Какие лидерские качества присущи руководителю

  1. Лидер в своей жизни. Способность управлять своей жизнью, мотивирования себя, ставить личные цели, предпринимая необходимые шаги для их достижения – первый этап развития лидерства. Именно лидерские качества представляют собой фундамент дальнейших действий и успехов.
  2. Перспективное видение является важным лидерским качеством, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Чем больше у вас будет опыта и знаний, тем лучше и достовернее можно будет представлять дальнейшие события.
  3. Открытость. Лидер ежедневно получает новую информацию, общается с людьми, принимает решения. Открытость относится к числу главных лидерских качеств.
  4. Мужество считается вторым по значимости лидерским качеством. Способность контролировать страх, действовать вопреки всему – истинное мужество лидера.
  5. Решительность. Жизнь каждого человека ограничена, поэтому лидеры используют время рационально, не размениваясь на пустые разговоры.
  6. Энергичность – относится к числу главных лидерских качеств. В нашей жизни необходимы серьезные физические и эмоциональные затраты. Для выдерживания этого просто необходима колоссальная энергия.
  7. Позитивный взгляд на вещи. Проблемы неизбежны в жизни человека, но ошибки не допускает лишь тот, кто ничего не делает.
  8. Умение слушать других. Никто не может быть специалистов сразу во всех отраслях. Лидеру это прекрасно известно. Основная сила лидера – способность находить экспертов и организовывать их деятельность во благо всего дела.
  9. Внимательность, критическая настроенность – лидеры занимаются тщательным сбором фактов, проверкой всех сведений. Ведь погубить любое дело может даже мельчайшая деталь.
  10. Спокойствие и уверенность. Благодаря хладнокровию лидер может концентрироваться на поиске решения. Способен контролировать своими эмоциями, чтобы они не сказались на общем процессе принятия решения.
  11. Чувствительность, гибкость. Мир изменчив, необходимо развиваться и адаптироваться к переменам.
  12. Ориентированность на достижение результата.
  13. Способность признавать собственные ошибки.
  14. Способность постоянно учиться, получать новые знания.
  15. Правильная самооценка. Лидеру четко известно, на что он способен, а с чем справиться не может. Свои усилия он направляет на то, что отлично получается.
  16. Страсть к работе. Лидер свое дело любит. За счет этой страсти поддерживается интерес к своим задачам с регулярным повышением результативности и эффективности.
  17. Способность зажигать людей.
  18. Сфокусированность. Она необходима для выделения среди всех пунктов главного, концентрируя на нем основное внимание.
  19. Харизматичность.
  20. Компетентность – умение фокусироваться на том, что необходимо спланировать, что следует сделать.
  21. Щедрость. Мерило величия лидеров – не количество служащих ему людей, а число людей, которым служит сам. Щедрость предполагает следущее: лидер ставит на первое место не себя, а других людей. Лидер умеет делиться, получая при этом в будущем еще больше.

Типы лидерства в управленческой практике

  1. Лидер-организатор – принимает нужды коллектива как свои, ведет активную работу в этом направлении. Он сохраняет оптимизм, понимает возможность решения большинства проблем, способен убеждать людей, склонен поощрять, высказывает неодобрение таким образом, чтобы не задеть других людей. Поэтому люди заинтересованы эффективно работать над решением своих задач.
  2. Лидер-творец – способен замечать новое, что позволяет привлекать сторонников. Решает проблемы, которые кажутся другим неразрешимыми, даже опасными. Задачу может ставить таким образом, чтобы привлекала и заинтересовала.
  3. Лидер-борец имеет сильную волю. Первым идет навстречу в случае неизвестности либо опасности, с уверенностью в собственных силах, начинает борьбу без колебаний. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Действия могут быть спонтанными, из-за чего предпринимаемые действия не всегда обдумываются из-за недостатка времени.
  4. Лидер-дипломат является всегда информированным специалистом, отлично ориентируясь в ситуации и делах. Позволяет открыто говорить, что знают другие, чтобы отвлечь от своих планов, не подлежащих разглашению.
  5. Лидер-утешитель готов поддерживать в сложный момент, предупредительный, уважает людей, доброжелательно относится к ним, сопереживает.

