Мотивация или стимулирование?

Понятие мотивации

Каждый поступок совершается по каким-либо причинам, имеет мотивацию. Это означает, что индивид действует сознательно, у него есть намерение достигать цели и находить выход из затруднительных ситуаций. Активные шаги он предпринимает только тогда, когда до конца понимает, что ему нужно. Совершить поступок его побуждает внутреннее стремление. Если поступки мотивированы, человеком управляет потребность.

Стоит отметить, что бывают ситуации, когда людям необходимо делать то, в чем они не нуждаются. Тогда, соответственно, ни результат таких действий, ни сами действия не приносят ожидаемых результатов. В таких случаях применяются разные методы мотивации.

Существует 3 группы методов:

  • Социальные, которые делятся на профессиональные, материальные и моральные.
  • Для обучения (моделирование ситуаций для школьников и студентов).
  • Самомотивация.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в одной из своих многочисленных работ. В современном мире этот феномен остается среди актуальных проблем для таких отраслей, как:

  • педагогика;
  • психология;
  • социология;
  • философия.

Итак, все действия индивида осознанные, поскольку он имеет побуждения к их совершению. То есть, он заинтересован в достижении поставленной цели.

Подробнее о мотавации вы можете прочитать в статье: «Что такое положительная мотивация и как она для вас свернет горы».

В чем разница между мотивацией и стимулированием

На первый взгляд рассматриваемые явления весьма схожи. Но где же находится грань различия? И почему так важно их не путать? Давайте вместе с вами проанализируем все, что мы знаем на данный момент.

Во-первых, и то, и другое является процессом, который влияет на поведение личности.

Во вторых, стимулирование – это более простой способ подтолкнуть человека к действию. Стимул обычно исходит от самого исполнителя.

В третьих, мотивация является системой стимулов, реагируя на которые человек действует.

Стимулирование также отличается тем, что оно работает «здесь и сейчас». А мотивацию, в зависимости от вида, мы можем ощущать длительное время. Она актуальна до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

Мотивы индивидуальны в отличие от стимулов. Но стимулирование можно применить для воздействия на группу людей с общими интересами и положением. Например, это премии и поощрения в трудовом коллективе.

5 критериев различия стимула и мотива

Подводя итоги, хочу отметить 5 основных критериев, по которым я разграничил значения двух понятий, о которых шла речь выше.

Я решил составить таблицу, чтобы вам, читатели, было легче проследить различия.

Критерий Мотивация Стимулирование
Принадлежность Определенная личность Группа людей, объединенная общим признаком
Только позитивная, поскольку в большинстве случаев определяется самим индивидуумом Как позитивное, так и негативное
Направленность Исполнитель заинтересован совершить действие Чаще всего это воздействие из окружающего мира
Цель Удовлетворить желание и/или потребность Метод влияния
Существование Используется, пока не достигнута цель Действует, пока не отменено

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что между мотивацией и стимулированием существует огромная разница. Поэтому не стоит путать эти понятия между собой.

Также рекомендую к прочтению статью: «ТОП 10 методов личностного роста для развития даже самого посредственного человека».

Благодарю за внимание к моей работе! Очень надеюсь, что статья для вас оказалась информативной и полезной.

Подписывайтесь на блог и читайте другие материалы, не менее познавательные. Обязательно поделитесь этой информацией с друзьями и вместе посещайте мой сайт. Здесь вы найдете массу интересных публикаций.

Отличия

Некоторые люди полагают, что мотивация и стимул – это одно и то же. Однако, это далеко от истины и разграничение этих понятий помогает человеку максимально эффективно и быстро добиваться своих целей.

На самом деле, мотивация – это внутренний стержень человека, его мир: убеждения, активность, интересы, жизненные принципы, желания и потребности. На них невозможно повлиять. Они не поддаются внешним манипуляциям.

Человек сам стремится работать и получает от этого моральное удовлетворение. Его не волнуют премии или выплаты, он просто ходит на работу и выполняет определенные требования. У него есть такое желание. Мотивированный человек дисциплинирован, у него всегда есть план действий, он старается достичь высоких результатов просто потому, что по-другому не умеет и не хочет.

