Прическа коко шанель

Семь главных вещей, которые ввела в моду Коко Шанель

10 января 1971 года не стало Коко Шанель — легендарного французского модельера, основавшего модный дом Chanel и оказавшего колоссальное влияние на моду XX века. К этой значимой дате мы решили вспомнить 7 культовых вещей, появившихся благодаря этой легендарной женщине.

Одри Тоту в образе Коко Шанель Фото: Kinopoisk

Тельняшка

Мадемуазель Шанель так вдохновилась полосатой униформой французских моряков, что в 1917 году выпустила свою «морскую» коллекцию одежды. Таким образом тельняшки превратились в модный элемент одежды и стали символом буржуазного очарования Французской Ривьеры. Пик их популярности пришелся на 1930-е годы, однако одежда в монохромную полоску не менее актуальна и по сей день. Сейчас этот дизайн ассоциируется с утонченным парижским стилем и в различных видах присутствует в коллекциях таких дизайнеров, как Balmain, Gucci, Givenchy, Jean Paul Gaultier и многих других.

Клеманс Поэзи в маленьком черном платье от Chanel Фото: Splash News/All Over Press

Маленькое черное платье

Маленькое черное платье давно стало классикой женского гардероба, однако не все знают, что оно появилось благодаря Коко Шанель в далеком 1926 году. Долгое время черный цвет ассоциировался с трауром и не пользовался популярностью, но с появлением этой культовой вещи все изменилось. Классическое платье, придуманное дизайнером, имело простой крой, полукруглый вырез, длинные рукава и немного прикрывало колени, так как эта часть тела казалась Коко малопривлекательной. Оно считалось универсальным и очень элегантным нарядом, так как при помощи различных аксессуаров позволяло создавать совершенно разные образы. Американский Vogue даже сравнил этот наряд с автомобилем «Форд», поскольку он так же был популярен, доступен и представлен исключительно в черном цвете. Современные дизайнеры не боятся экспериментировать и придумывают все новые вариации на тему культового изобретения Коко Шанель, изменяя его длину и дополняя различными аксессуарами и декоративными элементами. Маленькое черное платье до сих пор считается одной из неотъемлемых вещей женского гардероба, ведь оно подходит буквально всем и будет одинаково уместно как на официальной встрече, так и на светской вечеринке.

Гвинет Пэлтроу с сумочкой Chanel Фото: Splash News/All Over Press

Сумочка 2.55

В 1954 году Коко Шанель заявила: «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю». И уже в феврале 1955 года она представила небольшую черную сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке, которую можно было повесить на плечо. С тех пор женщины обрели свободу движений, а знаменитая сумочка получила название 2.55 в честь даты ее создания. Считается, что подкладка бургундского цвета напоминала о цвете униформы, которую Шанель носила в женском монастыре, а на создание необычной ручки ее вдохновила цепочка для ключей у смотрителей приюта. Небольшое отделение на задней стороне сумки было тем местом, где Мадемуазель носила деньги, а внутренний карман на молнии служил для хранения любовных писем. Интересный стеганый дизайн также имеет свою историю создания (и не одну!): считается, что источником вдохновения могли быть жокейские куртки, витражи аббатства и подушки в парижской квартире Шанель. Современные модели этой сумочки имеют замок, украшенный классической эмблемой из двух переплетенных букв С, однако изначально он был выполнен в виде закрывающегося прямоугольника и назывался «the Mademoiselle Lock» (в пер. «замок Мадемуазель». — Прим. 7Дней.ru), поскольку мисс Шанель никогда не была замужем. За почти шестидесятилетнюю историю 2.55 было представлено множество вариаций этой сумочки из тканей различных цветов, однако с годами она ничуть не теряет своей актуальности.

Рианна с бижутерией от Chanel Фото: Splash News/All Over Press

Бижутерия

Лучшими друзьями девушек считаются бриллианты, однако Коко Шанель доказала, что бижутерия может выглядеть ничуть не хуже драгоценностей. Именно она ввела моду на украшения из искусственного жемчуга, которые носила сама и сделала одним из главных трендов того времени. В 1924 Шанель выпустила свою первую линию аксессуаров. Ее коллекция до сих пор считается одним из самых революционных проектов, которые когда-либо существовали. Жемчужные ожерелья из нескольких нитей стали такой же классикой, как и маленькое черное платье. Они были доступны, универсальны и служили прекрасным дополнением практически к любому наряду.