  • Начальник отдела продаж: задачи и функции

12 упражнений по развитию лидерских качеств

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри вас «нечто» регулярно сообщает – «ничего не получится, потому что ты неумеха», научитесь возражать таким заявлениям. Не выслушивайте молча всё, что вам говорит это «нечто», и не думайте соглашаться с ним.

Не ленитесь записывать всё, что он говорит. Даже если в его словах нет никакого смысла, фиксируйте всё подряд. Единственное условие – и говорить, и делать записи от второго лица. Указывайте не «я тупица», «я не добьюсь», а «ты тупица», «ты не станешь лидером». Отвечайте ему после этого, как будто он задира. Отнеситесь к словам философски «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?». Эффективный вариант для борьбы с внутренним критиком – завести свой дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Следует завести тетрадь, каждый вечер записывая перед сном несколько вещей, в которых сегодня преуспели. Нужно это делать вне зависимости от того, насколько неудачный оказался день. Так уж действует человеческая память – мы лучше запоминаем боль, нежели радость. И в конце дня большинство людей в основном видит лишь неприятности и тяготы. При концентрации на плохом мы лишаемся важной энергии, а концентрация на позитивном дарит нам подзарядку.

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Записывайте и слушайте признание окружающих людей, отмечающих ваши достоинства и недостатки. Для этого необходимо значительное мужество, но обязательно следует предпринять такой шаг. Составьте перечень из нескольких друзей и родственников, которые готовы помочь. Попросите каждого из них написать, что уважают и любят в вас, а что их раздражает и напрягает. При этом должно быть примерно равное количество достоинств и слабых сторон. Ваш внутренний критик будет заявлять – всё это ерунда, бесполезная трата времени, но не позволяйте ему останавливать важные начинания.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Сначала это воспринимается как некая глупость, но постепенно вы наберитесь терпения.

Людям в большинстве своем необходимо множество времени, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд, не сбежать или не отвернуться – необходимо определенное мужество.

Возникает подобная ситуация, когда человек себя не воспринимает, потому что руководствуется мнениями окружающих либо стандартами, установленными глянцевыми журналами. Задавайте себе вопрос «Какое право я имею судить этого человека, его тело?». Да, во время этого упражнения возникнет злость, потом ощущается грусть, а затем – облегчение и принятие. Однако они должны приходить своим чередом без спешки, не торопите их.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Не бойтесь рисковать, пробовать все, о чем мечтали, но что до этого так и не предприняли. Начните ходить в школу танцев, найдите более интересную работу, учитесь езде верхом. Важнейшее значение отводится публичным выступлениям – принуждая переживать стресс гораздо больше обычного. Обязательно следует практиковать публичные выступления. Поскольку одно из главных лидерских качеств – способность доходчиво, четко излагать мысли большому количеству людей.

Избегайте на данном этапе различных занятий и состязаний, вынуждающих сравнивать себя с другими. Это обусловлено риском, что первая неудача приведет к желанию всё прекратить, так и не воспользовавшись достигнутыми результатами.

Упражнение № 6. Принятие решений

Недопустима при развитии лидерских качеств пассивность, необходимо постоянно развивать способность к принятию решений. Поэтому нужно пользоваться любой благоприятной возможностью, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, пусть и не самые эпохальные.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения

Пишем в своем блокноте «список ответственностей». Каждая фраза должна начинаться словами «Я несу ответственность за…». Ваш список должен содержать не менее десяти таких утверждений.

Подсказка: не стоит безоговорочно верить каждому из утверждений. Степень вашего сопротивления при освоении упражнений на развитие лидерских качеств будет демонстрировать крепость ваших внутренних ограничений.

Другой важный нюанс данного упражнения будет способствовать избавлению от желания всегда быть хорошим для других либо всегда оказываться первым. Поэтому к упражнению следует относиться с долей юмора.

  • Искусство переговоров: как добиться выгодного результата

Упражнение № 8. Свое мнение

Первая часть данного упражнения предполагает обучение способности отказывать при необходимости. Лучше учиться этой способности в общении с родственниками либо друзьями. Друзьям следует выполнять роль человека, приказывающего либо просящего вас о том, чего вы не хотите делать.Пусть они пользуются всеми придуманными инструментами воздействия, давя на чувство вины, обличая в эгоизме, настаивая на важности и срочности. Вам в любом случае предстоит отказать, как бы трудно не казалось. Данное упражнение следует практиковать, пока не ощутите свою способность выражать свой отказ без угрызений совести и нарушения отношений с настаивающим человеком.