Его удовлетворяет собственная должность, зарплата, место работы, коллектив и все остальное.

Стимул – это что-то вроде внешнего раздражителя. Нечто, что подталкивает человека к работе. Благодаря премиям и другим вознаграждениям работодатель может воздействовать на работника, повышать продуктивность его труда.

Стимулы бывают не только материальными – для некоторых очень важно признание в коллективе, похвала начальника или даже членов своей семьи.

По сути, оба эти понятия имеют одну и ту же цель – повысить результативность, вот только «на плечи» мотивации ложатся глобальные задачи, а стимулирование помогает решить эти проблемы, каким-то образом посодействовать ее возникновению и поддержанию себя в тонусе.

К примеру, человек только что устроился на работу и хочет получить должность. Это его мотивация, внутренний порыв. Пока его не взяли, он находится на испытательном сроке, трудовой договор – это стимул работать продуктивно.

В отличие от мотивации, стимулы имеют временное влияние. Рано или поздно о заключении договора забываешь, как и о повышении в зарплате, должности и так далее.

Мотивация имеет долгоиграющий характер, так как основана на внутренних порывах и желаниях самого человека. Конечно, иногда она может пропадать, зачастую это связано со стрессами, но после кратковременного отдыха или полноценного отдыха появляется вновь. Естественно, если сотрудник продолжает быть мотивирован и наслаждается условиями собственного труда.

Научные исследования

Американский психолог Фредерик Герцберг полагал, что на мотивацию сотрудников влияют два типа факторов. Условия труда оказывают давление на неудовлетворенность работой. Человек не будет особенно сильно ценить свою должность, если в его кабинете большие окна и отличный вид, зато плохое освещение или отсутствие кондиционера обязательно скажутся на мотивации персонала. Существуют также мотиваторы, которые, по словам Фредерика Герцберга, отвечают за удовлетворенность – карьерный рост, премия, похвала, зарплата и всеобщее признание.

Другой психолог, Дэвид МакКлелланд, полагал, что мотивы делятся на три группы – потребность в успешности, соучастии и власти. Он говорил о том, что сотрудник работает продуктивнее, если у него есть возможность контролировать ситуацию (реализовывать потребность во власти) и ощущает собственную причастность к успехам фирмы.

Если человек настроен на успех, то он ведет себя более ответственно, проявляет активность и без проблем соглашается выполнять задачи в нерабочее время. Такие люди приносят компании большую пользу.

Виктор Врум выявил взаимосвязь между трудом, результатами, вознаграждением и ценностью наград. Мотивация слабеет, если вложенные усилия не соответствует ожидаемым результатам и ценности полученного вознаграждения.

Как мотивировать себя и окружающих

Если вы хотите поработать над мотивированием себя и стать немного продуктивнее, могу посоветовать вам отличную книгу, мгновенно ставшую бестселлером. В некоторых крупных фирмах даже не берут на работу тех, кто не читал Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Она подсказывает как сформулировать цели, достичь их, становиться лучше с каждым днем.

Еще одна популярная книга о работе над собой «Психология чемпионов» Боба Ротеллы. Это свод правил, помогающий сформировать правильное отношение к работе, научиться вдохновляться ей и работать со стимулами самостоятельно.

Если вы хотите поработать над мотивацией персонала, то лучше почитать «Новый взгляд на мотивацию сотрудников» Сьюзен Фаулер. Более 10 лет она исследовала работу людей по всему миру и ответила на очень много важных вопросов: как лучше мотивировать, откуда берется энергия, как переквалицицировать навязанные требования в личную ответственность.

Вот и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Мотивация и эффективные способы достижения результата за короткий срок. День изо дня мы стремимся к достижению своей мечты. У большинства людей эта мечта вполне имеет материальное обличие. Но чаще всего нам просто не хватает сил для достижения желаемого. И в этом случае мотивация имеет большое значение.

Прочитав статью «Мотивация и эффективные способы достижения результата за короткий срок», вы гарантированно приобретете знания и навыки необходимые для получения желаемого. Но для начала нам нужно изучить само понятие мотивации, чтобы иметь представление с каким явлением мы будем работать.