Николь Кидман в рекламе Chanel No. 5 Фото: Chanel

Духи Chanel № 5

Легендарный аромат Chanel № 5 стал первым парфюмом, созданным Домом Chanel в 1921 году. Считается, что Коко Шанель попросила парфюмера Эрнеста Бо сделать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной». «Да, я действительно имею в виду искусственный, например, как платье, то есть что-то, что было сделано. Я не хочу розы или лилии, я хочу духи, которые являются составом», — сказала она. После долгих экспериментов с альдегидами он представил мадемуазель Шанель на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый — отсюда и пошло название шедевра. Сложный многогранный состав заключен в изящный и простой флакон, который позволяет любоваться хранящейся в нем золотой жидкостью. Этот легендарный аромат является самым известным и популярным: считается, что каждые 55 секунд в мире продается один флакон духов.

Челки и челочки были горячо любимы еще нашими предками – древние египтяне использовали их в качестве отличительного атрибута, который был призван подчеркнуть статус человека и его место в социуме. Позже волосы, ниспадающие на лоб, стали исключительно эстетическим элементом прически, обрели различные формы и длину. Что же делать тем, кому не идет челка? Длинные и короткие стрижки без челки – тема сегодняшней беседы.

Стрижка без челки не менее универсальна, при правильном выборе типа и длины способна визуально корректировать форму лица

Боб – коротко и ясно

Легендарная Коко Шанель и ее стрижка боб без челки

Сегодня боб справедливо носит звание одной из наиболее распространенных стрижек. Свою популярность он обрел благодаря разнообразию форм и возможности реализации на волосах различного типа.

Отец боба — французский парикмахер Антуана де Пари был настолько вдохновлен образом Жанны д’Арк, что в 1909 году впервые воплотил короткую стрижку в реальность. На такой шаг требовалась недюжинная смелость, поскольку короткие прически считались моветоном, а женщин с такой прической и вовсе сторонились.

Боб был признан в большей степени благодаря Коко Шанель и Ирен Кастл, которые считались иконами стиля.

Боб-каре

Вариант во многом имеет сходство с классическим бобом, небольшое отличие присутствует в том, что стрижку оформляют углом и нередко комбинируют с каскадом. Прическа подойдет тем, кто привык идти в ногу с модой, но не любит тратить время на длительную процедуру укладки своими руками.

Длинный боб

Длинный боб без челки

Внешне он практически не отличается от классического каре длиной до плеч. Отлично выглядит на прямых волосах средней густоты, просто трансформируется с легкие кудри.

Средний боб

Предполагает, что женская шея будет немного приоткрыта. Подходит обладательницам овального, круглого и вытянутого лица.

Найти подходящий вариант можно на фото Эмили Браунинг, Фары Фат, Кери Хилсон, Кэри Маллиган, Данни Миноуг и Виктория Бэкхем. Классический боб в свое время примерили Сара Пэкстон, Келли Пиклер, Агнесс Дейн, Рене Зеллвегер, Кира Найтли и Келли Осборн.

Каре – вечная классика

  1. Каре с удлинением – достаточно универсальный вариант, легко трансформируемый в различные укладки на основе крупных кудрей. Длина волос может варьироваться от линии подбородка до плеч. На ваш выбор нижний срез может быть абсолютно ровным или каскадным.

Совет!
Не выбирайте каре с удлинением, если у вас короткая шея.

В данной ситуации предпочтение стоит отдать классическому каре.

Удачный образ можно подсмотреть у Шарлиз Терон, Гвинет Пэлтроу, Джессики Симпсон.

Каре с удлинением – прическа, не имеющая возрастных ограничений

  1. Каре на ножке своим видом напоминает шляпку гриба. Отличный вариант для визуальной коррекции лица треугольной и овальной формы. Кроме того, именно эту стрижку рекомендуют выполнять на тонких волосах, лишенных объема. Алиша Кис и Рианна – достаточно удачные примеры грамотно выполненного каре на ножке.

Инструкция к каре на ножке предполагает полностью открытую шею

  1. Градуированное каре – стало популярным всего несколько лет назад, в первую очередь, благодаря простоте укладки. Затылок подстригают коротко, тогда как книзу длина среза постепенно увеличивается. Подходит девушкам с овальным, прямоугольным или удлинённым типом лица. Звезды, сделавшие выбор в пользу градуированного каре: Кира Найтли и Ирис Страбеггер.

