Ориентирование в городе

Как научиться ориентироваться в городе?

Кто-то ухитряется плутать, зайдя в незнакомую часть родного (леса) района. А уж оказаться в одиночку в чужом городе — такое и вообразить страшно!

Не вдаваясь в причины «топографического кретинизма», примем, что вы «просто не освоили» ориентирование на местности. Значит, нужно взять и научиться! Главное, понимать: мы учимся ориентироваться не в своём городе/районе, а «в городе вообще».

Любой город строили люди. Значит, он устроен логично. Поймем эту логику — поймем и город.

Прежде всего, возьмём карту и взглянем на город со стороны. Оценим его общую структуру.

Существует две основных схемы городской планировки: радиально-кольцевая и линейная.

План «радиальный» напоминает мишень с «кольцами» дорог вокруг хорошо читаемого центра и расходящимися от центра же радиально улицами.

При линейной схеме город «разбит» сеткой дорог на условные, упорядоченные ячейки-кварталы. Для удобства дороги, идущие «вдоль» и «поперек» такого города, могут называться по-разному. Например, проспекты и улицы; стрит и авеню. Или в прибрежных городах — параллельные берегу улицы и перпендикулярные им переулки.

В большинстве городов выделяется центр — чаще всего то место, откуда начинали строить город. В «кольцевых» городах центр явно виден на карте. Центр «линейных» городов не всегда столь очевиден. Парижский вид с воздуха с Эйфелевой башней
Фото:

В центре обычно расположены исторические или просто более старые строения и городская администрация, часто где-то поблизости находятся железнодорожный и автовокзалы.

От центра к окраине обычно ведётся нумерация домов.

Если встать по ходу улицы, слева номера домов будут нечетными справа — четными. Запомнить просто: пишем мы слева направо, точно так же и считаем дома. Это в Москве. В Санкт-Петербурге — наоборот. В России используются обе схемы, но чаще — первая, московская.

В городах, расположенных вдоль рек, счёт домов на перпендикулярных набережной улицах ведётся от набережной, на параллельных — по течению реки.

Иногда рекомендуют ориентироваться по трамвайным линиям. Вроде бы новые трамвайные пути в России давно не прокладывают. Значит, трамваи ходят лишь в старой части города. К сожалению, это правило работает не везде. Города различаются и планировкой, и темпом развития. И я бы поостерегся говорить за всю Россию. В той же Москве трамваи ходят почти до окраин, троллейбусы же заходят и в пригороды.

Иногда удобно ориентироваться по сторонам света. Да-да, в городе! Например, в Москве, разбитой на Северный, Южный и т. д. округа.

Для определения сторон света можно воспользоваться природными ориентирами. Например, на северных стенах зданий, возле водосточных труб, нередко селятся мхи и лишайники. Древесный гриб в городе, как и в лесу, растёт на северной стороне ствола дерева. На солнечной стороне домов быстрее выгорает краска… А вот в городах возле крупных водоемов отделка быстрее изнашивается на стенах со стороны берега.

Для тех, кто стесняется разглядывать облупившуюся краску, есть ориентиры покрупнее. Город Ярославль
Фото:

Апсиды православных храмов всегда на востоке, входы в храм и колокольни — на западе. Нижний конец наклонной перекладины креста — на юге. Распространено мнение, что алтарь католического храма обращен, наоборот, на запад. В действительности католические храмы ориентированы не столь строго, да и православных церквей в российских городах много больше.

Поблизости нет храма? В России? Странно! Ну уж спутниковые антенны точно найдутся. В северном полушарии они ориентированы на юг, на геостационарный спутник.

Но главный инструмент приезжего, конечно же, карта. Знакомство с городом всегда начинается с неё, и лучше — до приезда в чужой город.

