О профессии дизайнера

Конструкции для потребителя

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Возьмем облик человека: за ним скрыт сложный организм с мыслями и чувствами. Вот и глядя на результат дизайнерского труда, профан видит лишь картинку, дизайнер – тонну работы за ней.

Чем занимается дизайнер?

Дизайнер конструирует. Он конструирует мир для пользователя – удобный и симпатичный. Он знает, что сконструировано хорошо, а что плохо. Кому-то ведь нужно это решать. Представьте себе, что этот кто-то смотрит на чертежи космического корабля, трогает проводки, сидит в креслах, надевает скафандры, дышит кислородом – и ставит свою подпись: «Проверено. Одобрено. Всё хорошо, удобно и безопасно». Этот человек мыслит как дизайнер. Основная задача профессионала – перевоплотиться в того, кому адресован дизайн, и решить, что для него хорошо, а что плохо.

Все ждут от дизайнера красоты, стиля, легкости, энергичности – понимая под этим картинку, нарисованную потребителю на упаковке телевизора. Но что же на самом деле делает дизайнер упаковки? Он делает инструмент для хранения товара. По сути, любой предмет дизайна – инструмент. Если инструмент бесполезен – значит, дизайн тут даже не пробегал. Коробка для хранения товара должна быть красивой и привлекать внимание; быть удобной для хранения на складе, в магазине, дома; комфортной при переноске; на ней должны быть читаемые и удобные обозначения для быстрого поиска на складе и по каталогу. Получится ли упаковка легкой? Не много ли места она займет для перевозки в контейнере с другого края света? Можно ли сэкономить на этом? Не размокнет ли она, если вы понесете ее под дождем? Каково это – сложить в нее товар, достать, сложить снова? Сколько материала уйдет на ее изготовление? Насколько дорогой, экологичный и технологичный этот материал? Насколько он привлекателен? Может, это будет инновационный полимер или картон, без изображения и надписей? Трудоемко ли изготовление упаковки из такого материала? Сколько времени и денег на это уйдет? Перерабатываема ли такая упаковка?

Получите востребованную профессию

UI-дизайнер

Освойте дизайнерскую профессию, входящую в топ-10 самых востребованных в России. Формирование интерфейса: от поиска идей до реализации. Иерархия дизайн-проекта: от создания композиции, построения типографики и модульной сетки до единого визуального стиля.

UX-дизайнер

Изучение пользовательской аудитории и ее потребностей. Создание интерфейса, который улучшает пользовательский опыт. Проектирование и прототипирование интерфейсных решений на основе исследований. Формирование целостного понимания продукта.

Проектирование интерфейсов

Основные элементы пользовательского интерфейса, психофизиология восприятия, сбор и анализ данных, UX и UI дизайн, Customer Journey Mapping, инструменты проектирования, оценка качества пользовательских интерфейсов, работа в группах на воркшопах.

Веб-дизайнер

Инструменты работы веб-дизайнера, модульные сетки, проектирование и прототипирование, адаптивный дизайн и подготовка макетов к верстке, композиция, цвет, типографика и визуальная иерархия в веб-дизайне, системы ведения проектов, презентация работ и подготовка портфолио.

Дизайнер отвечает себе на миллион вопросов, принимает массу решений, предусматривает всё. Если ему думать только о красоте, он не сделает хорошей вещи – а именно этим он и занимается: дизайнер создает хорошие вещи. Много вещей. Каждый день. Он принимает решение: как завтра доберутся люди до работы? Спасут ли больного? Продаст ли «Эппл» свой новый ноутбук биллионным тиражом? Узнают ли все с утра, что перевели часы? Не пора ли модифицировать светофоры, чтобы спасти десятки жизней на коварном перекрестке? А может, ваш тостер завтра будет рассказывать вам новости и напоминать взять зонтик?

Повторюсь и готов сотню раз повториться: дизайн – не искусство, не картинка, не внешность. Дизайнер создает прочную конструкцию, каркас. Каждая следующая работа – новая задача, интересная и сложная.

Решение этой задачи – ваша обязанность. Вы можете пригласить в помощь иллюстратора, фотографа, программиста или психолога, а можете сделать всё сами. Вы можете сделать книжную обложку невероятно привлекательной или революционно удобной, вы можете изобрести велосипед ценой в доллар или сделать его неожиданной формы – но вы должны сделать обложку и вы должны сделать велосипед. Каким инструментом вы воспользуетесь – математическим умом или чувствами и вкусом, – это уже ваше дело.