Вторая часть данного упражнения заключатся в развитии лидерских качеств, наоборот, вырабатывая способности добиваться своих желаний, не отступая до достижения поставленных целей.

Теперь необходима способность настаивать на своем. Принимаете совершенно обратную сторону,выполняя роль человека, который может отстаивать свои права. Задача заключается в побуждении человека на выполнении определенных задач и необходимого объема работ.

Упражнение № 9. Сложный выбор

Благодаря данному упражнению научитесь делать выбор. Задача заключается в рассмотрении каждой возможности без использования фразы, начинающейся словами «да, но…». К примеру, «Хотел бы купить автомобиль, но мешает следующее». Теперь фиксируем перечень препятствий, способов и возможностей их преодолеть.

Упражнение № 10. Удовольствие в день

Формируем перечень удовольствий, которые бы хотели получить. Указываться в списке должны какие-то небольшие, достижимые вещи – что-то новое в своей жизни, вкусное и пр. Установите для себя по одному подобному удовольствию в день. Не позволяйте чему-то испортить планы в исполнении своих удовольствий.

Упражнение № 11. Список препятствий

Старайтесь объединить все причины, которые мешают развитию лидерских качеств. Следует для этого воспользоваться блокнотом, в котором фиксируйте ближайшую цель, поставленную перед собой для достижения лидерских позиций. Затем здесь фиксируем все причины, которые мешают вам достигать целей. Не заглушайте при этом внутренний голос – для него должна быть предоставлена абсолютная свобода слова.

Список следует продолжать, пока не закончатся аргументы. Потом вновь повторяем, что же вы хотите. Когда почувствуете, что говорить больше нечего, список можно торжественно сжигать. Проводиться данная процедура может несколько раз для более ощутимого эффекта.

Упражнение №12. Уверенность и напористость

Если вам свою позицию отстаивать сложно под напором окружающих, очень эффективно будет данное упражнение. Для него нужно работать над своей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись, опуская голову, редко понимая взгляд вверх либо никогда не смотрите прямо в глаза собеседнику, то это несложное упражнение будет эффективно. Основано оно на поддержании прямой осанки, расправлении груди, плеч, взгляде в глаза оппоненту.

  1. Вес тела следует перенести с пяток на носки.
  2. Поддерживайте слегка согнутые колени.
  3. Приподнимаем подбородок – ему следует участвовать в общем процессе самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивание позиции без жалоб, упреков либо обвинений.
  5. Отличным подспорьем для данного упражнения может быть зеркало.
  6. Глубина звучания голоса, его тембр способны многое сообщить о ваших ощущениях, уверенности. Если обращаетесь с жалким видом и дрожью в голосе, высока вероятность отказа. Нужно работать над совершенствованием голоса, чтобы он обретал дополнительную уверенность, авторитетность и властность.

Еще 4 способа, помогающие в развитии лидерских качеств

  1. Программы развития лидерских качеств, которые помогают обеспечить личностный рост. Данные программы развития лидерских качеств помогают: найти себя с вдохновением, созданием должной мотивации.
  2. Программы, которые предлагают развитие умений и навыков. Предназначены данные программы для обучения разным аспектов в «обхождении с людьми», в том числе управления жизненными изменениями, с разрешением конфликтов, созданием команды, формированием лидерских качеств, навыков переговоров, рассмотрением этических вопросов, эффективного тайм-менеджмента, методов проведения заседаний, собраний и пр.
  3. Программы, которые основаны на обратной связи. Основное внимание в рамках данных программ отводится вопросам индивидуального поведения, насколько соответствует это поведение желаемому «общему» организационному поведению в компании. В данных программах, как правило, предполагается работа с инструментом «360є» по оценке «субъективных представлений» («как меня воспринимают коллеги, партнеры»), с одним либо несколькими другими инструментами изучения личности.
  4. Программы, которые распространяют понимание концептуальных вопросов. Данные программы предполагают изучение разных теорий, моделей лидерства, разработанных Коуви, Друкером, Големаном, Хейфецом.