Оцените общую структуру, схему городской планировки. Найдите интересующие вас места: например, вокзал, гостиницу, набережную, пляж, музеи… Постройте возможные пути перемещений по городу. Даже если реальные маршруты будут отличаться, вы многое поймёте и запомните уже в процессе работы с картой. Обязательно найдите городской центр. Если нет исторического, то административный. Не важно, если он вам не нужен — это прекрасный, известный всем ориентир. Памятник — хороший ориентир в городе
Фото:

Отметьте другие ориентиры: памятники, музеи, храмы, площади, крупные учреждения, большие магазины… То, что легко заметить, оказавшись поблизости. То, что «все знают», и подскажут дорогу — например, управу или единственный в городе театр.

Совсем хорошо, если есть ориентиры, доминирующие над местностью и видимые из любой точки города: гора, высотка, телевизионная вышка. На них удобно ориентироваться прямо в процессе перемещений по городу.

Конечно, если вы оказались в чужом городе внезапно и по экстренной необходимости, вам будет не до изучения местности. И здесь лучше положиться на навигатор.

К сожалению, все больше людей склонны полагаться на него всегда, даже не стараясь запоминать дорогу. Хотя способность к ориентированию— естественная функция мозга. А все, что не используется — деградирует, утрачивается за ненадобностью. Одно дело, если в городской жизни мы можем обойтись без навигатора, используя его для удобства. И совсем другое, когда он служит костылями, компенсируя неспособность ориентироваться самостоятельно.

Что еще почитать по теме?

Как не заблудиться, если у вас нет навигатора, но есть телефон?
Как ориентироваться в пространстве с помощью мобильного телефона?
Как ориентироваться без компаса? Луна, звезды и местные предметы

Теги: ориентирование, ориентирование на местности, городская жизнь, чужой город


Пусть вы в Москве недавно или живёте тут с самого рождения, но, согласитесь, наверняка вы не знаете больше ничего в этом мегаполисе кроме как свой район, станцию метро и номер вашего дома… ну, и по возможности названия улиц вашего района. Однако, город Москва хранит много тайн, которых нам предстоит познать. Работаю я курьером недолго, но достаточно, чтобы понять, что этот город не такой уж большой, каким кажется… Когда работаешь курьером, то уже за 2 месяца встречаешь своих друзей со своего района в другом районе хотя бы раз! Думаете случайность? – возможно, но, как-то часто такие случайности происходят. Ну что ж, давайте приступим к увлекательному путешествию по Москве на “своём приводе”.

Атлас Москвы:
Для того как начать путешествие по “бескрайнему миру”, вам понадобится карта, карта сокровищ… Раскладную и полноразмерную карту я покупать не советую, так как пока вы будете её разворачивать и разглядывать то давно уже врежетесь в соседний столб =). Поэтому лучше всего будет купить атлас Москвы. Лично я советую атлас от фирмы DMB, который показан на картинке (сейчас, образец 2009-2010 г., выглядит примерно также, но в насыщенно-зелёном фоне и с трамваем на фоне МГУ), так как он наиболее информативный:
-остановки автобусов, троллейбусов, трамваев
-пути автобусов (синий), троллейбусов (зелёный) и трамваев (красный)
-остановки общественного транспорта и их названия
-ну и конечно же названия улиц и нумерация некоторых домов. Но дома не важны – важна улица.

Метро Москвы:
Если вы собрались кататься по просторам Москвы, то Метро для вас будет самым оптимальным вариантом. Поезда, которые ходят через каждые 2-5 минут, доставят вас в любой район мегаполиса. Но для того чтобы им правильно пользоваться – нужно тоже узнать несколько нюансов. Во-первых, желательно бы немного изучить схему метро, чтобы хотя бы знать какая у вас ветка, какого она цвета и какие у вас станции-соседи. Если кто-то назвал станцию метро и вы сказали, что это за ветка и где (внизу, вверху, слева, справа или в центре), то можете с уверенностью сказать, что знаете метро Москвы. Попасть в метро можно 2-мя способами:
— Купить билет в кассе на 1, 2, 5, 10, 20, 60 поездок за соответствующую сумму и пройти с ними через турникет
— Купить безлимитный проездной на месяц и кататься себе в метро хоть сутками.

