Правша или левша?

Как узнать, правша или левша?

Правша или левша: как узнать, в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей » не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке,
  • разрезать бумагу ножницами,
  • нанизать бусины,
  • почистить обувь щеткой,
  • стереть ластиком крестики,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • разложить карточки,
  • отвинтить гайку рукой и ключом,
  • проколоть дырочки дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию на сумке,
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать песок лопаткой,
  • толкнуть палкой шарик,
  • достать книги с полки,
  • вынуть пробку из ванной,
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.

Предлагаю всем педагогам и родителям прослушать видео — очень содержательную и интересную беседу с профессором, доктором медицинских наук Ириной Галиной о детях — левшах. Из нее Вы узнаете:

  • Почему ребенок рождается левшой?
  • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
  • Что такой скрытая леворукость?
  • Кто такие дети — левши?

Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:

Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие» — своими руками.

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.

Игры в песочнице: развиваемся, играя.

Дары Фребеля: первый в мире развивающие и обучающие игры для детей дошкольного возраста.

Как определить индивидуальные особенности развития ребенка?

Оказывается, леворукость и левшество — не одно и то же.

Леворукость — это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки.

Если говорить языком нейропсихологов, леворукость — внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (навсегда или временно) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Левшество — проявление неизменного, устойчивого типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека.

Очень часто у детей леворукость оказывается временным признаком, который отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимоотношений. Со временем доминантность того или иного полушария мозга закрепиться, и ребенок окончательно определиться с рабочей рукой.

Родители наслышаны об особенностях развития левшей, об их талантливости в различных областях человеческой деятельности. И, пока ребенок мал, с волнением присматриваются, какой рукой ребенок действует чаще, кто же он — левша или правша? Как определить ребенка левшу?

Наш сайт Логопедический Портал подготовил небольшой тест, который поможет родителям ответить на вопрос: «Как определить, кто мой ребенок — левша или правша?»

Тест — Определение леворукости

1. Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Какой рукой ребенок открывает и закрывает коробок?

2. Когда ваш ребенок хлопает в ладоши, какая рука оказывается сверху?

3. Переплетите пальцы рук в замок и предложите своему малышу сделать так же. Большой палец какой руки оказался сверху?

Большой палец правой руки

Большой палец левой руки

4. Когда вы что-то шьете, подзовите ребенка и попросите помочь вам вдеть нитку в иголку. Какой рукой он взял нитку и попытался вдеть ее в игольное ушко?

5. Уроните специально небольшой предмет на пол и попросите ребенка поднять его. Какой рукой он это сделал?

6. Дайте малышу наручные механические часы и покажите, как их заводить. Какой рукой он крутит колесико?

7. Дайте своему малышу мягкую игрушку и предложите погладить её. Какой рукой он это сделал?

8. Поиграйте с ребенком в карточки-картинки (например, игра «Memory» (парные картинки). Какой рукой он раскладывает карточки на столе?

9. Предложите ребенку поймать небольшой мяч одной рукой? Какой рукой он попытался поймать или поймал мяч?

10. Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Какой рукой ребенок выполняет активные действия — берет крышку, отвинчивает и завинчивает её?

11. Дайте ребенку задание — протереть стол или зеркало. Какой рукой он держит тряпку?

12. Попросите ребенка развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Какой рукой он развязывает узел?

13. Попросите ребенка нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой. Какой рукой он водит по ладошке?

Вопросы теста прислала Скрипникова Ольга Юрьевна,учитель-логопед, МАДОУ д/с комбинированного вида №7,Краснодарского края, ст. Кущевской.

  1. Речь ребенка в 4-5 лет — Тест для родителей
  2. Речь ребенка в 3-4 года — Тест логопеда для родителей
  3. Тест — Развитие ребёнка в 1 год
  4. Динамические паузы на уроках
  5. ТЕСТ — Нужен ли вашему ребенку логопед?

(11 понравилось, средний балл: 4,64 из 5)

Loading …

Как определить ведущую руку?

Даже в младенчестве родители могут отметить, что карапуз предпочитает ту или иную руку. Так, грудничок чаще манипулирует предметами главной ручкой – сосёт кулачок, хватает и держит игрушки, бутылочку, соску. К двум годам уже можно говорить о выработавшейся привычке, например, ребёнок берёт столовые приборы только одной конкретной ручкой.

Когда можно сделать уверенный вывод о сформировавшейся право- или леворукости? После четырёх лет. В этом возрасте и выявляют ведущую руку, чтобы затем избежать переобучения в школе и полноценно развивать графические навыки.

Понять, какой ручке отдаёт предпочтение ребёнок, можно и в домашних условиях, наблюдая, как он рисует, копается в песочнице, завтракает, чистит зубы. Но более точную информацию даст специальный тест. При его выполнении нужно соблюдать несколько важных условий:

  • ребёнок не должен догадываться о цели заданий, поэтому проводите тест в игровой форме;
  • сядьте напротив малыша;
  • весь инструментарий кладите на середину столика на равноудалённое расстояние от обеих рук;
  • предметы для обследования положите в коробку, которую необходимо убрать с детских глаз. Вынимайте нужные вещи по мере надобности.

Читайте также: Кто ваш ребенок: «физик» или «лирик»?

Тест М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

  • Рисование. Попросите малыша нарисовать рисунок. Не поторапливайте его, пусть он рисует в привычном темпе. После окончания работы предложите изобразить то же самое, но уже другой ручкой. Если ваше чадо отказывается, скажите: «Понимаю, что это сложно, но я уверена, что ты справишься». Рисунок, выполненный главной рукой, приятнее на вид, пропорциональней, без «дрожащих» линий.
  • Коробок от спичек. Положите перед малышом три-четыре пустых коробка и попросите найти «секретик» в одном из них. Если там будет обычная спичка, не забудьте обломить конец с серой! Главная рука выдвигает и задвигает внутреннюю часть коробков.
  • Строим фигуру. Высыпьте в центр стола счётные палочки и предложите вашему чаду построить домик. Левша задействует чаще и активнее левую ручку.
  • Игра в мячик. Чтобы выполнить это тестовое задание, подготовьте мяч для тенниса или другой не очень большой мячик, который малыш сможет подбрасывать и ловить ладонью одной руки. Попросите ребёнка взять мяч и кинуть его вам одной ручкой.
  • Вырезание силуэта. Найдите открытку с силуэтным изображением (цветочка, медвежонка) и попросите малыша вырезать эту фигурку ножницами. Главной ручкой будет считаться та, которой выполняется больше активных движений. К примеру, ребёнок взял ножницы правой рукой, но предпочитает крутить открытку левой ручкой вокруг неподвижных ножниц. В этом случае вы можете предположить, что активная рука у него именно левая, хотя ножницы и были взяты правой.
  • Нанизывание бусин. Понадобится тонкий шнурок или леска, крупные бусины. Смотрим не на то, какая рука взяла шнур, а на то, какой ручкой выполняется большинство действий.
  • Открывание бутылочек. Попросите ребенка открыть 2-3 флакона или пузырька с завинчивающимися крышками. Главной является более активная рука. К примеру, если малыш правой ручкой держит крышку, а пузырёк взял в левую, но при этом вращает не саму крышку, а пузырёк, значит, ведущая – именно левая, а не правая рука.
  • Развязывание узелков. Приготовьте шнурок средней толщины с несколькими завязанными узелками. Они должны быть неплотными и просто развязываться. Ведущей рукой является та, которая развязывает узелки.
  • Сложи узор по образцу. Материалом для задания может быть мозаика, конструктов или пазл. Главная рука берет детали, поправляет получившийся узор.
  • Есть ли у вас в семье леворукие? Просто ответьте: есть или нет.

Читайте также: Ты можешь больше, чем ты думаешь

Если при выполнении семи и более заданий (плюсом идет и вопрос о родственниках-левшах) ребёнок пользовался левой рукой, то с большой долей вероятности можно говорить о его леворукости. Более точный результат вы можете получить, обратившись к психологу.

Особенности развития маленького левши

Главное различие между левшами и правшами – доминирование одного из полушарий головного мозга. Так, для праворуких, у которых «главенствует» левая половина мозга, характерно раскладывание информации «по полочкам», анализ и относительно долгая обработка.

Правое полушарие, которое более активно у левшей, мгновенно создает целостный образ, схватывая информацию на лету. Нейрофизиологи и психологи формулируют эту особенность так: у маленьких левшей больше задействована интуиция, а не логика.

Кроме того, леворукие дети отличаются от правшей:

  • преобладанием образного мышления;
  • склонностью к творчеству;
  • повышенной эмоциональностью и ранимостью;
  • импульсивностью.

Многочисленные исследования не выявили особой разницы между уровнем интеллекта у правшей и левшей, однако при решении задач леворукие дети чаще предлагают новые идеи и неожиданные решения.

Подготовка левши к обучению в школе

Как хорошо известно педагогам и родителям, особые проблемы леворукий ребёнок испытывает при письме. Чтобы научиться писать, ему необходимо приспособиться к плохому сцеплению пальчиков с карандашами или ручками. Кроме того, написанный текст закрывается рукой, что приводит к многочисленным помаркам.

Для того чтобы научить маленького левшу писать красиво и, главное, аккуратно, соблюдайте несколько важных правил:

  • используйте при обучении трёхгранные пишущие принадлежности, которые обеспечивают удобный захват большим, указательным и средним пальчиками. Можно приобрести специальную накладку на карандаш для леворуких детей;
  • при письме поворачивайте тетрадку или альбом так, чтобы она располагалась параллельно левому предплечью;
  • подбирайте мягкие карандаши, оставляющие чёткий след на листе, и ручки, которые легко скользят по бумаге.

Читайте также: Самые известные методики раннего развития

Рекомендуем прочитать книжки Марьяны Безруких, физиолога, профессора, академика РАО, которая занимается проблемой леворукости у детей. У этого автора есть замечательные прописи и тетради для занятий, предназначенные для левшей. Например:

  • «Леворукий ребёнок. Тетрадь для занятий с детьми»;
  • «Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких»;
  • «Если Ваш ребёнок левша»;
  • «Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь»;
  • «Азбука и рабочие тетради».

Конечно, обучение и развитие ребёнка-левши потребует от взрослых терпения. Помните, что леворукого малыша не стоит переучивать, как и не следует зацикливаться на его «необычности». Поскольку леворукие дети более ранимы, не драматизируйте неудачи, а, напротив, больше радуйтесь их успехам и достижениям.

Когда у ребенка следует определять ведущую руку?

Исследования в данной области показывают, что у детей до двух лет главной может быть то правая, то левая руки. А в следующие два года обычно одинаково активны обе. Окончательно формируется предпочтение одной руки перед другой в возрасте 4 – 5 лет. В этот период и необходимо большое родительское участие. Родители должны выяснить точно, предпочтение какой руке отдает ребенок. Особенно это важно, когда малыш начинает писать и при поступлении в школу.

Если вашему ребенку уже 4 года, и вы отмечаете у него предпочтение левой руки, и тем более среди родственников есть леворукие, то, скорее всего, ваш ребенок – левша. Это его очень важная индивидуальная особенность. Не старайтесь переучивать его.

Переучивание левши – это вмешательство в сложный процесс развития ребенка.

Это может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Это также может влиять и на познавательные способности ребенка. При жестком переучивании вы можете получить ребенка-невротика. Поговорите об этом с педагогами вашего ребенка и выскажите свою позицию.

Как можно определить ведущую руку у ребенка?

Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения:

  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит);
  • открыть (отвинтить) пробку на пузырьке;
  • проделать «сорока-сорока» (водить пальцем одной руки на ладони другой).

Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.

  • Как можно меньше показывать самому, можно проделывать тесты в игровой форме.
  • Нельзя спрашивать: «Покажи, какой рукой ты гладишь котика». Следует говорить: «Покажи, как ты гладишь котика».
  • В каждом тесте одна рука играет пассивную роль, другая – активную.

Для определения ведущего полушария у ребенка необходимо определить ведущие ухо и глаз.

Определение ведущего глаза.

Ребенку дается лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.

Определение ведущего уха.

Ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ним строго по центру. Каким ухом малыш будет слушать, то ухо ведущее.

Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом — Левополушарники («мыслители»). Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом — Правополушарники («художники»). Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом — Смешанный тип. Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом — Смешанный тип. Леворукие — Яркие правополушарники («художники»).

Тесты на определение ведущей руки

  • Попросите малыша сплести пальцы рук «в замочек». Та рука окажется основной, большой палец которой будет сверху.
  • Попросите его сложить руки на груди крест-накрест. Основной будет рука, которая окажется сверху.
  • При хлопках в ладошки основная рука будет наиболее активной.
  • Если малыша попросить нарисовать 2 круга обеими руками одновременно с завязанными глазами, то основной рукой будет нарисован более четкий рисунок.
  • Попросите ребенка посмотреть на кончик своего пальца, закрыв один глаз. Он будет делать это основным глазом.
  • Вырезать фигурки из бумаги, откручивать крышечку с бутылочки лимонада он тоже будет основной рукой. Но многие левши работают ножницами, держа их в правой руке, им так удобнее. Помните об этом.
  • При закидывании ноги на ногу основная будет вверху.
  • Дайте малышу теннисный мячик и попросите бросить его в вас. Бросать он будет основной рукой. Вы должны находиться прямо перед ним, а не с какой-либо другой стороны.

Читайте также: Как научить ребенка убирать за собой игрушки

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов — слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они — страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам — нежеланию учиться, даже к неврозам.Еще одна трудность левшей — это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Особенности головного мозга

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Источники леворукости

По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10 % населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.

Эксперты выделяют 3 основных фактора, которые выдвигают на первую роль именно левую руку: генетическое левшество (наследственность), компенсаторное левшество, вызванное поражением мозга в период внутриутробного развития и раннего детства, вынужденное левшество.

Рассмотрим эти факторы подробнее:

  • генетическая латеральность. Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
  • компенсаторная латеральность. В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
  • вынужденная латеральность. Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.

Отдельно рассматривают и такой фактор, как псевдолеворукость. В силу недостаточного психического развития не происходит оптимальная латерализация полушарий и формирование межполушарного взаимодействия. В результате не выделяется доминирующая рука.

Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.

Как определить, ребёнок левша или правша?

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.

Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.

Преимущества левшей

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.

Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Негативные итоги переучивания левшей

Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.

Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.

Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.

Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:

  1. Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
  2. Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
  3. Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
  4. Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.

Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.

Полезные рекомендации

Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.

Также следует выполнять другие общие рекомендации:

  1. Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
  2. Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
  3. При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия. Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
  4. Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
  5. Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
  6. Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.

Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.

Обучение письму

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Как определить левшу?

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-то сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети стараются выполнять новые для них действия так, как учат их взрослые и подражая им. «Возьмите ложку в правую руку», — учит детей воспитательница в детском саду, и дети обычно безропотно выполняют ее указание. Так происходит насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.
Существует несколько вариантов определения рукости.
Есть отдельные тесты — пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Правда, несмотря на большую популярность, тест мало информативен.
Еще один известный тест — «поза Наполеона» :— скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще хлопают обеими ладошками.
Очень информативны и интересны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Учитывая, что скорость движения и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки. Для оценки скорости можно использовать число постукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число касаний ручкой плоскости листа при постукивании за 10 секунд.
Однако наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников. Опросники для определения рукости очень разнообразны, но практически все они содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой человек пишет легче, красивее, затем — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, раздает карты, забивает гвоздь, держит расческу и т.д.
Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость у детей в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко и точно.
Французская исследовательница М. Озъянс предложила следующий набор проб для определения рукости. Полный набор состоит из двадцати заданий.
1) Завинтить крышки на бутылках.
2) Зажечь спички.
3) Разрезать бумагу ножницами.
4) Вставлять стержень, иголку в небольшие отверстия пуговиц, бусин, геометрических фигур.
5) Почистить обувь щеткой.
6) Намотать нитку на катушку.
7) Перелить воду из одного сосуда в другой.
8) Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9) Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10) Сложить мелкие предметы в узкий цилиндр.
11) Разложить (раздать) карточки (карты).
12) Проколоть дырочки (5—6 укалываний).
13) Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14) Продеть нитку в иголку.
15) Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16) Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
17) Достать бусинку ложкой из стакана.
18) Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19) Закрыть, открыть молнию на сумке.
20) Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озъянс советует выбирать для ребенка следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик. В этой сокращенной батарее тестов используются в основном бытовые действия, требующие ловкости и точной координации движений. Важно, что все они непривычны и не натренированы, что позволяет получить более надежное представление о превосходстве одной руки над другой.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых важных условий. Во-первых, тестирование проводится один на один с ребенком. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». В-третьих, исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. В-четвертых, все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка.
Отечественные исследователи для определения рукости часто используют батарею тестов, предложенную М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским, состоящую из следующих заданий.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков будут отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание —- «Построй колодец из палочек (спичек)». Ведущая рука — та, которая используется более активно.
Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.
Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу». Как ведущая, оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении тестов ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».
Казалось бы, все очень просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши бытовыми правшами. Есть дети — амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма. Оно показывает, как важно вовремя, еще до начала активного обучения письму, правильно определить ведущую руку. От взрослых требуется внимание и терпение, умение во всех случаях с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Если на этом этапе у вас возникают трудности и сомнения — обратитесь к специалистам.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Все это будет проявляться и в высших психических функциях ребенка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.
Еще более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения, а именно: генетически закрепленную леворукость, патологическую леворукость, вынужденную леворукость. Леворукие дети не однородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких | детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, так как значительная часть леворуких детей имеет факторы риска и нарушения в развитии, а значит они будут более чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы.
Период приспособления к школе довольно продолжителен по времени — А—6 недель. Опросы показывают, что родители «отводят» на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше: две-три недели. А реальные сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома). Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, повышенный уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Они, как и другие дети 6—8 лет, ориентированы на общение со сверстниками, которое служит для них источником положительного эмоционального подкрепления. Поэтому возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В.