Промышленный и графический дизайн

Индустриальный, или промышленный дизайн (промдизайн) – одно из самых интересных направлений в профессии. Создать новую вещь – твою собственную – и выпустить ее по всему миру; сделать ее дешевой, прочной, экономичной, экологичной, красивой и максимально удобной – вот задачи промдизайнера. Автомобиль, пылесос и даже канцелярская скрепка, то есть продукты промышленности – это и есть дело жизни промдизайнера.

Работа графического дизайнера подчас скучнее, зато разнообразна. И в ней, в отличие от промдизайна, легче может проявить себя человек одушевленный – соблюдая несложные технические правила, он получит в руки полную свободу действий. Дизайнер-график создает массу всего: упаковку, печатную и интернет-рекламу, логотипы и фирменные стили, вебсайты, журналы и книги, обложки компакт-дисков и DVD, системы навигации (указатели) и инфографику (схемы и графики), презентации и рекламные буклеты, газеты, даже интерфейсы компьютерных игр. Чем не занимается дизайнер-график: он не рисует (на это есть иллюстраторы), не пишет слоганы и пресс-релизы (это задача копирайтера), не занимается бизнес-планами и продажами (это прерогатива менеджера), не чинит и не обслуживает компьютеры (тут царят системные администраторы), не снимает кино (это делают операторы и режиссеры), не программирует сайты (за это отвечают вебмейкеры), не размещает рекламу (на это существуют менеджеры по рекламе). Все эти навыки полезны и иногда применимы по воле дизайнера, если это ему выгодно в конкретном случае. Однако навязать их ему не имеют права.

Дизайнер не рисует – а должен ли вообще дизайнер уметь рисовать? Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли врачу знать анатомию? Дизайн существует в визуальных категориях, умение рисовать – единственный способ понять изнутри процессы создания визуального пространства. Речь не идет о высоком художественном мастерстве: дизайнер – художник лишь отчасти. Навыки рисовальщика как раз и являются этой самой частью. Бойкости самоучки здесь недостаточно, однако и художественная школа мало чем поможет. Вузовское образование или частные уроки дадут гораздо более высокое качество рисунка, тем самым приближая вас к пониманию вашей будущей работы. Практика рисования разовьет чувство формы, света, цвета, пропорций, композиции – а также привьет навыки работы с материалом и будет способствовать воспитанию художественного вкуса. Умение рисовать пригодится в разной степени в различных областях графического дизайна; что до промышленного и технического, дизайна одежды и интерьера, иллюстрации, фотографии, трехмерной графики и визуализации – навыки рисовальщика необходимы непосредственно. Дизайн не рисунок, для художников есть академии художеств, но списывать в утиль рукодельное мастерство не стоит: японцы, поляки, иранцы — все дизайнеры ручного труда и все в почете. Сам рисунок — лишь инструмент в ряду других; можно выбрать его, а можно и не выбирать. Главное — не ставить его впереди сути дизайнерской задачи.

Заказы и деньги

Поверхностное отношение к специальности и русское «сам себе дизайнер», распространенное среди заказчиков, сбивает цены. Поэтому компании часто нанимают самоучек-неумех, которые создают стодолларовые «шедевры». Те самые, которые мы видим на вывесках, в журналах, в упаковке, в рекламе – везде. Ведь это всё кто-то делал. Кто-то, кто считает себя дизайнером. Низкая квалификация не редкость. Чтобы стать дизайнером, недостаточно только выучиться в вузе или только иметь опыт работы. Нужно работать, учиться в вузе, учиться помимо вуза самостоятельно (сайтов и книг вокруг предостаточно) и попутно любить дизайн, а такие подвиги совершают далеко не все. Так что эта работа в России оценивается пропорционально общему уровню профессионализма – невысоко.

Несмотря на то, что псевдоспециалисты довольствуются стодолларовыми заказами, а заказчики – полученной стодолларовой работой, существуют и расценки европейского уровня, и они приняты среди настоящих специалистов в области дизайна. Цены в хорошей студии начинаются, к примеру, от 1500 евро за логотип. Есть работа проще, есть сложнее; фирменный стиль для компании средних размеров может стоить как 10, так и 20 тысяч евро; сайтом за несколько десятков тысяч условных единиц никого уже не удивишь. Сумма заказа у известных дизайнеров-фрилансеров может сильно превысить эти значения. Однако необходимо отдавать себе отчет, что эти деньги выделяются не на «красивое нечто» или даже «ничто»: хороший дизайн требует немалого труда, в равной степени мыслительного и ручного, большого количества времени и работы некоторого числа специалистов. К серьезной работе подключаются профессиональные маркетологи, копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, технические дизайнеры, программисты, флешеры, технологи, трехмерщики и визуализаторы, психологи… «Всё в одном» тут не бывает: дизайнер быстро находит собственную узкую специализацию, придерживается именно ее; из-за его специализации его и ценят.