Во-вторых, когда вы вошли в зал, то не торопитесь садиться в первый попавшийся поезд! Сначала посмотрите вверх – там обязательно есть указатели где всё подробным образом написано. Если станция, которая вам нужна, находится на другой ветке, то найдите схему метро и посмотрите где необходимо сделать пересадку. Если станция пересадки находится слишком далеко (придётся делать петлю) или её вовсе нет, то используйте кольцевую линию (коричневая) – на этом кольце есть пересадки на практически любую ветку метро. В-третьих, когда рассчитали маршрут, то остаётся определить в какой поезд садиться и в путь! Со временем вы поймёте, что меньше всего народу обычно в середине состава (исключая кольцевую линию – там меньше людей в первом и последнем вагонах). А также стоит запомнить полезную информацию. На многих картах ещё не отмечены новопостроенные станции метро, так вот в последнее время достроили синюю ветку от станции Крылатское до Митино, станции Достоевская и Марьина Роща салатовой ветки, ну и активно строятся станции Борисово, Шипиловская, Зябликово внизу салатовой ветки (ст. м. Зябликово будет соединена с Красногвардейской зелёной ветки), а возможно их уже построили в момент прочтения вами инструкции в данный момент, но все равно, главное, что вы в курсе на что обратить внимание.

Московские улицы:
В Москве очень много улиц, которые могут быть связаны с городами Подмосковья, России, а иногда могут встретиться и вообще названия городов других стран на улицах города. А также улицы могут быть посвящены великим людям России и Советского Союза, а то есть всяким Генералам, Маршалам, Академикам и т.д. Чтобы найти нужную вам улицу – следует взглянуть в ваш атлас. Если у вас на бумажке написан адрес (например: улица Генерала Белова, дом 12/22, корпус 2), то сначала нужно найти в “списке адресов” улицу, опираясь на список улиц под буквой “Г”. Ага нашли! Написано: ст. м. Домодедовская (сокращённо: станция метро) и 23Б… Что за 23Б? – подумаете вы. Это номер страницы (23) в атласе и зона (Б). Открываете страницу, видите зону и вот нашли вы улицу, приехали вы на Домодедовскую, но, куда выходить? Там же 2 выхода! Тут всё просто – возможно вам сказали такую фразу: “Первый вагон из центра” или “Последний вагон из центра”, в таком случае вы определяете ехали ли вы из центра метро (например Новокузнецкая) или с окраины (например Красногвардейская) относительно ветки метро и в какой вагон сели. А дальше уже всё поймёте сами.

Наземный общественный транспорт Москвы:
Для начала, как только вы вышли из метро, нужно найти ближайшую остановку и посмотреть номера автобуса, которые там останавливаются (атлас от фирмы DMB тем и полезен, что на нём всё это показано где остановка, какие автобусы и куда они идут). Увидеть это можно на небольшой желтой табличке, прикреплённой к остановке (иногда просто табличка, стоящая на земле). Слева написан номер автобуса, пункт, куда он следует…, а справа написаны интервалы в рабочие и выходные дни (иногда автобус ходит по расписанию и оно написано с обратной стороны таблички). Если нужного автобуса там нет, или вы не знаете какой вам нужен, то не постесняйтесь спросить людей на остановке – они должны вам подсказать. Помните, что автобус вам не метро и разобраться в маршруте его – целая философия. Никогда не знаешь куда он может свернуть. Кстати говоря, если интервал довольно большой, то есть больше 10-ти минут, а идти вроде как недалеко, то можно пройтись пешком, особенно если люди на остановке говорят, что автобус недавно прошел. Однако помните, что люди тоже ошибаются, поэтому учитесь думать головой сами. Не стоит ходить пешком на дальние расстояния – лучше подождать автобуса, пусть даже ждать вы его будете долго, времени потеряете все равно меньше. По крайней мере это лучше, чем случай, когда вы идёте себе пешком и видите, как он проезжает мимо вас. И в итоге в голове напрашивается слово “Fuck!!” и вы пускаетесь бегом к следующей остановки, чтобы успеть на него сесть. Иногда водители автобуса ждут вас, если видят как вы бежите к нему. Как только вы сели в автобус, то слушайте объявления остановок, чтобы не пропустить свою, и, ах да! Перед этим ещё лучше спросить, какая остановка вам нужна, чтобы не проехать её случайно. Поверьте, что в автобусах даже путаются опытные курьеры, поэтому это не так то просто. Также стоит запомнить важную информацию насчет троллейбусов и трамваев: Троллейбусы обычно ездят по каким-нибудь шоссе и проспектам – прямо и никуда не сворачивая и ходят довольно часто, хотя есть и случаи, где они заворачивают на улицы и т.д., а трамваи ходят по определённому отрезку, почти как метро. Трамвайный транспорт легче всего освоить, так как номеров маршрутов обычно у них по 2-3 и нетрудно догадаться, где они разъезжаются и в какую сторону.

