Теории а маслоу

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А. МАСЛОУ

Пирамида потребностей вам будет необходима при изучении темы по обществознанию «Потребности человека».

Потребность — это нужда в чем-либо. Многие путают термин «потребность» с термином «желание». Чтобы лучше понять разницу, представьте, что вы зашли в магазин и думаете, чтобы вам попить — сок или кока-колу. Это желание. А если бы у вас возникла потребность попить, так называемая жажда, то вы бы не думали, а схватили бутылку воды и чуть ли не в магазине выпили… Это потребность.

Итак, потребность — это то, без чего человек не может прожить…

Разберем пирамиду потребностей.

Абрахам Маслоу — известный американский психолог, основоположник иерархической модели потребностей человека.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Что же касается ЕГЭ. То вам надо запомнить только 3 ступени:

1. Биологические потребности. Также они носят названия физиологические, органические, врожденные, первичные, естественные, природные. Это потребность в еде, воде, сексе, сне…

2. Социальные потребности — потребности в общении, уважении, любви.

3. Духовные потребности. Носят еще название культурные или идеальные потребности. Это потребность в самореализации.

Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Что вам захочется в первую очередь? Какие мысли возникнут. Да, конечно, что я буду есть и что я буду пить.

Увидев ручей с пресной водой, диких уток и пальмы с бананами, вы будете уже думать о другом… Один ли я? Это потребность в безопасности и в общении.

Вдруг, из диких джунглей выходит прекрасный мачо (или если вы парень, то к вам выходит прекрасная девушка). И вот вы живете на этом острове день, два, месяц… Всё, казалось бы, чудесно, но рано или поздно, вам захочется самореализовать себя. Построить дом, нарисовать картину, сочинить песню… Это уже духовные потребности.

Еще раз подчеркну, что если неудовлетворена потребность биологическая, то о духовной человек не будет думать.

Желаю удачи!

Суть пирамиды потребностей по Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» (1954 г.) Абрахам Маслоу сделал предположение о том, что врожденные потребности человека имеют иерархическую структуру, включающую пять ярусов. Это следующие потребности:

  1. Физиологические.

Их удовлетворение необходимо для того, чтобы обеспечить выживание и существование. Любое живое существо имеет свои физиологические нужды. Пока не удовлетворены потребности данного уровня (к примеру, в питании, сне), человек не сможет трудиться или заниматься другими видами деятельности. Например, если он очень голоден, то не будет способен наслаждаться созерцанием произведений искусства, любоваться видами природы, интересоваться содержанием художественной литературы и т. п.

  1. В безопасности.

Ощущение безопасности необходимо людям в любом возрасте. Младенцам чувство защищенности дает присутствие рядом матери. Взрослые люди тоже стремятся к тому, чтобы чувствовать себя под защитой: устанавливают в квартирах хорошие двери с надежными замками, покупают страховку и пр.

  1. В любви и принадлежности.

Пирамида потребностей по Маслоу включает и социальные нужды. Для человека важно чувство принадлежности к какой-либо группе людей, чтобы ощущать себя полезным и значимым. Это мотивирует его к социальным контактам и взаимодействию с другими индивидуумами: он заводит новые знакомства, ищет спутника жизни. Человеку необходимо испытывать чувство любви и самому быть любимым.

  1. В признании.

После того как будут удовлетворены потребности, включенные в предыдущие ярусы пирамиды (в любви и в принадлежности к социуму), у индивидуума появляется желание заслужить уважение окружающих, стремление к тому, чтобы значимые для него люди признали его таланты и умения. Если эти желания реализуются, то он обретает уверенность в себе и своих силах.

  1. В самореализации.

Это уровень духовных потребностей: желание личностного развития и самореализации, стремление к творческой деятельности, к развитию своих талантов и способностей. Если нужды, входящие в предыдущие ярусы пирамиды, удовлетворены, то на пятом уровне человек начинает заниматься поисками смысла существования и изучением окружающего мира, может обрести новые убеждения.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

  • Типы клиентов в продажах: как найти к каждому подход
  • Стратегии развития продаж: от теории до практики
  • Как развить уверенность в общении с клиентом

Так в общем виде выглядит пирамида потребностей по Маслоу с примерами желаний для каждого уровня иерархии. Позже Абрахам Маслоу включил в нее еще два яруса: познавательных способностей и эстетических потребностей.

В окончательном своем виде пирамида имеет 7 уровней.

Ученый считал, что потребности более высокой ступени проявятся в том случае, если будут удовлетворены нужды, находящиеся на более низких ярусах. По Маслоу, это является весьма закономерным.

Однако исследователь отмечал, что данная тенденция может иметь исключения: для некоторых людей самореализация важнее привязанностей, для других будут значимы только потребности первых уровней пирамиды, даже в том случае, если все они, казалось бы, удовлетворены. Маслоу считал, что подобные особенности связаны с развитием у человека невроза либо они обусловлены неблагоприятными обстоятельствами.