Впрочем, неподходящей работы тоже не бывает – встречается непрофессиональный подход к делу.

У профессионала всякий заказа вызывает интерес и игровой азарт, решение новой непривычной задачи подхлестывает, долгосрочная монотонная работа тренирует волю и закрепляет навыки.

Для каждого, конечно, есть темы, за которые он никогда не возьмется, но я не могу себе представить дизайнера, к которому как назло обращаются только религиозные секты, политические партии и пираты (религия, политика, криминал – стандартный набор табу для дизайнера).

Профессиональная обстановка неоднозначна. Весьма часто люди в дизайне больше думают о себе, чем о своей работе – и плодят посредственный дизайн, тем самым оставляя Россию на мировых задворках. Но не всё так безнадежно. Надо просто держать в голове, что будет очередная преграда, которую необходимо преодолеть; будет сопротивление, будут ветряные мельницы – и будет Эверест, на который нужно взобраться. Мы сильные и смелые. Мы молодые. Найти крупный заказ – задача вполне реальная. Серьезные бизнесмены-заказчики хорошо понимают всю важность профессионального решения дизайнерской задачи, поскольку именно дизайн непосредственно влияет на качество товара, на его востребованность, на экономичность производства и транспортировки, в общем – на прибыль.

Где учиться

Дизайнерское образование требует усердия. Дизайн не терпит лентяев. Не путайте дизайн с иллюстрацией или фотографией, с рекламой или созданием сайтов. Не выбирайте дизайн, если не поступили на другую специальность: быстро устанете.

Ряд вузов, необязательно известных, предлагает высокий уровень именно дизайнерского образования. Отличить их несложно. Достаточно прийти на выставки (они всегда есть в холлах вузов) – и спросить себя: применимо ли в жизни то, что я вижу? Выставлены всегда работы, сделанные в ключе данного учебного заведения и с этой точки зрения считающиеся в вузе лучшими. Они применимы в жизни – прекрасно. Но если кроме красоты и эпатажа вы ничего не заметили, сколько ни смотрели, то в этом вузе преподают красоту и эпатаж, а вовсе не дизайн.

Как правило, хорошо учат дизайну люди со скромным характером, специалисты узкого профиля, которые помимо преподавания имеют дизайнерскую практику (я встречал таких всего трижды).

Увы, педагоги порой недопонимают суть дизайна, и в результате в каталогах «Лучший дизайн упаковки» или «Лучший промышленный дизайн» мы видим массу работ хотя и симпатичных – но, увы, не приспособленных наилучшим образом для потребителя, а потому непрофессиональных. Точный диагноз им – продукт вуза. Творческие, известные, харизматичные люди процессу дизайнерского обучения вредят. Не всегда они умеют учить. Даже обладая вкусом и имея свою точку зрения, приводить доводы в ее пользу звезда сочтет ниже своего достоинства – и попросту попытается навязать ее вам путем беспрестанного оценивания ваших работ. Оценки наставят учащегося на путь неистинный – и после окончания вуза полученные там навыки окажутся неприменимыми, а работать такой выпускник не сможет вообще.

Как строится обучение

За год до поступления начинаются подготовительные курсы. Даже если вы не умеете рисовать, годичные занятия с педагогом могут вас подковать. Также стоит походить на подготовительные курсы этого вуза по композиции. Во-первых, к вам привыкнут, во-вторых, часто в этот отрезок учебного времени сдвигают основополагающий курс так называемой пропедевтики. Вообще композиция (которая будет называться и пропедевтикой, и введением в специальность, и дизайном, и конструированием, и проектированием) – основной предмет. Именно на этих занятиях вы будете получать 60% всей полезной информации – если повезет с педагогом.

После подготовительных курсов вам предстоит сдать экзамены. Традиционно это творческий конкурс (средняя оценка от экзаменов по рисунку, живописи и композиции), языки русский (ЕГЭ) и иностранный – устно. Экзамены по творческим дисциплинам проходят так: на рисунок и на живопись ставится несложная постановка и дается для создания шедевра два дня по 4 часа на каждый предмет. (Другие варианты – 6 часов, экзамен сдают 1 день и т. п.) Композиция сдается в один день. Уносить работы нельзя: всё опечатывается вместе с аудиторией.