Градуированное каре без челки

  1. Каре с углом появилось на основе каре с удлинением. В затылочной области волосы выстригаются максимально коротко, в то время как передние формируют удлиненные пряди. Стрижка может иметь косой или прямой пробор, подходит для круглого лица. Асимметричный вариант стилисты рекомендуют использовать девушкам с лицом квадратной формы.

Виктория Бэкхем и Лера Кудрявцева – отличные примеры того, что подобные женские стрижки не имеют ограничений по возрасту и типу волос.

Знатная почитательница «угловатого» каре Рианна

Прически в стиле Шанель – паж и каре

Паж — одна из наиболее известных видов стрижек эпохи Габриель. Есть мнение, что именно паж стал основой появления стрижки «боб-каре». Она еще не приелась ни в одной эпохе – из года в год эту прическу носили немногие. Среди известных личностей мирового уровня, упомянем Рианну, Кэти Холмс, Мирей Матье и советскую красавицу Наталью Варлей.

Эта стрижка подойдет обладательницам пышных волос. Укладывать ее не так сложно, как кажется. Из-за особенностей стрижки кончики волос заворачиваются самостоятельно. Все, что остается делать каждый день – это придавать объем у корней.

Каре. Как ни странно, но каре появилось позднее. Казалось бы, каре намного проще, чем стрижка-паж. Но так уж распорядилась судьба.

Вообще, Шанель чтила комфорт и удобство. Поэтому-то и внесла в модную индустрию короткие стрижки. Оба вида причесок были изобретены еще задолго до нее, но убедить весь мир в их красоте удалось лишь непревзойденной Коко.

Укладки Габриель Шанель

Сама Габриель не носила ни стрижку паж, ни каре. Она была обладательницей коротких волос. Но ее волосы были волнистыми, от чего прическа в стиле Шанель на самой иконе стиля выглядела несколько иначе.

Более того, Габриель любила шляпки. И из-под великолепных полей дизайнерского произведения искусства выглядывали лишь малые кудри. Встретить молодую Коко без головного убора было практически невозможно. Лишь позднее ее стали видеть все чаще и чаще с непокрытой головой. Фото ее причесок представлены ниже.


Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностьюCoco Chanel ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делалиCoco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым.Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

В биографии Шанель авторства Гиделя Анри это событие не упомянуто, но сама Габриэль в автобиографичной книге «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самою» более откровенна.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

ДОВИЛЬ

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

БИАРРИЦ

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

РОТШИЛЬДЫ – ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Не считать же тканью джерси, которая традиционно используется в производстве мужских кальсон! Но дизайнер скупает все рулоны материала и начинает трудиться над новыми фасонами.

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядетьCoco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

5 мая 1921 года «Шанель №5» представляются публике.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

  • Состав. «Шанель №5» становится первым синтезированным парфумом, состоящим из 80 ингредиентов. Компоненты, закрепляющие запах, дают возможность наносить духи в небольшой концентрации. «Плоские» слабые цветочные ароматы не выдерживают конкуренции.
  • Название. Среди образцов духов Шанель выбирает бутылочку с цифрой «5» на этикетке, «пятерку» она считает счастливой. Князь Дмитрий уговаривает Шанель добавить к номеру имя. После выхода парфума вычурные названия, как то «Вечернее опьянение» и «Тайна обольщения», становятся несовременными.
  • Флакон. Шанель настаивает на лаконичной форме и аргументирует минимализм в оформлении так: «украшено у всех». Сейчас прозрачный куб-флакон экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
  • Реклама. Первые 100 духов Шанель не продала, а подарила – самым влиятельным и красивым женщинам. Аромат становится символом хорошего вкуса и роскоши.

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатлениеCoco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчинCoco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином?Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».

После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.

Возвращение в мир моды

В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообщеCoco Chanel

Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет — она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!

Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классикуCoco Chanel

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».

В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.

Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.

Шанель, Коко

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шанель. Эта статья о модельере; о созданном ею доме моды см. Chanel.

Коко Шанель

фр. Coco Chanel

Имя при рождении

Габриель Бонёр Шанель (фр. Gabrielle Bonheur Chanel)

Род деятельности

Лейбл

Дата рождения

19 августа 1883

Место рождения

Сомюр, Франция

Гражданство

Франция Франция

Дата смерти

10 января 1971 (87 лет)

Место смерти

Париж, Франция

Мать

Жанна Деволь

Сайт

Коко Шанель на Викискладе

Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur «Coco» Chanel; 19 августа 1883, Сомюр — 10 января 1971, Париж) — французский модельер, основавшая модный дом «Chanel» и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века. Для стиля Шанель, способствовавшего упрощению женского костюма, свойственно заимствование элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу «роскошной простоты» (le luxe de la simplicité). Она привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия — в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Производимые её фирмой духи «Chanel No. 5» стали парфюмерным бестселлером XX века.