Теория иерархии потребностей

Все вышеизложенное может привести читателя к неверным выводам. Ведь можно подумать, что потребности, входящие в более высокие ярусы пирамиды, возникают сразу после того, как реализованы нужды предыдущих уровней.

Отсюда может сформироваться предположение, что пирамида по Маслоу подразумевает, что желания каждой следующей ступени появляются только после полного удовлетворения всех предыдущих. Однако можно сказать, что практически ни у одного современного человека базовые потребности не реализованы на 100 %.

Чтобы приблизить наше понимание иерархии к реальности, следует ввести понятие «Мера удовлетворенности потребностей». Предполагается, что нужды, входящие в первые ярусы пирамиды, всегда реализуются в большей мере, чем те, что находятся выше. Наглядно это можно представить следующим образом (возьмем условные цифры): например, физиологические потребности обычного гражданина удовлетворены на 85 %, его потребность в безопасности – на 70 %, в любви – на 50 %, в признании – на 40 %, а в самореализации – на 10 %.

Мера удовлетворенности потребности даст нам лучшее понимание того, как возникают нужды более высоких уровней после того, как реализованы желания, находящиеся на предыдущих ярусах пирамиды (согласно Маслоу). Это процесс постепенный, не внезапный. Переход ко всем последующим ступеням осуществляется плавно.

Например, вторая потребность не возникнет, если первая удовлетворена только на 10 %. Однако при закрытии ее на 25 % вторая нужда проявится на 5 %. Если реализовано 75 % первой потребности, то вторая покажет себя на 50 %.

Читайте также: Поведение потребителя на рынке: основы, факторы, мотивация

Применение пирамиды потребностей по Маслоу в маркетинге

По поводу пирамиды потребностей маркетологи часто говорят, что она не применима на практике. И это действительно так.

Первое. Дело в том, что данная теория создавалась Маслоу не для маркетинговых целей. Ученого интересовали вопросы человеческой мотивации, ответов на которые не давали ни учение Фрейда, ни бихевиоризм. Теория пирамиды потребностей, созданная Маслоу, посвящена мотивации, но она имеет скорее философское значение, чем методическое. Каждый маркетолог, специалист по рекламе или PR должен быть знаком с ней, чтобы иметь представление о многообразии человеческих нужд и их сложной взаимосвязи, но считать ее руководством к действию нельзя, поскольку формировалась она совсем для других целей.

Второе. Задача работы маркетолога – побудить потребителя к действию, повлиять на его решения. Теория пирамиды потребностей посвящена мотивам человека, но не их взаимосвязи с поведением. Она не подходит для маркетологов, поскольку не объясняет, какой мотив определяет то или иное действие, говоря, что нельзя понять мотивы по внешним проявлениям, что решение может быть обусловлено несколькими поводами.

Третья причина, почему теория пирамиды потребностей по Маслоу не подходит для маркетологов, связана с социокультурным контекстом: в современном мире физиологические нужды людей и их потребность в безопасности в общем и целом реализованы.

Поэтому нельзя сказать, что продукт, помогающий каким-то образом решать вопросы безопасности, будет более востребованным, чем тот, который нужен для удовлетворения желаний, включенных в более высокий уровень пирамиды. Например, моющее средство с антибактериальным эффектом (дающее защиту) не будет более желанным, чем напиток, который позиционируется как товар, употребляемый в ситуации дружеского общения (то есть решающий некие социальные задачи).

Когда маркетологи пытались применять пирамиду потребностей в маркетинге, она не работала. Что неудивительно, ведь это психологическая теория, которую совершенно некорректно пытаться использовать в тех сферах, для которых она не создавалась. Получается, что критика пирамиды Маслоу по поводу того, что она неэффективна в маркетинге, совершенно неуместна, так как ее цели и задачи были изначально совсем другими.

Читайте также: Психология потребителя: теория и практические советы

Альтернатива пирамиде потребностей по Маслоу

Для более ясного понимания такого психологического феномена, как мотивация, разрабатываются и уже существуют разные теории, которые называют теориями мотивации. Одна из наиболее поздних – это ERG-концепция, автором которой является Клейтон Альдерфер, психолог из университета в Йеле.

Исследователь объединил все потребности людей в отдельные группы, и эта систематизация напоминает пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Однако по теории Альдерфера, таких групп всего три, что и отражено в ее названии – ERG. Тем не менее, указанные системы очень часто сравнивают.