Существует множество определений мотивации, но в данной статье мы предлагаем придерживаться определения, которое дал С.Ю. Головин:

Мотивация — осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели.

Из данного определения следует, что в жизни любого человека существуют как осознаваемые, так и неосознаваемые факторы, подталкивающие человека к действию. Стоит отметить, что побуждающие факторы могут также подразделяться на внешние и внутренние, положительные и отрицательные.

Существуют и такие виды мотивации, как: мотивация достижения успеха и избегания неудач. Если вам интересно какая мотивация вам свойственна, вы можете пройти следующие тесты:

1. Измерение мотивации достижения

2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

4. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Давайте коротко рассмотрим характерологический тип людей, которые избегают неудач. Им свойственна низкая самооценка, отсутствие желание достигать результата, брать на себя ответственность. Продуктивность таких людей невысокая, поэтому для достижения поставленной цели им в первую очередь необходимо полюбить себя, приобрести уверенность в собственных силах и научиться брать ответственность за жизнь в собственные руки.

Люби, склонные проявлять мотивацию достижения успеха, способны брать на себя ответственность, идти к поставленной цели, преодолевая трудности. Они обладают высокой продуктивностью и уверенностью в собственных силах.

Мы не будем глубоко вникать в теорию мотивации и подробно изучать механизмы воздействия и виды мотивации, так как наиболее важно знание эффективных способов достижения результата.

Эта статья посвящена людям, желающим добиться своей мечты и реализовать поставленные цели. А для тех, кто ищет научное обоснование приведенных ниже способов я рекомендую следующую научную литературу, из которой вы можете подчерпнуть необходимые знания в психологии мотивации:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности 2. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия 3. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг 4. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации 5. Уайтли Ф. Мотивация 6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения

А теперь будем плавно переходить к практике. Однако, для достижения результата в первую очередь важно знать к чему ты стремишься.

И так, задайте себе следующие вопросы: «О я чем мечтаю? Чего я хочу? К чему я стремлюсь?» Не поленитесь и выпишете список ваших желаний на бумаге, это очень важный шаг, который определяет ваши шансы на успех.

Теперь, когда у вас есть список желаний, давайте для начала выберем один пункт и переведем его в цель.

Второй шаг к достижению успеха – это наличие определенной цели. Выберете пункт и вместо слов «я хочу…», подставьте наиболее весомые слова «Я намерен (намерена) иметь…», «Я куплю…», «Я достигну…» Именно с этого момента ваша мечта переходит в раздел ЦЕЛИ.

Теперь, когда вы будете вспоминать о желаемом не думайте о том, что вы хотите, считайте, что вы двигаетесь к своей цели, достигаете желаемого – это будет сильным мотивирующим фактором для вас.

Мечта всегда не осязаема, она летает где-то в облаках, а цель реально существует, нужно только действовать и добиваться своего!

Можно с уверенностью сказать, что вы на правильном пути и до реализации вашей цели осталось совсем немного. Очень серьезный шаг к этому заключается в планировании достижения цели. Отведите время на планирование. Возможно вы считаете, что жизнь хаотична и планировать будущие действия бессмысленно, но не побоюсь вам возразить жизнь не возможна без последовательности и определенного плана.

Стоит только взглянуть на природу, она всегда следует плану. Всё живое когда-либо рождается, живет и умирает. Дерево не может скинуть листья, если они еще не выросли. Если вы все же не придерживаетесь в жизни принципа планирования, то возникает вопрос: «Как вы доезжаете до работы? До места встречи с друзьями?» Без знания пути следования, вы можете приехать не в то место, или не в то время.

Знание определенных шагов в достижении своей цели – является важным условием для эффективного результата. Напишите, как вы представляете свой путь к цели. Попробуйте подробно расписать все ваши действия. Если вам не хватает информации для определения пути, то попробуйте ее восполнить любыми способами (родители, друзья, интернет, книги и т.д.)

Изучайте всё, что связано с вашей целью. Не отбрасывайте сразу те способы достижения, которые кажутся не выполнимыми. Когда вы определили свой путь, спланировали свои действия, очень важно не потерять мотивацию к достижению цели.

