Научить ребенка самостоятельно засыпать

Почему дети не хотят ложиться спать?

Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша — это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?

Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?

  1. Каждый малютка жаждет больше всего близости своих родителей. Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Разумеется, редкий малыш согласится на это без протеста, тем более если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук».
  2. Зачастую малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие громким криком. Попробуйте-ка сами уснуть, если вы знаете, например, что как только вы закроете глаза, кто-нибудь стащит у вас одеяло…
  3. Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
  4. Очень часто малыш, которого мы пытаемся уложить спать, просто еще недостаточно устал.
  5. Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием, закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д.
  6. Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать, малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
  7. Некоторые дети боятся темноты.
  8. Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их. Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.

Так, пятилетняя Верочка придумывала каждый вечер новый повод, чтобы не ложиться спать. То ей хотелось пить, то она не могла найти любимую , то съезжала набок подушка. В другие дни она звала маму, потому что забыла поцеловать ее на ночь или спросить о чем-то важном. Иногда у Верочки сползала пижама, иногда ей было слишком жарко или холодно. Время от времени она слышала в комнате странные звуки или видела тени, передвигающиеся по стене. В некоторые дни ей по нескольку раз подряд хотелось в туалет или голодный желудок не давал девочке уснуть. То у Верочки что-то чесалось, то болело… А па самом деле девочка просто наслаждалась вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращалась в комнату дочки и успокаивала ее.

***

Если многие дети боятся темноты, то Сашенька боялся тишины. Родители долго не знали этого и безуспешно пытались приучить мальчика засыпать одного в своей комнате за закрытой дверью. Однажды, как обычно закрыв дверь в его комнату, мама ушла на кухню. К ее удивлению, она не услышала на этот раз привычных криков и протестов. Думая, что малыш наконец научился засыпать один, мама занялась домашней работой — мыла посуду, убирала ее, кипятила чай и т. д. Когда она закончила дела и пошла посмотреть, действительно ли спит ее сынуля, она обнаружила, что дверь в детскую комнату настежь открыта и мальчик безмятежно спит в своей постели. Саша научился вылезать из кроватки и самостоятельно открыл дверь! А стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника означали для него, что мама рядом и, значит, можно спокойно спать…

Иногда может оказаться, что помочь малышу заснуть — проще, чем вы думали. Так, боязливых ребятишек может успокоить ночник или открытая дверь в детскую комнату, а старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже.

Как с самого начала приучить малютку засыпать самостоятельно

Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому малютки в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется, скорее всего, не больше недели!