Номера Московских домов:
Как только вы дошли или доехали до нужной вам улицы, то стоит обратить внимание на номера домов. Улица и номер дома выглядят как на картинке в 3-ем шаге. Стрелки означают, что улица начинается со стороны цифры 1 и заканчивается со стороны цифры 103. Правда, такая табличка, как на картинке в шаге 3 обычно вешается на коммерческие объекты, но они отличаются пожалуй лишь тем, что на жилых домах номер дома и название улиц разделены и не обязательно могут висеть совместно. Так вот, как только вы вышли и нашли какой-нибудь номер дома, то сразу отмечайте чётное число это или нечётное. Это нужно для того, чтобы определить на какой стороне улицы вы находитесь. Это означает, что, например, слева от дороги находятся чётные номера домов, а с другой – нечётные номера домов (редко бывают смешанного типа где четные дома около дороги, а нечётные где-то вглубине улицы, во дворах), что намного облегчает поиск. В нашем случае: ул. Генерала Белова дом 12/22 находится на чётной стороне, а /22 означает, что дом угловой и пересекается с другой улицы. А это означает, что с ул. г. Белова этот дом числится, как 12, а скажем с Шипиловской улицы, пересекающей Белова, этот дом числится как 22, а с Шипиловской улицы он будет показан как 22/12. Поэтому что дом 12/22, что 22/12 он один и тот же. Как говорится от перемены слагаемых сумма не меняется. Остаётся только понять что такое корпус 2: Это значит, что дом тот-же, но, как правило, находится в глубине (во дворах). Правда, обычно не бывает угловых домов с корпусами, но я взял лишь для примера.. кто знает… может скоро дома будут и такие. Так вот чем больше корпус, тем дальше дом находится от дороги. Всё просто! Как только вы нашли дом, глядите на номер и он совпадает с тем, что записан у вас, то теперь остаётся лишь найти подъезд или проходную, где попадёте уже внутрь. Здесь важно заметить некоторые нюансы: Если дом например 8 корпус “А”, то есть буквенный, то это значит, что корпус скорее всего коммерческий (считается как пристройка к дому или просто пристройка), но есть такие случаи, что жилые дома буквой “П” или “Г” вроде как соединены стеночкой, но числятся как разные дома, тогда у них также могут быть буквенные корпуса. Также если дом, например, 8 строение 1, то это означает, что рядом с домом 8 есть какой-нибудь магазин или мелкое здание, которое вроде до дома или корпуса не дотягивает по величине, поэтому его записывают как строение. Также на определенной площадке, которая уже коммерческая, может располагаться несколько офисных строений, и чтобы в них попасть, надо сперва пройти через проходную. Ну и напоследок владение 3: это просто какая-нибудь не застроенная площадь, которая огорожена и предназначается для каких-нибудь парадов, заездов, но домов на этой площади скорее всего не будет. максимум гаражи…

Прежде всего для правильного ориентирования в городе, необходимо знать типы населенных пунктов и их планировку.