Итак, Клейтон Альдерфер выделяет следующие группы потребностей:

  1. Существования (Existence). Сюда относятся физиологические нужды и необходимость находиться в безопасности.
  2. В связях (Relatedness). Обусловлены социальной природой человека. Это желание самоутверждения, установления социальных связей, социальных отношений, взаимодействия с коллективом, создания семьи.
  3. В росте (Growth). Связаны со стремлением к личностному развитию.

Можно сказать, что первая группа включает два нижних яруса пирамиды Маслоу: это стремление к безопасности, за исключением групповой, и физиологические нужды.

Вторая группа соотносится с тем уровнем пирамиды, который обозначается как потребность в принадлежности к группе людей. Она, как считает Альдерфер, отражает социальную природу индивидуума. Можно считать, что к этой группе относится потребность человека занять свое место в социуме, то есть стремление к признанию и самоутверждению (по Маслоу), а также потребность в групповой безопасности.

Нужды роста можно соотнести с уровнем пирамиды Маслоу, который обозначен как стремление к самовыражению. Сюда же можно причислить стремление к самосовершенствованию и повышению уверенности в себе, то есть потребности в признании и самоутверждении.

Все три указанные группы расположены иерархически, что сближает теорию Альдерфера с теорией Маслоу. Но между ними имеется одно существенное отличие: Маслоу предполагал, что потребности высших уровней возникают только после того, как удовлетворены те нужды, что находятся уровнем ниже, то есть переход осуществляется исключительно снизу вверх.

Альдерфер же считает, что переход между группами может происходить в разных направлениях: и снизу вверх, и сверху вниз. Если не реализованы потребности, представленные на нижних ярусах, то движение идет вниз, а если не удовлетворены нужды, стоящие выше в иерархии, то движение осуществляется вверх.

ERG-теория была разработана в 1972 году, можно сказать относительно недавно, и нет достаточного количества фактов, подтверждающих ее правильность. Однако менеджерам необходимо знать основные положения теории Альдерфера, ведь это расширяет горизонт поиска методик, позволяющих построить эффективную систему стимулирования труда персонала.

Вот и подошла к концу наша статья о пирамиде потребностей по Маслоу. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту info@pg-consult.ru или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям — фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации. Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней:

  • Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
  • с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Ученый отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что они могут стать для обычного человека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».) Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у личности могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску ее смысла).

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития — к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

  1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
  2. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
  3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
  4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
  5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
  6. Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
  7. Различение цели и средств, зла и добра. («Не всякое средство хорошо для достижения цели».)
  8. Спонтанность, естественность поведения.
  9. Юмор.
  10. Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
  11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность — это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний, правильно осознать свои проблемы. Развитие личности — это повышение конгруэнтности, понимания своего реального Я, своих возможностей, особенностей — самоактуализация.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, способность не прятаться от таких проблем и отрицательных эмоций, чтобы найти и устранить помехи для личностного роста, — все это позволяет человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя только в том случае, если получает информацию о себе от других людей.

Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Маслоу считает, что причин несколько:

  • неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
  • незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
  • чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей. Это стремления к:

  • целостности личности;
  • совершенствованию;
  • завершению;
  • справедливости, порядку и закону;
  • активности функционирования;
  • дифференциации и сложности;
  • красоте;
  • честности, открытости и простоте;
  • доброте;
  • уникальности и новизне;
  • игре и юмору;
  • истине и чести;
  • независимости и автономии;
  • свободе.

Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания — метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм).

Среди патогенных механизмов, которые мешают развитию личности, можно отметить пассивную позицию по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты Я — проекцию, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы такой деградации:

  1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»).
  2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
  3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
  4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодобряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
  5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
  6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
  7. В результате всех этих факторов человеку становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется несколько Я, функционально изолированных друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум»: человек потерял «животные» инстинкты, утратил социальные нормы, традиции, определяющие, что ему нужно делать, и в результате сам не ведает, чего он хочет (а может, уже и ничего), И тогда он делает то, что хотят другие, становясь «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» — борьба за смысл жизни. Не мы задаем себе вопрос, в чем смысл жизни, а жизнь вопрошает нас, и мы отвечаем своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», — говорил Ницше.)

Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:

  • совершая поступки;
  • переживая ценности, единство с другими людьми, любовь;
  • переживая страдания.
  • Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:

  1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас и вокруг нас.
  2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта, а не оставаться при известном и знакомом.
  3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
  4. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними (при выборе профессии, спутника жизни, режима питания и пр.), а не полагаться на то, что принято в обществе.
  5. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
  6. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») — в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
  7. Дальнейший шаг в самоактуализации — выявление у себя «психологических защит» (проекции, рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
  8. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.

Если человек не может удовлетворить высшие духовные потребности, пусть даже удовлетворены потребности первых четырех уровней, выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и дети, хорошая должность все равно не приносят человеку счастья. Психологический рост личности Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей.

Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.