Биография

Родилась в городе Сомюр (Франция) в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет десятью годами позднее в регионе Овернь Франции. Мать умерла, когда девочке было 11. Когда Габриэль едва исполнилось двенадцать, её с четырьмя родными братьями и сёстрами оставил отец; дети были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриэль устроилась продавщицей в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Выступала с песнями «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», благодаря которым получила своё прозвище — «Коко». Во время одного из таких выступлений Габриэль заметил офицер Этьен Бальсан — она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

В 1910 году Шанель открыла в Париже шляпный магазин — в течение года он переместился в здание № 31 по улице Камбон, расположенное напротив отеля «Риц», где находится по сей день.

Шанель и её подруга Мися Серт были последними, кто посетил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны на острове Сан-Микеле, так как ни у покойного, ни у бывшего при нём Лифаря, не было при себе денег.

Одна из первых шляпок Коко Шанель, май 1912 года Шанель в своём шляпном магазине, карикатура Сэма, 1919 год

Военное время

Коко Шанель и Хью Гросвенор, герцог Вестминстерский, 1920-е годы

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины. В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге. Согласно досье, хранящемуся в Венсене, Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге» в 1942—1943 годах.

Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» утверждает, что Шанель сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с Уинстоном Черчиллем — она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции, с которым познакомилась благодаря фон Динклаге. Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (с нем. — »Модная шляпа») давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем, задержавшимся там по пути с Тегеранской конференции) с пропуском, действительным в течение нескольких дней.

Шанель и Динклаге выехали в Мадрид в конце декабря 1943 — начале января 1944 года. Паспорт для поездки в Испанию был выдан Шанель 17 декабря 1943 года по личному распоряжению начальника СС в Париже Карла Бёмельбурга. В Мадриде компанию Шанель составляла её подруга Вера Ломбарди (арестованная в Риме 12 ноября 1943 года и направленная в концлагерь Баньо-а-Риполи, 10 дней спустя она была освобождена при посредничестве Шелленберга). Поездка спонсировалась немецкой стороной — гауптштурмфюреру СС Вальтеру Кучману было поручено перевезти для Шанель в Марид крупную сумму денег. Остановившись в «Рице», Шанель встретилась в британском посольстве с сэром Сэмюэлем Хором, однако увидеться с Черчиллем, который был болен, она не смогла — к тому же, Вера сообщила англичанам, что её спутники являются немецкими шпионами. Шанель вернулась в Париж ни с чем — она смогла лишь передать через посольство Черчиллю письмо, в котором просила помочь Вере, так как в её итальянском паспорте стояла дискредитирующая её немецкая виза.

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

Возвращение в мир моды

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир высокой моды, представив свою новую коллекцию. Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» — узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами — приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.

В 1950—1960-х годах Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, она одевала таких звезд, как Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор. Среди её клиенток была первая леди США Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой. Она оказывала финансовую поддержку Сальвадору Дали и Пабло Пикассо. В 60-е годы Шанель отвергла идею мини-юбок, из-за чего её модный дом сильно сдал свои позиции.

Смерть

10 января 1971 года в возрасте 87 лет Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц», где жила долгое время. Похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне (Швейцария); верхнюю часть надгробия украшает барельеф с изображением пяти львиных голов.

Творчество

В театре

Русский балет Дягилева

  • 1924 — костюмы для балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс», декорации Анри Лорана, занавес Пабло Пикассо, постановка Брониславы Нижинской.
  • 1928 — костюмы для балета Игория Стравинского «Аполлон Мусагет», декорации Андре Бошана, постановка Джорджа Баланчина.

Духи

Основная статья: Chanel No. 5 Флакон духов «Chanel No. 5»

В 1921 году появились духи «Шанель Nº 5». Их авторство принадлежит парфюмеру Эрнесту Бо, работавшему в парфюмерном отеле «Шанель». Бо предложил Шанель выбрать аромат из двух серий пронумерованных образцов (от 1 до 5 и от 20 до 24); ей понравилась композиция в флаконе № 5 — под таким лаконичным названием он и был запущен в продажу. Сейчас эти, пожалуй самые знаменитые духи, входят в список самых дорогих жидкостей в мире, 6878 долларов за литр. Аромат состоит из около 80 ингредиентов, самым дорогим из которых является роза столистная. В 2016 году была выпущена обновленная версия «Chanel N°5 L’Eau». Лицом новинки стала Лили-Роуз Мелоди Депп.

Маленькое чёрное платье

Основная статья: Маленькое чёрное платье

Шанель сделала популярным строгое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами — тогда как светские правила того времени требовали переодеваться к обеду и к ужину. Ходили слухи, будто его чёрный цвет был призван напоминать Шанель об её погибшем в автокатастрофе возлюбленном Артуре Кэйпеле: общество не одобряло ношение траура по человеку, с которым не был зарегистрирован брак. В 1926 году американский журнал «Vogue» приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю «Ford T».

Сумка 2.55

Основная статья: Chanel 2.55

«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», — заявила Шанель в 1954 году. В феврале 1955 года она представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

Образ в культуре и искусстве

Театр

  • 1969 — «Коко» — бродвейский мюзикл Андре Превина на либретто Алана Лернера. В роли Шанель выступила Кэтрин Хепбёрн — это единственная роль актрисы в мюзикле за её карьеру.

Кинематограф

  • «Коко Шанель» — 1-я серия телесериала «Женщина, Эпоха» (Франция, 1978 год).
  • «Одинокая Коко Шанель» — фильм производства США, Франции и Великобритании, премьера которого состоялась 16 октября 1981 года. В главных ролях Мари-Франс Пизье, Тимоти Далтон и Рутгер Хауэр.
  • «Коко Шанель» — телевизионный фильм производства Италии, Франции и Великобритания, премьера которого состоялась 13 сентября 2008 года на телеканале «Lifetime Television»).
  • «Коко Шанель» — художественный биографический фильм, премьера которого состоялась в октябре 2008 года. Режиссёр: Кристиан Дюге. Сценаристы: Джеймс Кэррингтон, Карла Джулия Казалини, Джеффри Хэтчер. В главной роли Ширли МакЛейн. Роль Коко в молодости исполнила Барбора Бобулова.
  • «Коко до Шанель» — французский фильм с Одри Тоту в главной роли, вышедший на экраны 22 апреля 2009 года и собравший в прокате более 50 млн $.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» — французский художественный фильм Яна Кунена, снятый по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» и повествующий об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским. Вышел на экраны 24 мая 2009 года.
  • «Выдающиеся женщины XX столетия — Коко Шанель» (англ. Extraordinary Women. Coco Chanel) — фильм производства телеканала BBC, выпущенный на экраны в 2011 году. Режиссёр: Джоанна Гиббон.
  • «N 5 — Аромат вечности» (N°5 un parfum d’éternité) — французский документальный фильм, 2011 год. Режиссеры: Лора Фронти / Laura Fronty, Александр Фронти / Alexandre Fronty
  • «Война за «№ 5» (La guerre du N°5) — французский документальный фильм, 2017 год. Режиссер: Стефан Бенаму / Stéphane Benhamou

Примечания

  1. Коко Шанель — единственный человек из мира моды, кого журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
  2. Фон Динклаге родился в Ганновере (Германия) в 1896 году. Его матерью была англичанка, и он одинаково хорошо разговаривал на английском и французском языках. Имел прозвище «Шпатц» (с нем. — »воробей») — вероятно, за лёгкость, с которой он «порхал» по жизни и завоёвывал женские сердца. Согласно рассекреченным документам швейцарских военных архивов, был на хорошем счету у германской разведки, имел переписку с Гитлером и Геббельсом.
  3. По словам хранителя архива Фредерика Кугинера, запись указывает на то, что Шанель считалась агентом Абвера; также её могли рассматривать как потенциальный источник информации.

  1. Coco Chanel spied for Nazis (англ.). Telegraph Media Group Limited (fashion.telegraph.co.uk). Проверено 3 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года. (August, 16th, 2011)
  2. Cimetière du Bois-de-Vaux (англ.). fodors.com. Проверено 20 августа 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  3. Надгробие Коко Шанель (Лозанна, Буа-де-Во) (англ.). vb.com. Проверено 20 августа 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  4. Самые знаменитые духи 20-го века. Fashionista.ru (9 декабря 2011). Проверено 5 января 2013. Архивировано 12 апреля 2010 года.
  5. 7 русских, повлиявших на Шанель. Тура Медиа (russian7.ru) (23 октября 2012). Проверено 4 января 2013. Архивировано 5 января 2013 года.
  6. The Greenwood Encyclopedia of Clothing Through World History: 1801 to the present. ISBN 978-0-313-33662-1. Page 126.
  7. Hang Onto Your Pearls: The Little Black Dress is Born (англ.). On This Day In Fashion. Проверено 1 февраля 2015.
  8. Koda&Bolton, 2005, p. 12.
  9. Изображение Коко Шанель украсит уникальные монеты достоинством 5 евро. fashiontime.ru. Проверено 9 февраля 2010. Архивировано 31 мая 2012 года.
  10. Moss M. «Coco Chanel» telepic boasts pleasing aroma (англ.). Reuters (reuters.com) (11 September 2008). Проверено 3 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.
  11. Box Office Totals for Coco avant Chanel (англ.). Box Office Mojo (boxofficemojo.com) and IMDb. Проверено 3 января 2013. Архивировано 10 января 2013 года.
  12. Festival de Cannes: Coco Chanel & Igor Stravinsky. festival-cannes.com. Проверено 15 мая 2009. Архивировано 9 февраля 2012 года.

Литература

Издания на русском языке

  • Шанель. Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой / пер. с фр. Н. Павлищевой. — М.: Яуза-пресс, 2011. — 312 с. — (Уникальная автобиография женщины-эпохи). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-9955-0355-2.
  • Вульф В., Чеботарь С. Великие женщины XX века. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 752 с. — (Мой серебряный шар). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-33509-1.
  • Гидель, Анри. Коко Шанель = Coco Chanel / пер. с фр. Сергея Лосева. — М.: Эксмо, 2008. — 445 с. — (Женщина-Богиня). — ISBN 978-5-699-18625-9.
  • Делэ, Клод.. Одинокая Chanel = Chanel solitaire / пер. с фр. Нины Кулиш. — М.: Слово, 2010. — 291 с. — ISBN 978-5-387-00142-0.
  • Карбо, Карен.. Коко Шанель. Шик и элегантность навсегда = The gospel according to Coco Chanel / пер. с англ. Е. Кармановой. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-49807-823-6.
  • Коко Шанель. Основательница Дома моды Chanel / сост. С. Фоменко. — М., 2010. — 21 с. — (Путь к успеху). (Библиотека генерального директора. Путь к успеху; Дайджест к т. 9)
  • Моран, Поль. Аллюр Коко Шанель = L’allure de Chanel / пер. с фр. А. Серебрянниковой. — М.: Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-8370-0581-7.
  • Надеждин Н. Я. Коко Шанель: «Мода проходит — стиль остается». — М.: Майор (Осипенко А. И.), 2008. — 191 с. — (Неформальные биографии). — ISBN 978-5-98551-035-5.
  • Пикарди, Жюстин. Коко Шанель. Легенда и жизнь = Coco Chanel: Legend and the Life / пер. с англ. Юлии Плискиной, иллюстрации Карла Лагерфельда. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-387-00274-8.
  • Санчес-Андраде,Кристина. Коко Шанель = Coco Chanel / пер. с исп. Ю. В. Шабала. — М.: Мир книги, 2009. — 336 с. — (Женские лики — символы веков). — ISBN 978-5-486-02813-7.
  • Шанель. По законам искусства = Chanel. L’art comme univers. — М.: Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 2007. — 316 с. — (каталог выставки). — ISBN 978-5-486-02813-7.
  • Шарль-Ру, Эдмонда. Непостижимая Шанель = L’Irreguliere ou mon itineraire Chanel / пер. с фр. Светланы Ломидзе. — М.: Русич, Литера, Издательская группа «Прогресс», 1997. — 493 с. — (Женщина-миф).
  • Шарль-Ру, Эдмонда. Время Шанель = Le temps Chanel / пер. с фр. Нины Кулиш. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-85050-907-1.
  • Шарль-Ру, Эдмонда. Непутёвая Шанель = L’Irreguliere ou mon itineraire Chanel / пер. с фр. Светланы Ломидзе. — М.: Астрель, 2010. — 624 с. — ISBN 978-5-17-062752-3.
  • Эдрих, Марсель. Загадочная Коко Шанель = L’Irreguliere ou mon itineraire Chanel / пер. с фр. Н. Тодрия. — М.: Альпина нон-фикшн: Глагол, 2008. — 406 с. — (Le Temps des Modes). — ISBN 978-5-9614-0736-5.
  • Яськов В. Г. Коко Шанель. Легенда № 5. — М.: Эксмо, 2012. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-60626-9.

Издания на других языках