Для этого мы рассмотрим основные способы сохранения и развития мотивации для достижения результата за короткий срок:

  1. Ваша цель – главный источник мотивации! Если силы на исходе и желание двигаться к цели иссякает, представьте, что вы добились желаемого. Что вы чувствуете? Какие эмоции вас наполняют? Если цель уже не приносит вам удовольствия, может это не ваша цель? И стоит выбрать другое направление? Зачем идти туда, где ты не будешь испытывать счастье? Но если желание достичь цель переполняет вас, тогда пусть оно станет вашей сильнейшей мотивацией!
  2. Попробуйте вспомнить, какие действия вы уже совершили для достижения цели, и какие чувства испытывали, когда добивались результата на пути следования. Радость преодоления контрольных точек на пути поможет вам двигаться дальше. Если у вас что-то не получается, приложите некоторые усилия, и вы сможете преодолеть любые преграды!
  3. Если вы почувствовали, что вам не хватает стремления, можно прибегнуть к методу отрицательной мотивации. Представьте, что будет если вы никогда не достигнете своей цели. Что вы чувствуете? Как сложиться ваша жизнь, если вы опустите руки и перестанете двигаться к своей мечте? Нравиться вам такая жизнь? А может стоит еще побороться, ведь отказаться и все бросить можно в любое время, а вот пройти весь путь сложно и требует времени. Не опускайте руки и у вас всё получиться!
  4. Не забывайте хвалить себя за успехи и делать себе подарки при достижении результата. Отмечайте положительные изменения, которые произошли с вами, пока вы шли к своей цели. Это послужит вам стимулом к дальнейшим действиям и напомнит, чего вы уже смогли добиться!
  5. Одним из эффективных способов мотивации является упражнение «Если бы мне осталось жить…» С его помощью вы не только приобретете стремление к действию, но и еще раз сможете оценить важность выбранной вами цели. Однако, если вы испытываете тревогу, депрессию, апатию, вам свойственна мнительность или у вас есть серьезные заболевания, то не стоит экспериментировать с данной техникой, так как она оказывает сильное воздействие на человека.

Если вы все-таки решили попробовать, то вам следует найти спокойное место, где вас никто не побеспокоит. Упражнение может занять от 20 до 30 минут.

Представь, что вам осталось жить только 10 лет. Как бы вы тогда организовали свою жизнь? Какие цели ставили бы, что бы делали в первую очередь?

К сожалению, первоначальный диагноз был неточным. Срок жизни сокращен до одного года. Всего год жизни… Это очень мало и много одновременно – 365 дней. Что вы хотите сделать за этот год? Что будете делать в первую очередь? На что потратите свои силы, средства и оставшееся время?

Увы, диагноз оказался еще более суровым. Предполагаемый срок вашей жизни – один месяц. Времени совсем мало, а хочется успеть так много… Что бы вы сделали за этот месяц? Что вы очень хотите сделать за оставшийся месяц?

Вам не повезло. Доктор ошибся: жить осталось три дня – 72 часа – 4320 минут. Потратьте их с умом. У вас есть деньги, вещи и книги, которые уже не понадобятся в этой жизни. Уйдите свободными и легкими, осуществив свои заветные желания. Но сначала нужно составить список:

И наконец, окончательный приговор, который обжалованию не подлежит. Впереди – лишь 7 часов жизни. Вы можешь быть смелым и щедрым. Итак, ваше главное желание:

Теперь подойдите к открытому окну, вдохните воздух полной грудью и выдохните из себя груз страха, растерянности и ответственности. Ваша жизнь будет долгой и счастливой.

Самое главное заключается в том, чтобы научиться ставить цели и достигать их. Бывают такие желания, которые мы боимся реализовывать, посмотрите в глубь себя. Чего вы хотите от жизни? Когда вы сможете честно ответить на этот вопрос и найти свою цель в жизни, вам не нужна будет мотивация, она станет верной спутницей вашей жизни!