  1. Чтобы приучить к самостоятельному засыпанию , нужно с самого начала как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь тем не менее рядом с ним. Если вы целый день носите малютку на руках или укачиваете его днем в коляске, то, оказавшись один в неподвижной кроватке, он будет чувствовать себя неуверенно. Это ощущение будет для малыша непривычным, и он вряд ли сможет спокойно заснуть. Привыкший же к кроватке малыш чувствует себя там спокойно, а в привычной обстановке любой ребенок засыпает лучше.
  2. Класть младенца одного в кроватку не означает оставлять его там на долгое время, тем более если он плачет. Нет, конечно, плачущего ребенка нужно успокоить. Но как только он перестал плакать, не носите его на руках. Положите его снова так, чтобы он видел вас или слышал ваш голос. Говорите с ним, пойте ему, но оставьте его в кроватке, чтобы он постепенно к ней привыкал. Кроме всего прочего, ребенок научится таким образом заниматься сам с собой: рассматривать свои ручки или играть с ними, смотреть по сторонам, прислушиваться к звукам вокруг него и пр. Ну а вы сами успеете переделать больше дел, чего никак не успели бы, если бы малютка все время находился у вас на руках.
  3. Если младенец в первое время засыпает только у вас на груди, ничего страшного. Не нужно его будить. Для начала будет достаточным, если он привыкнет к своей кроватке во время бодрствования. Когда же у него появится режим с определенным временем сна, нужно постепенно начать разделять еду и сон. Любящих заснуть на груди или с бутылочкой малышей лучше кормить, когда они проснутся или, по крайней мере, за какое-то время до сна. А ко времени, когда малыш обычно засыпает, нужно укладывать его одного в детскую кроватку. К этому времени он уже устал и его «внутренние часы» переключились на сон, поэтому ему будет легче заснуть без вашей помощи.
  4. Поначалу не обязательно укладывать ребенка одного в кроватку перед сном каждый раз. Можно начать с одного или двух раз в день, в то самое время, когда малыш, по вашему опыту, засыпает легче всего. Для большинства детей это вечер, но есть дети, которые быстрее засыпают утром или днем. Главное — чтобы вы и малыш почувствовали, что самостоятельное засыпание в принципе возможно. Потом оно войдет в привычку — это только дело времени.
  5. А что делать, если вы перед сном положили кроху в кроватку и он начинает горько плакать? Попробуйте сначала успокоить его, не беря на руки. Погладьте его, спойте песенку, поговорите с ним, расскажите, как вы его любите. Объясните, что пришло время спать, чтобы набраться новых сил, что вы рядом и будете оберегать малыша, пока он спит. Если ребенок по-прежнему плачет, возьмите его на руки. Но как только он успокоится, положите его снова в кроватку. Плачет опять — постарайтесь еще раз успокоить, не беря на руки, и только потом, если все напрасно, возьмите малютку из кроватки. Может быть, он еще слишком мал и стоит подождать пару недель, чтобы потом опять осторожно начать приучать его к самостоятельному засыпанию. <…>
  6. Некоторым ребятишкам помогает уснуть соска-пустышка. Но как только малыш крепко уснул, ос-торожно выньте соску у него изо рта, иначе он про-снется, когда потеряет ее во сне. А если малыш, проснувшись ночью, ищет соску и плачет, то она сможет стать действенной помощью только тогда, когда он научится сам ее находить.
  7. Младенцы в первые месяцы жизни спят лучше, если они упираются верхней частью головы в свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кроватки. Это напоминает им ощущение в утробе матери. (Моя дочурка любила это ощущение и в более старшем возрасте. Я всегда накрывала верхнюю спинку кровати одеялом, и доченька укладывалась на самый верх подушки, чтобы упираться в спинку головой.)
  8. Можно также потуже перепеленать малютку пе-ред сном, что тоже напомнит ему тесноту до рождения. А когда малыш станет постарше, ему может помочь спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом.
  9. Мамин запах вообще успокаивающе действует на младенцев, и вы можете просто положить рядом с головкой малыша что-то из маминой (ношеной) одежды.
  10. Но не забудьте, что главное условие для того, чтобы ребенок мог заснуть самостоятельно, — это правильно выбранное время укладывания. Малыш должен действительно устать, иначе попытки уложить его не увенчаются успехом. Легче всего вам это удастся, если вы уже ввели строгий распорядок дня. В этом случае вы знаете заранее, когда «внутренние часы» ребенка переключатся на сон. Если нет, то вам придется положиться на свою интуицию и опыт. Уставший малыш начинает зевать, тереть глазки или капризничать без причины. Попробуйте подгадать самый удачный момент, когда его глазки уже закрываются сами собой, чтобы положить его одного в кроватку.

Двухмесячная Маришка, покушав, каждый раз засыпала у мамы на груди. Будить крошку маме не хотелось, поэтому девочка спала днем после каждого кормления. Еще бы — тепло, уютно, сытно… Вечером же, когда Маринина мама пыталась приучить малютку самостоятельно засыпать в своей кроватке, та отчаянно сопротивлялась. Во-первых, она привыкла засыпать только на груди. Во-вторых, вдоволь выспавшись днем, она вечером совсем не была уставшей.

Поэтому Маришкина мама решила начать разделять днем еду и сон малютки. Она стала кормить ее сразу же после того, как она просыпалась. А к тому времени, когда Марина обычно засыпала, мама укладывала ее одну в детскую кроватку и пыталась усыпить ласковыми поглаживаниями и колыбельными. Первое время Маришка, не понимавшая подобной «несправедливости», часто плакала и не могла уснуть. Зато вечером уставшая девочка мгновенно засыпала, не дожидаясь маминой помощи. Вскоре она поняла, что если не страшно заснуть без маминой груди вечером, то можно это сделать и днем. Тем более если криком все равно ничего не добиться…

Костиной маме свекровь подарила красно-розовый ночник. Он не понравился ей, и она убрала его в дальний угол. Когда ночник в комнате сына сломался, мама вспомнила о своем подарке и достала его с верхней полки. «Пусть погорит, пока я не куплю новый, — подумала она. — Лучше страшный красный ночник, чем оставлять малыша в темноте». С большим удивлением Костина мама заметила, что при этом красно-розовом свете мальчик гораздо быстрее засыпал. Может быть, этот свет напоминал ему утробу матери? Как бы то ни было, опальный ночник занял постоянное место в Костиной комнате.

Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!

Продолжение следует…

Светлана Бернард
Из книги «100 простых способов уложить ребенка спать»

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» , которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Поговорим о том, как уложить ребенка быстро. Будь вы мама троих детей или одного, ситуация такова, что, когда укладываешь ребенка по 5-10 минут, по полчаса, а то и по часу – нервы становятся на пределе. Есть ли какой-то секрет, который поможет уложить ребенка быстро.

Когда ребенок готов уснуть

Когда же ребенок готов уснуть? Это зависит от его емкости нервной системы. Когда малыш совсем маленький, едва родился – ему хватает 10-15 минут бодрствования для того, чтобы его нервная система уже истощилась, как батарейка разрядилась, и ему нужно закрыть глаза, подремать немного, для того, чтобы она опять зарядилась. Тогда он будет готов воспринимать новую информацию. Он опять просыпается, смотрит, агукает.

Чем старше становится ребенок, тем больше емкость нервной системы. В 1,5 года малыш спит всего 1 раз днем – ему достаточно этого дневного сна, для того, чтобы затем, оставшееся время прогулять, пробегать, проиграть, пропрыгать.

Следующий момент, который влияет на то, как быстро ребенок засыпает – это процесс возбуждения и торможения на уровне нервной системы. Представьте, процесс возбуждения – это поезд, который набирает постепенно скорость, и в какой-то момент, если мы ребенка не уложили вовремя спать – у этого поезда отказывают тормоза. То есть нервная система перевозбуждается.

И тогда вы можете видеть, что ребенок засыпает долго, с плачем, капризничает, вырывается, не хочет брать грудь, или ему уж не нужно качание – он просто орет. Это вам сигнал, что он перегулял, перевозбудился. На нервной системе тормоза отказали.

Главная задача, если вы хотите, чтоб ребенок заснул быстро, и вы с ним по часу не сидели в спальне – вам нужно уложить ребенка до момента перевозбуждения.

Сигналы сна ребенка

Как понять, что ребенок устал, что его нервная система начинает утомляться, что потихонечку начинают отказывать тормоза. Природа не оставляет нас без помощников, и она сделала такую вещь, как сигналы сна у ребенка. Сигналы, по которым малыш показывает, что на уровне нервной системы уже начинает копиться утомление, и кроха своим поведением намекает «мама, давай готовиться ко сну».

Если вовремя эти сигналы уловить, то процесс засыпания пойдет гораздо быстрее. Какие это сигналы, что можно заметить:

  1. Малыш начинает зевать.
  2. Начинает тереть глаза или теребить свои уши.
  3. Малыш может потерять интерес к игрушкам. Сидел играл увлеченно, а здесь начинает их раскидывать, отбрасывать от себя, начинает немного попискивать.
  4. Может быть эффект, так называемого «застывшего взгляда» или подвисания. Малыш сидит, и как зомби в одну точку уставился. Мама может подумать и сказать, что наконец он занялся делом, задумался, и она может попить чаю. Но – нет, на самом деле, нужно хватать в охапку и бежать укладывать.
  5. Ребенок хочет быть только на ручках. Когда малыш просыпается он может полежать, посмотреть на игрушечки, позвенеть, хорошо реагирует на ваше обращение, пытается с вами взаимодействовать. А в какой-то момент он теряет интерес ко всему и ему нужно к вам на ручки.
  6. Может начать просить грудь, и если сосет, то не отваливается от нее, висит на ней.
  7. Притихает и замедляется. Если до этого бегал, ползал, переворачивался как энерджайзер, то тут вдруг начинает затихать, останавливаться.

Когда вы замечаете такие сигналы – это вам звоночек: «мама, будь настороже», скоро нужно будет укладывать ребенка спать.

Секреты сигналов сна

Естественно, что не все так просто. Чем младше дети, тем проще, а чем старше – могут быть немного сбитые сигналы сна. Что нужно знать об этом?

Сигналы сна – это ваши главные помощники в быстром укладывании ребенка спать.