6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских, президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва

  1. Уделять внимание подчиненным. Можете даже об этом не задумываться, но подчиненные обязательно обратят внимание на малейшие изменения в вашем поведении по отношению к ним.
  2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно учитывать – недопустимо нарушение определенных правил взаимодействия с людьми, к примеру, эмоционально выражать недовольство.
  3. Подбор команды из числа тех, кому действительно доверяешь. Приходилось взаимодействовать с работниками в других отделах, регионах, со сложным контролем их работы. Поэтому важно, чтобы сформирована команда была из людей, которые будут всегда вести себя согласно нашим этическим требованиям и принципам.
  4. Воспитание своего преемника. Перед осуществлением следующего шага по карьерной лестнице убедитесь, что имеете преемника, готового продолжить ваше дело. Мое карьерное развитие возможно лишь при условии, что у подчиненных тоже будет возможность профессионального роста, приходя на мое место.
  5. Не демонстрировать власть. Если человек активно демонстрирует наличие у себя власти, то это становится признаком личной несостоятельности.
  6. Нужно понимать – мир не ограничивается лишь работой. Конечно, работа становится одной из важнейших составляющих нашей жизни. Но ведь существуют и многие другие занятия. К примеру, мне нравятся ежедневные пробежки. Когда бегаю, то могу чувствовать, что мысли становятся яснее, удается абстрагироваться от повседневных забот, с возможностью обдумывания стратегических задач.

Информация об авторах и компаниях

Дмитрий Богомолов, генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург. Окончил Уральскую государственную юридическую академию, Уральский государственный технический университет. Помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по законодательству и безопасности. Получил сертификаты «НЛП-практик», «НЛП-мастер». Проводит тренинги по безопасности, ораторскому мастерству, ведению переговоров. Победитель бизнес-шоу «Вызов», организованного Екатеринбургским центром развития предпринимательства и компанией «Северная казна». С 1997 года – исполнительный директор компании «Соболь-98». В текущей должности – с 2013 года.

Сергей Быковских, президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва. ООО «Хенкель Рус». Сфера деятельности: производство косметических, чистящих и моющих средств, а также строительных смесей и технологий
Численность персонала: более 2500.

Характерные черты лидера

Лидерство как явление стало объектом исследования еще в начале XX в. Поскольку даже в начале развития науки об управлении было ясно, что лидер играет в коллективе значительную роль, специалисты считали необходимым определить основные характеристики его личности и таким образом создать «модель» эффективного лидера.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств. Например, в табл. 4.6 приведен один из списков качеств, наиболее часто встречающихся у успешного лидера.

Таблица 4.6

Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера

Интеллектуальные

способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Способность к концептуализации Образованность Знание дела

Умение выражать свои мысли Любопытство и способность осваивать новые знания и навыки Острая интуиция

Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество

Честность

Целостность личности Смелость

Уверенность в себе

Уравновешенность

Независимость

Самостоятельность

Амбициозность

Потребность в достижениях

Настойчивость и упорство

Энергичность

Властность

Работоспособность

Агрессивность

Стремление к превосходству

Обязательность

Участливость

Умение заручаться поддержкой

Умение кооперироваться Умение завоевывать популярность и престиж Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение изменять себя Надежность

Умение шутить и понимать юмор

Умение разбираться в людях

В последние годы подход с позиции определения характерных черт лидера — создания «модели» лидера — рассматривается неоднозначно. Причинами этого могут быть:

  • ? в конкретных ситуациях некоторые качества из определенного набора характеристик лидера могут оказаться не самыми важными;
  • ? всем перечисленным в «модели» требованиям удовлетворяет крайне малое число людей, поэтому найти лидера, полностью соответствующего модели, практически невозможно;
  • ? такой подход предполагает, что лидером надо родиться, а научиться лидерскому поведению нельзя.

Тем не менее результаты исследований показывают, что существует позитивная связь между некоторыми личностными характеристиками и успешностью лидерства. Поэтому отвергать важность личностных способностей человека к лидерству нецелесообразно. Напротив, необходимо обращать внимание на наличие этих способностей, например, при приеме человека на работу, перемещении его на руководящую должность, при организации работы и распределении рабочих заданий.