На первых двух курсах интересные предметы и задания вовлекут вас в специальность, а преподаватели постараются привить вам свой вкус и развеять стереотипное мышление, застоявшееся в нас на протяжении всей учебы в школе. Побудить человека мыслить оригинально – довольно сложная задача, и, когда вас просят изобразить ненависть или тоску, используя только квадратики из черного картона, которые нельзя рвать или красить, вы по-настоящему задумываетесь о том, что до сих пор мыслили плоско. На протяжении всего обучения вас будут учить компьютерным технологиям – вам предстоит освоить совершенно новый набор программ, – а также рисунку, живописи и, конечно, композиции.

На третьем курсе вы станете изучать специальные предметы более глубоко. Дело пойдет интереснее и веселее: начнутся конкурсы, выставки, первая работа… Не стоит, правда, забывать, что все художественные специальности требуют шестилетнего образования, и дизайн – не исключение. Можно ограничиться и степенью бакалавра, но тогда вы бездарно потратите четыре года вашей жизни: объемную программу уместить в настолько короткий срок просто невозможно.

Диплом защищают на шестом курсе. Задача – воспроизвести большой проект – например, разработать дизайн глянцевого журнала. По общему мнению всех дипломников, только если приступить к работе заранее, можно успеть всё в срок. Начните ее на пятом курсе – и будете вознаграждены: ваши однокурсники отстанут просто потому, что стартовали, когда полагается – на шестом курсе, – и не успели придать своим проектам финальный блеск.

Если вы успешно защитите диплом, то, вероятно, получите рекомендацию к продолжению образования в этом или других учебных заведениях – а это позволит обучаться даже, может быть, бесплатно. Некоторые вузы отправляют на стажировку за рубеж, другие – дают направление на работу… Однако помните, что не диплом, а приобретенные знания будут работать на вас, и только сила воли и трудолюбие помогут вам спасти мир.

Профессия модельер

Профессия модельера пользуется огромной популярностью. Создание новых фасонов одежды – это творческий процесс, требующий тонкого вкуса, нестандартного мышления и глубоких знаний технологии обработки тканей.

Средняя заработная плата: 26500 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 75% Оплачиваемость 75% Конкуренция 90% Входной барьер 90% Перспективы 60%

Модельер – это специалист в сфере создания одежды. Он занимается не только разработкой дизайна, но контролирует все этапы создания модели от раскроя до пошива и может выполнить все операции самостоятельно.

Процесс создания одежды уходит своими корнями во времена существования первобытных людей, которые начали использовать шкуры для защиты тела от холода. Наверно, уже тогда женщины соревновались в изяществе нарядов. С течением менялись материалы и критерии красоты, мода приобрела национальный характер, разделилась по социальным слоям. Разумеется, наиболее роскошные платья могли себе позволить аристократы. Именно им мы обязаны появлением высокой моды. Первым её представителем и первым модельером в современном толковании слова стал Чарльз Ворт, одевавший французскую императрицу. Он создал первый модный дом, существующий до сих пор.

В конце XIX века мода стала демократичней, приспособилась к образу жизни буржуазии. А XX век сделал ее доступной для всех слоев населения, разделив на высокую моду от кутюр и прет-а-порте – одежду массового пошива.

В наше время услуги такого специалиста могут понадобиться каждому. Все мы хоть раз заказывали уникальное платье или костюм для особого случая.

Профессиональные обязанности

Работа модельера – это творческий процесс. Обычно разграничение по специализациям довольно условно: нужно придумывать, проектировать изделия и работать с мехом одновременно. Универсальность – сильная сторона хорошего модельера. В список постоянных обязанностей входят:

  • Творческий процесс. Модельер делает зарисовки и создает образы. Часто поступают заказы, приуроченные к определенным случаям со строгой тематикой. Настоящий специалист всегда создаст эскиз неповторимого и оригинального наряда.
  • Проектирование. Завершив создание эскиза, модельер продумывает, как его воплотить в жизнь. Для этого он разрабатывает выкройки.
  • Подбор тканей. Модельер знает все о текстуре тканей и принципах их сочетания.
  • Подбор элементов декора. Это всевозможные ленты, кружева, стразы, камни – все, что необходимо для придания наряду индивидуальности.
  • Проведение примерок и подгонки наряда по фигуре клиента.
  • Ремонт одежды также входит в спектр обязанностей модельера в ателье.

В зависимости от места работы обязанности модельера могут варьироваться.