У каждого малютки свои сигналы. То, что написано выше, это общий список. Вы можете заметить у своего малыша один сигнал сна, или три, подходящие именно ему.

По мере роста сигналы сна меняются, становятся менее заметными. Поэтому вам приходится быть более внимательной к малышу, понимать основы сна, выстраивать режим сна, вести целенаправленную работу по улучшению сна малыша.

Чем старше малыш, тем легче их пропустить. И у маленького крохи тоже легко их пропустить, если вы в этот период не включены в него, если вы занимаетесь чем-то своим (гладите белье, готовите суп), то в этот момент можете пропустить, что ребенок подвисает, сидит смотрит в одну точку, уже не играет. Обычно мы реагируем, когда он начинает бойко звать, кричать и плакать, а если тихо сидит, то кажется, что реагировать не надо.

Как уложить за 5-10 минут

Ориентируясь только на сигналы сна, как можно уложить ребенка за 5-10 минут:

  1. Увидели первые признаки усталости.
  2. Прекращайте все свои дела. Выключайте плиту, если там варился суп, выключайте утюг, если вы гладили белье, то есть вы не можете сказать, что «еще 15 минут, и потом я тебя уложу». Нет, для малышей даже разница в 15 минут может быть критичной.
  3. Берете малыша в охапку, идете, делаете те процедуры, которые вы делаете обычно перед укладыванием (может одеваете его в пижаму, надеваете ему подгузник, зашториваете шторы) – действия, которые предшествуют засыпанию. И укладываете его спать.

Если вы попали в это правильно «окошечко», которое нам указывают сигналы сна, то ребенок засыпает за 10-15 минут.

Если же ребенок засыпает у вас всегда долго, ему требуется для того, чтобы заснуть сильные качания, или постоянное долгое сосание груди, или он плачет всегда при засыпании, а день вообще очень хаотичный, то здесь нужно разбираться, что происходит со сном, и понимать, как этот сон улучшать.

Посмотрите это видео о 10 правилах здорового детского сна, для помощи в решении проблем со сном, чтоб научить детей засыпать, и спать без груди, без ночных укачиваний, без ночных пробуждений:

>Выводы

Медицинский веб портал

  • Купание в проруби: польза или вред?
  • Синусит симптомы у детей 4
  • Современное лечение шизофрении
  • Радиойодтерапия — лечение радиоактивным йодом
  • Признаки и симптомы пониженного давления
  • Эритремия — это что такое?
  • Рациональное питание: правильная организация и принципы
  • Какие антибиотики можно принимать во время грудного вскармливания: выбираем препараты, разрешенные для кормящих матерей
  • Последние просьбы о помощи
  • Симптомы и лечение эндометриоза шейки матки
  • Аналоги Клацида дешевле – список, сравнение эффективности, что лучше
  • Мудрые мысли о здоровье человека
  • К чему увидеть во сне японца
  • Как принимать таблетки фурагин детям или взрослым — состав, дозировка, показания, побочные эффекты и аналоги
  • Фисташки: польза и вред, получаемые от их употребления
  • Удаление опухоли в мочевом пузыре
  • Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания
  • Лекционный материал — Гормональное здоровье мужчин и женщин
  • Особенности применения тыквенного масла
  • Мульти-табс — витамины для детей
  • Удивительные факты о мозге
  • Огурец посевной (Cucumis sativus L
  • Как вылечить кашель у детей — список самых эффективных средств
  • Свечи Кипферон: инструкция по применению для детей и аналогичные средства
  • Киста печени: симптомы, диагностика, классификация, лечение и причины возникновения болезни
  • Мезатон – описание препарата, инструкция по применению, отзывы
  • Зуд кожи (в паховой области, влагалище, заднем проходе) — лечение и причина
  • Тимьян: лечебные полезные свойства и противопоказания
  • Трава ромашка — лечебные свойства и противопоказания
  • Препараты для улучшения мозгового кровообращения у детей и взрослых
  • Причины, лечение и фото белых язвочек у ребенка во рту
  • Перелом основания черепа и возможные последствия
  • Трава кирказон: лечебные свойства и противопоказания
  • Кора дуба: инструкция по применению — рецепты из коры дуба
  • Какие травы помогают при гипотонии
  • Галега лекарственная (Galega officinalis)
  • Неосознаваемые психические явления в психике
  • Мочегонные таблетки триампур
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • В лечении сердца народные средства просто незаменимы