Подходы к изучению лидерства. Первый подход — личностная теория лидерства.

Современный руководитель часто одновременно является и лидером и формальным руководителем. Изучение лидерства должно ответить на вопрос, какой вид лидерства, используемый руководителем, позволит добиться наилучших результатов. В процессе изучения лидерства ученые использовали различные подходы. В рамках первого подхода ставилась задача ответить на вопрос: каковы должны быть основные характеристики личности эффективного лидера. Была разработана личностная теория лидерства, также известная под названием теории великих людей. Эта теория опиралась на гипотезу, что наиболее успешные руководители имеют определенный набор совпадающих личных качеств. Многие ученые работали в поисках ответа на этот вопрос. Вот один из вариантов выявленной совокупности характеристик успешного лидера: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Другой вариант характеристик приведен в табл. 4.7.

Если бы все необходимые качества могли быть выявлены, можно было бы научиться воспитывать их и таким образом получать эффективных руководителей. Среди множества исследований в этой области выделяется результат, полученный Стогдиллом. В 1948 году Стогдилл провел обзор множества проведенных к тому времени исследований в области лидерства. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом.

Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств». Стогдилл также сделал вывод, что необходимо учитывать не только качества самого руководителя, но и соотносить их с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных, т.е. с факторами, описывающими ситуацию, в которой работает руководитель.

Не только Стогдилл, но и другие исследователи также сделали вывод, что не существует такого единого, общего для всех успешных лидеров набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, поэтому исследования продолжались.

Второй подход к изучению лидерства — поведенческий. Стили руководства.

Следующий подход к изучению лидерства — поведенческий. Исследователи, работавшие в рамках этого подхода, особое внимание уделяли ответу на вопрос, как должен вести себя лидер-руководитель, чтобы его организация достигла успеха. Здесь тесно переплетаются понятия лидерство и руководство, так как наиболее эффективным руководителем становится тот, кто в то же время является признанным лидером в своем коллективе.

В соответствии с поведенческим подходом, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход дал возможность проанализировать и классифицировать ту манеру поведения, которую обычно использует руководитель. Эту манеру поведения называют стилем руководства.

Стиль руководства — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации; это качественная характеристика способов воздействия руководителя на подчиненных.

Стили руководства формируются в результате влияния различных факторов, связанных со сложившимися отношениями между руководителями и подчиненными. Если при анализе привычной манеры поведения руководителей учитывается только один фактор, то получаемые стили называют одномерными стилями. Примеры одномерных стилей представляют две теории: теория лидерства Курта Левина и теория стилей руководства Ренсиса Лайкерта.

Обе эти теории учитывают один фактор — особенность влияния руководителя на подчиненных (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Одномерные стили К. Левина

В теории лидерства К. Левина первоначально были названы три стиля руководства (лидерства): авторитарный, демократический, нейтральный, или анархический. Однако позднее эти же стили получили немного другие названия:

  • ? авторитарный;
  • ? демократический;
  • ? либеральный.

Авторитарный стиль руководства — отличается единоличной властью, низкой степенью делегирования полномочий. Лидер-руководитель сам устанавливает цели и методы их достижения.

Демократичный стиль руководства характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении, распределением ответственности между руководителем и подчиненными, делегированием полномочий с удержанием ключевых позиций лидера.

Либеральный стиль руководства отличается минимальным участием руководителя в управленческих процессах, при этом группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения.

Курт Левин хотел доказать эффективность демократического стиля руководства по отношению к авторитарному. Он провел исследование с тремя группами 10-летних мальчиков, выполнявших задания под руководством взрослых, которые применяли все три стиля управления.

Левин ожидал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента подтвердят его гипотезу о безусловном преимуществе демократического стиля. Однако результат получился иным. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, работа выполнялась ими более продуктивно при авторитарном руководстве.

Однако недостатков у авторитарного стиля было тоже немало: низкая мотивация, меньшая оригинальность результатов, меньшее дружелюбие в группах, большая агрессивность в отношениях с руководителем и с другими членами группы, большая подавляемая тревога, более зависимое поведение.

При демократичном стиле руководства эти недостатки отсутствовали, мотивация была выше, результаты — более оригинальны, отношения с руководителем и в группах лучше, но объем работ был меньше.

При либеральном руководстве объем работы получился еще меньше, качество работы ниже.

Дальнейшие исследования подтвердили полученный Левиным результат, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным.

Известный американский социальный психолог, исследователь проблем организаций, организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт (1903—1981) разработал теорию стилей руководства.

В 1947 году на базе университета штата Мичиган была создана исследовательская группа. Изучались организации с высокой и низкой производительностью труда. Ставилась задача разработать принципы и методы эффективного лидерства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и разных организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания — от самых примитивных до требующих высокого уровня квалификации и образования.

В процессе исследований Лайкерт обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций определяются тем, с каких позиций руководство подходит к организации работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства:

  • ? руководство, ориентированное на выполнение задачи;
  • ? руководство, ориентированное на взаимоотношения с работниками, подбор кадров и работу с ними.

Стиль руководства, ориентированный на выполнение задачи, его еще называют инструментальным, отличается тщательным контролем своих подчиненных, используются поощрения, наказания и вся имеющаяся у руководителя власть для того, чтобы повлиять на своих подчиненных, добиваясь выполнения поставленных задач; при этом забота о людях рассматривается как нечто излишнее, на что руководитель не может позволить себе обращать внимание. Здесь надо обязательно понимать, что ориентация руководителя на задачу и оскорбление подчиненных, грубое диктаторство — это не одно и то же. Ориентированный на задачу корректный руководитель быстро принимает решения, добивается большего объема работ, правда, в том случае, если эти работы не требуют творческого подхода, являются стандартными, рутинными.

Если руководитель имеет грубые диктаторские замашки, то со стороны подчиненных может возникнуть возмущение, недоверие, нежелание сотрудничать. В дальнейшем дело может кончиться со стороны работников сопротивлением, саботажем работников и в конечном счете потерей управляемости.

Стиль руководства, ориентированный на работников, его также называют стилем поддержки, отличается возможным делегированием части полномочий своим подчиненным. Придерживающиеся такого стиля руководители предпочитают создавать своим подчиненным комфортные условия для выполнения заданий, уделяют большое внимание продвижению подчиненных, их личностному росту и достижениям.

Два стиля Лайкерта — это тоже одномерные стили, учитывается один фактор — преобладающая ориентация руководства. Диапазон изменений — от полной ориентации на работу до полной ориентации на работников (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Одномерные стили Р. Лайкерта

В 1967 году в продолжение своих исследований Лайкерт обобщил реальные методы управления и предложил уже не два, а четыре базовых стиля руководства, которые показывают возможные промежуточные варианты на одномерной шкале. Рассматриваемые им системы управления (стили) различались по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированное™ руководителя от подчиненных (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Четыре базовых стиля руководства (системы) Лайкерта

В системе 1 все организационные решения принимаются руководством. Руководитель, действующий в эксплуататорско-авторитарном стиле, не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений. Он ставит задачи перед подчиненными и дает указания, как их решать. Чтобы побуждать людей к труду, используются принуждение, жесткий контроль, страх и угроза наказания. Вознаграждения решающего значения не имеют.

Система 2 — благосклонно-авторитарная. В ней руководство доверяет работникам больше, чем в эксплуататорско-авторитарной системе, но все же довольно ограничено, только небольшая часть решений делегируется вниз. Вознаграждение используется для побуждения к труду. Наказание используется, но как возможная, а не постоянная мера. Манера общения руководителя с подчиненными — благосклонная, несколько снисходительная, а подчиненных с руководителями — осторожная.

В системе 3 — консультативно-демократической, руководство проявляет уже довольно значительное доверие к своим подчиненным. Частные вопросы, касающиеся выполнения специфических функций подразделений, делегируются вниз, но при этом общие организационные вопросы решаются наверху. Для мотивации работников регулярно применяется вознаграждение, изредка — наказания, и время от времени — участие в процессе принятия решений. Содержание информации, передаваемой наверх, ограничивается той, которую хочет услышать руководство. Взаимодействие руководства и работников отличает определенное доверие, но все же с присутствием некоторого страха.

Система 4, основанная на участии, также называемая партисипа- тивной (от англ, слова «participation» — участие), строится на полном доверии. По мнению Лайкерта, это самая действенная из четырех систем. Процесс принятия решений в ней происходит с участием работников, руководители поощряют участие работников в управлении. Это мотивирует работников. Предполагается дружественное взаимодействие, высокий уровень доверия между руководителем и подчиненными. В противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу, руководители в системе 4 ориентированы на человека.

Так как Лайкерт считал эту систему наилучшей, он предлагал развивать организацию, имеющую иные системы, с целью достижения ею четвертой модели управления. Для этого Лайкерт рекомендовал руководству:

  • ? проявлять внимание к работникам (принцип «поддержки»);
  • ? придерживаться коллективных методов принятия решений; взаимодействие между сотрудниками организации должно носить групповой, командный характер, а не просто линейный, иерархический по типу «руководитель — подчиненный», «приказал — выполнил»;
  • ? ставить высокие производственные цели.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и строят отношения, основанные на взаимопомощи.

Однако позже было обнаружено, что выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям, и стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению производительности труда.

8 лидерских качеств настоящего руководителя

Какими качествами должен обладать лидер

Всем известное слово «лидер» происходит от английского leader – первый, ведущий, тот, кто идет впереди, вождь. Это человек, который возглавляет какую-либо группу людей, пользуется авторитетом и влиянием, благодаря чему способен управлять ею. Он является одним из членов группы, и она признает за ним право ведущего.

Лидеры бывают авторитарные, демократичные и либеральные. Авторитарные не советуются с коллективом, навязывают свою точку зрения и устанавливают жесткую дисциплину. Демократичные принимают решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия могут делегировать кому-то из членов группы. Либеральные лидеры не склонны к конфликтам, поэтому они легко соглашаются на все предложения членов коллектива, как говорится – «идут на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.

На предприятиях, в организациях, компаниях лидерскими качествами должен обладать руководитель, которого обычно назначают или выбирают. Обязанности руководителя – отвечать за работу возглавляемого им предприятия, отдела и т. д., поощрять или наказывать тех, кто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки.

Задачи лидера как руководителя:

  • Повышение производительности труда и развитие предприятия или бизнеса.
  • Мотивирование сотрудников на рост и совершенствование.
  • Создание условий, уменьшающих причины для недовольства сотрудников.

Быть лидером непросто. Одни люди, как бы ни старались, не могут овладеть этим искусством. Другим же этот талант дается от рождения. Причем, как можно заметить, одни лидеры спокойны и уравновешены, другие же эмоциональны и динамичны. Тем не менее, как руководители они могут быть одинаково эффективны.

Так какими же лидерскими качествами должен обладать руководитель?

5. Правильно строить отношения с подчиненными

Руководитель-лидер должен ценить своих подчиненных, заботиться о них, быть для них наставником и стремиться им помочь. Он должен быть человечным, терпимым, тактичным и внимательным. Требуя от сотрудников максимальной отдачи и поднимая им высокую планку, он не должен их ругать. При необходимости высказать критическое замечание он должен критиковать работу подчиненного, а не его лично.

В то же время нельзя проявлять слабость и говорить сотрудникам лишь то, что они хотят слышать. Руководитель-лидер должен быть эмоционально гибким и уметь находить с подчиненными общий язык, не давая волю эмоциям. В свою очередь, подчиненные должны иметь возможность сказать руководителю, что он неправ.

Известный американский миллиардер Рокфеллер считал, что «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

А один из ведущих сотрудников компании General Motors заметил: «Поля самых разных отраслей промышленности усеяны костями тех организаций, где стиль лидерства был насквозь пропитан моральным разложением…, где верили в то, что нужно брать, вместо того, чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, которые не поддается легкой замене, это ее люди».

Основные лидерские качества

Как-то мы с друзьями проводили мозговой штурм на тему, кто такой лидер. У каждого было свое определение. Но в совокупности получился обширный перечень лидерских качеств, что должны быть присущи каждому лидеру. Конечно, среди них есть и более важные, и менее важные. Тем не менее, все они помогают человеку быть многогранным и более полно реализовать себя.

Я постараюсь как-то обработать эти данные и выложить на блог. А пока посмотрим, какие качества для лидера считаются основными.

Чем лидер отличается
от просто хорошего человека

Лидер – это маяк, что освещает путь и указывает направление движения. Поэтому просто хороший человек, даже имея пять пядей во лбу, не будет лидером, если он не сможет увлекать других. А для этого надо иметь интересы, немного шире, чем собственные.

Лидером может стать только тот человек, кто не просто занимается собственным саморазвитием и желает СЕБЯ полностью реализовать. Лидеры мыслят шире – их интересует развитие ДРУГИХ людей и их самореализация.

Если хороший человек ищет, как можно реализовать себя, развить свой творческий потенциал, то лидер заинтересован в творческом развитии других людей.

А самое главное, его интересуют не только свои собственные результаты, а результаты тех, кто идет за ним. Он не идет по плечам и головам тех, кто поднял его, а старается поднять наверх других.

Я не знаю, как можно назвать это качество одним словом, поэтому не включила его в общий список. Но на самом деле, это и есть главная отличительная черта лидера.

Пять
основных качеств
ЛИДЕРА

Качество 1.
Целеустремленность.

Лидеры всегда четко знают, к чему и за чем они идут. Только зная это, можно повести за собой людей. Иначе будет просто толпа, а ты будешь только ее единицей. И каждый в этой толпе не будет знать, куда он бредет.

Конечно, познать свою цель не просто. Для этого, прежде всего, надо познать себя и свое предназначение. Если человек знает, ради чего он живет, ему легко понять, чего же он хочет достичь. А люди уже присоединяются к идеи и идут за тобой.

И еще очень важно определить, сколько будет стоит достижение этой цели. Ибо, когда ведешь за собой других людей, ты уже взваливаешь на свои плечи ответственность и за них. По крайней мере, надо быть честным, чтобы сказать им, что за все в этом мире надо платить. Ради достижения поставленной цели им придется чем-то пожертвовать.

И конечно же, к своей цели надо двигаться настойчиво.

Качество 2.
Ответственность.

Сейчас я говорю об ответственности в широком смысле слова. Прежде всего, конечно же, ответственность за себя, свои мысли, свои поступки и свои решения.

У лидера нет вопроса “Кто виноват”, он всегда думает “Что делать”. Потому что он знает, что всему есть причина, а любой поступок имеет следствие. В мире ничего просто так не происходит.

Ответственность – это также умение выполнять свои обещания. Такие люди всегда ответственны за свои слова. Они не обещают того, в чем сами не уверенны.

И наконец, самая большая ответственность – это ответственность за других, тех, кто поверил тебе и пошел за тобой. “Мы в ответе за тех, кого мы приручаем” – это один из девизов их жизни.

Качество 3.
Постоянный личностный рост.

Никто не пойдет за человеком пустым, которому нечего дать другим. Лидер никогда не стоит на месте в личностном развитии. Он постоянно развивает себя. Он всегда работает над своим внутренним миром, развивая те или иные положительные качества.

А еще он углубляет свою компетенцию, чтобы стать истинным профессионалом в своей отрасли.

Приятным бонусом неустанной работы над собой является развитие творчества и креативности. Лидеры – это люди, имеющие живое мышление. Они всегда стараются найти решение любой проблемы.

Качество 4.
Самодисциплина.

Самодисциплина – это краеугольный камень успеха в любом деле. Только тот, кто обладает сильной волей, может нацелить себя на выполнение нужных дел. Он способен “есть лягушек”, если это нужно.

Делать то, что тебе некомфортно, – это настоящая лидерская привычка. Как раз действие отличает его от других людей.

А самодисциплина помогает ему в этом. А еще важно при этом уметь преодолевать свои сомнения и страх перед новым. Дорога к успеху лежит только через преодоление себя и своих страхов.

Качество 5.
Умение общаться.

Необходимость этого умения вытекает из самой природы лидерства. Как же можно вести за собой людей, если ты не можешь с ними общаться?!

Наука общения — очень обширная, в коротком абзаце всего не скажешь. Но можно отметить основные моменты, что нужно уметь:

  • Говорить просто, лаконично, по сути. Простота – это показатель порядка в мыслях. Она говорит, что в голове выстроена четкая концепция и ей можно следовать.
  • Умение слышать другого человека. Только так можно узнать истинные его запросы и дать то, что ему нужно.
  • Уметь убеждать. Но под этим подразумевается не манипуляция чужими умами, а умение зажигать людей своими идеями.