В большом городе с GPS, конечно же, не заблудишься, но в ночное время без вспомогательных приборов найти правильный путь будет особенно трудно. Поэтому необходимо уметь ориентироваться и среди жилых домов.

Первое условие безошибочного ориентирования в городе – знание его общей планировки и порядка нумерации домов. При всем ее разнообразии некоторые особенности имеют общий характер. Так, в небольших поселках, расположенных по обе стороны железной дороги, нумерация домов начинается, обычно, от привокзальной площади. В населенных пунктах, выросших вдоль шоссейных магистралей, нумерация домов, построенных вдоль шоссе, зачастую ведется по направлению увеличения света километров, а на улицах, идущих перпендикулярно к шоссе, – в обе стороны от него. В небольших населенных пунктах дома иногда нумеруются с одной стороны в одном направлении, а затем в обратном по другой стороне.

Если дома стоят на набережных улицах, то они обычно пронумерованы за направлением течения реки. При перпендикулярном расположении улицы к набережной, нумерация домов начинается от реки.

Существует планировка улиц по радиально-кольцевой схеме. В таком варианте нумерация домов будет начинаться от центра города (зачастую центральной площади) к его окраинам.

Схемы нумерации домов

Существует две системы нумерации домов: московская (более распространенная) и ленинградская схема.

Если используется московская нумерация, то нечетные номера домов будут расположены на левой стороне улицы (по «течению» улицы), а четные – на правой. По ленинградской системе все будет наоборот.

Сельские населенные пункты отличаются от городов меньшим размером занимаемой территории, сравнительно небольшим числом жителей, характером планировки и застройки, а также типом построек. При планировке сельских населенных пунктов учитываются особенности рельефа местности, наличие водоисточников и т. п. В связи с этим выделяют такие типы сельских населенных пунктов: равнинные, долинно-овражные, водораздельные, прибрежные, горные и др.

Равнинные населенные пункты, типичные для средней полосы нашей страны, обычно большие, застроены сравнительно не густо, имеют правильную планировку. Здесь много однообразных переулков и тупиков, затрудняющих ориентирование, особенно ночью.

Населенные пункты на берегу моря, озера или большой реки обычно довольно вытянуты вдоль водоема, поэтому основные улицы идут параллельно берегу, а проезды – перпендикулярно к нему. В затопляемых районах дома стоят на достаточно безопасном отдалении от берега, причем улицы повторяют очертания берегов.

Населенные пункты в горной местности имеют постройки, которые близко расположены друг к другу. Это называется корнизная структура в виде ступенек. Здесь кварталов, как таковых, нет. Таким образом, разрабатывая маршруты походов, надо изучить и характер населенных пунктов, через которые придется идти, чтобы обеспечить уверенное и безошибочное ориентирование в них как днем, так и ночью.

Стороны горизонта и постройки

В городах и небольших населенных пунктах всегда есть прекрасные ориентиры, которые порой могут заменить компас. Не стоит забывать о том признаке, что на северных сторонах старых построек обычно растет мох. По этому признаку легко можно определить стороны горизонта, то есть сориентироваться. Мхи и плесень разрастаются также близ водосточных труб на северной стороне строений.

В Батуми в связи с очень частыми дождями, приходящими со стороны Черного моря, многие западные стены строений для предохранения их от разрушений оббиты листовым железом. В Новороссийске защищены северо-восточные стены многих домов от боры – ветра, часто сопровождающегося ледяным дождем.

Ориентирование по религиозным постройкам

В силу сложившихся традиций и верований особым образом ориентированы все религиозные постройки. Таким образом, у православных церквей и часовен алтари ставили таким образом, что бы они были обращены к востоку, а колокольни – к западу. Стороны крестов на куполах имеют направление север – юг. На крестах с перекладинами обычно опущенный край нижней перекладины на куполе обращен в южном направлении. Алтари лютеранских церквей обращены также на восток, а колокольни расположены с запада. Алтари католических церквей (костелов) обычно обращены на запад.

Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей сориентированы примерно на север.

Такие постройки, как пагоды, юрты, буддийские монастыри своими фасадами обращены на юг. Следует знать, что боковые грани египетских пирамид, и многие древние памятники, дворцы и храмы также строго построены по сторонам горизонта.

Если потеряна ориентировка в городе, поселке городского типа или большом селе, восстановить ее легче всего по выделяющимся зданиям и таким ориентирам, как памятники, Пожарные вышки, парки, сады, а в ночное время – по их силуэтам.

Строения сельского типа в большинстве своем однообразны. Ориентирами служат силосные башни, ветряные мельницы и двигатели, некоторые другие сооружения, а также сады, отдельные деревья, посадки. Их силуэты отчетливо выделяются на фоне неба и даже ночью хорошо видны на большом расстоянии.

На окраинах сельских населенных пунктов с сентября по май можно видеть бурты для хранения овощей. Их обычно закладывают на возвышенном месте, защищенном от преобладающих холодных ветров, обеспечивая отвод атмосферных и талых вод.

По улице бурты располагают с севера на юг или с северо-востока на юго-запад. Эти особенности можно использовать для восстановления потерянной ориентировки.

В городе много крупных, высоких и различных по форме построек. Это иногда затрудняет выбор ориентира (силуэта), но и помогает побыстрее найти нужное направление. Так, школа и завод не могут находиться на одном и том же участке. Они всегда разделены улицей. Памятники, братские могилы, пожарные вышки, парки и т. д. также обычно отделены от других построек улицей или площадью. Зная это, можно ночью определить место, где легче пройти.

Как ориентироваться в Москве?

Как у любого города, в планировке столицы есть логика. Хотя «планировка» — это скорее о периферийной, современной части города.

История города показывает, что Москва строилась «слоями»: крепость-город, с посадом (поселениями, селами, слободами) вокруг. Разросся посад — окружили его стеной, превращая в часть города. А за оградой формируется новый посад, который со временем тоже присоединится к городу. И далее, как годичные кольца дерева. Таких крепостных колец (или полуколец) за пределами Московского Кремля в старину было три. Они и сейчас образуют структуру столицы.

С востока к Кремлю прилегает центральная и старейшая часть Москвы — Китай-город. Древнее название сохранилось, а вот на месте прежней стены сейчас находятся Китайгородский проезд, Новая, Старая и Лубянская площади, Театральный проезд, площади Революции и Театральная. Зато на современных картах есть следующие рубежи укреплений в виде Бульварного (бывший Белый город) и Садового (бывший Земляной город) колец.

От Бульварного кольца до Кремля примерно 1,5 километра, от Садового — 2−3 км. Тверской бульвар со стороны Б. Никитской, Москва
Фото: Leonid Dzhepko, ru.wikipedia.org

Кольцевые улицы — прекрасные ориентиры.

Бульвары (Тверской, Гоголевский) означают, что мы на Бульварном кольце; названия улиц Садово-Спасская, Садово-Самотечная, Садово-Кудринская и др. укажут, соответственно, на Садовое кольцо.

Видим «валы» (Рогожский, Бутырский, Пресненский) и «заставы» между ними (площади Тверская, Крестьянская, Рогожская заставы) — значит, мы в районе Третьего Транспортного кольца. Большинство «валов» — часть следующего исторического кольца, бывшего Компанейского, или Камер-Коллежского вала. Частично оно расположено внутри Третьего Транспортного кольца, частично — снаружи, частично — является его частью.

Вблизи «застав» часто находятся станции Московского метро.

Но с локализацией «кольцевых» улиц не все так очевидно. Например, Бутырский вал — это Третье Транспортное кольцо. А Земляной вал — Садовое. Там же, на Садовом, расположены бульвары Смоленский и Зубовский, хотя вроде бы бульварам «положено» находиться на Бульварном кольце.

Следующий ориентир — возраст городской застройки.

Самая старая застройка сохранилась внутри Бульварного кольца. От Садового до Третьего Транспортного кольца и дальше — в основном сталинская застройка. Впрочем, не редкость здесь и дореволюционные дома.

От ТТК к периферии идет и застройка 60−80-х годов. А где-то на полпути до МКАД начинаются спальные районы. В отличие от центра, эти новые районы строились по плану, а значит, они куда более упорядоченны, с «сеткой» улиц и более-менее четкой разбивкой на кварталы. Москва-Сити
Фото:

Не лишне запомнить выделяющиеся, видимые издалека и хорошо известные московские ориентиры типа делового центра Москва-Сити или Останкинской телебашни. Или подобные им, если они есть в интересующей вас части города.

Снова смотрим на карту. Москва в плане похожа на неправильной формы блин, разрезанный на треугольники. Линии «разрезов» — начинающиеся от центра радиальные транспортные магистрали. Сложность в том, что, проходя через Москву, они по нескольку раз меняют название. Например, улицы Тверская, 1-я Тверская-Ямская, Ленинградский проспект, Ленинградское шоссе — это одна и та же радиальная магистраль.

Как все запомнить? Изучая карту. Вряд ли вам понадобится знание сразу всего города, а запомнить одну-две нужные дороги вполне реально.

В Москве есть своя система ориентирования: метро. Его радиальные линии примерно параллельны наземным радиальным магистралям. С кольцевой линией менее очевидно: она проходит примерно между Садовым и Третьим Транспортным кольцами.

Наконец, Московское Центральное кольцо, МЦК — «наземное метро», опоясывающее город между Третьим Транспортным кольцом и МКАД. В отличие от собственно метро, МЦК проходит по поверхности и служит неплохим ориентиром. Главное — не спутать МЦК с одной из пересекающих Москву железнодорожных линий.

А вот с расходящимися от центра наземными магистралями немного сложнее: проходя через Москву, они не раз меняют названия. Например: Тверская улица, Ленинградский проспект, Ленинградское шоссе — это разные участки одной трассы. Карта Москвы основные дороги и станции метро Фото:

Ещё одна удобная система координат — административное деление. Столица (точнее, её основная территория в пределах МКАД) делится на 9 административных округов: Северный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Восточный и т. д. А значит, в Москве удобно «привязываться» к сторонам света.

Центральная часть города, что примерно в пределах Третьего Транспортного кольца — Центральный округ.

Округа — довольно крупные единицы. Их, в свою очередь, делят на районы. Здесь особой закономерности нет. Живя в столице, вы постепенно запомните их расположение.

А вначале запомните хотя бы, в каком округе и районе вы поселились и в какой едете по делам. Не только названия, но и расположение.

Например, район Алтуфьево находится:

  • в самом верху карты;
  • на севере Северного округа;
  • граничит с МКАД, то есть это крайний, «пограничный» район округа и Москвы.

Знание названий и расположения районов заметно облегчит поиск интересующих вас мест в столице.

Туристам полезно знать примерное расположение районов Центрального округа, лежащих внутри Садового кольца. А особенно — внутри Бульварного. Здесь, в старейшей части столицы, сосредоточены основные достопримечательности Москвы.

Москва-река
Фото:

Отличными ориентирами всегда являются крупные водоемы. В столице это, прежде всего, Москва-река, пересекающая город с северо-запада на юго-восток. И… Канал имени Москвы, в северной части столицы. В общем, смотрим на карту, там все нарисовано!

И наконец, последнее из московских колец — МКАД. Отсюда начинается Россия.

Москва в пределах МКАД — почти круглая. Впрочем, теперь все больше новых районов выходит за МКАД. Плюс Зеленоград — район Москвы в 40 км от неё. Плюс территории, присоединенных к столице с юга — Новая Москва, размером больше «старой».

Ничего нового, столица продолжает расти, вбирая в себя «посады». Что ж, есть куда расти! Впереди ещё пара «бетонок»: Малое и Большое Московские кольца.

Как научиться ориентироваться в городе?
Прогуляемся по Москве? Часть 1
Прогулки по Москве — как легкий вид спорта?