И так, в статье «Мотивация и эффективные способы достижения результата за короткий срок» мы с вами рассмотрели понятие «мотивация», научились ставить цель и планировать ее достижение, изучили эффективные способы достижения желаемого. Я надеюсь, что вам понравилась статья. Я потратила свое время, чтобы рассказать вам о своих способах развития мотивации, надеюсь, что статья была вам полезна, и вы не поленитесь оставить отзыв или поделиться ее в соц. сетях.)) Большое вам спасибо!

P.S. Хочу поделиться с вами видео, которое завораживает и заставляет двигаться к своей цели. Рекомендую всем посмотреть!

Функция стимулирования в менеджменте

Стимулирование в менеджменте представляет собой процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Однако такое обозначение будет не полным, если нами не будет достигнута ясность относительно того, что такое мотивирование.Оно представляет собой процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотив, в свою очередь, — это то, что вызывает определенные действия человека. Стимулирование — одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. Стимул же – это некий рычаг воздействия, вызывающий действие определенных мотивов. (2) Функция стимулирования используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного ими труда. Она предполагает создание таких условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было установлено изначально. Стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего потребность, трудиться более производительно. (3) Т.е. появления у работника мотивов к более эффективному труду и реализации этих мотивов (мотивов) в процессе труда. Хотя стимулы и побуждают человека трудиться, но их одних еще недостаточно для производительного труда. (4) Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу — нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

Система стимулирования словно «вырастает» из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, а дополняет. Т.к. стимулирование труда эффективно только в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня эффективности труда, за который следует гарантированное вознаграждение.

(5) Цель стимулирования — не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

(6) Стимулы можно разделить на моральные и материально-социальные. К первым относят чувство самоуважения, удовлетворение от достижения результатов, ощущение содержательности и значимости своего труда, «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы. Материально-социальным вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Однако это разделение остается условным, так как положительное воздействие на трудовую деятельность человека эти 2 вида стимулов способны оказывать только вкупе друг с другом.

(7) Система стимулирования труда:

1). Материальное денежное стимулирование.

Деньги – это простой, а также наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников.

2). Материально-социальные стимулы. :

— создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.

— возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу.

— стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки.

— улучшение отношений в коллективе.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п.

-продвижение по службе.

Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки.

3). Морально-психологические стимулы.

Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека. Например, на работника можно воздействовать воспитанием, т.к. большое значение для возникновения мотивации имеют ценностные ориентации работника. Социальные ценности, приобретенные человеком осознанно или не осознанно, и ставшие для него значимыми, превращаются в побудительные силы (мотивы), под действием которых совершаются определенные поступки. В процессе воспитания формируется и изменяется базовая система ценностей. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта управления мотивы человека и, наоборот, ослабить те, которые мешают эффективному управлению персоналом. Этот тип воздействия требует гораздо больше усилий, знаний и способностей для его осуществления. Но его результат в целом существенно превосходит результаты внешнего стимулирования.

Денежное вознаграждение в виде стимула, мы предполагаем, предпочитают те люди, у которых не удовлетворены их низшие потребности (нездоровая пища, плохое жилье, неуверенность в завтрашнем дне и пр.). Если же эти потребности удовлетворены, то на смену заработной плате, приходят более мощные стимулы — внутренние, под воздействием которых человек работает настолько успешнее, что прибыли полученные от его деятельности с лихвой окупают средства, потраченные компанией на удовлетворение низших потребностей персонала.

Таким образом, работодателям выгодно удовлетворить или создать все условия для удовлетворения низших потребностей (высокая заработная плата, предоставление страховки, забота о здоровье), чтобы получить в свои руки самые сильные стимулы — внутренние.

Подводя итог, можно сказать, что стимулирование – несомненно, важная составляющая управления. А потому каждый грамотный менеджер должен понимать, каким образом можно побудить человека действовать в русле, определенном целью управления.

| следующая лекция ==>
В психологии выделяется пять основных функций | Бородкин Виктор Петрович. Экономическая неэффективность фирм в транзитивной экономике : Дис. … канд. экон. наук : 08.00.01 : Челябинск, 2004 160 c. РГБ ОД, 61:04-8/4292

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1934 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте: