Печоры Псковская область

Свыше 500 лет занимает свое место в истории Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

(Источник: православная-карелия.рф)

Как то раз, на горном склоне при вырубке деревьев, несколько из них покатились вслед за одним упавшим, и появился вход в пещеру, ранее спрятанный под корнями дерева. Над входом виднелась надпись: «Богом зданныя пещеры».

Богозданные пещеры внутри

(Источник: рskov-palomnik.ru)

Датой учреждения Псково-Печерского монастыря в обществе признано считать 1473 г, то время, когда было произведено освящение Успенской Церкви, выкопанной преподобным Ионой (прямым основателем обители), у ручья Каменнца в песчаном холме.

По желанию сердца о ревностном служении Богу был приведен Иоанн вкупе со своей семьей близь святому месту. Тяжелая болезнь поразила его супругу Марию, когда строительство пещерного храма не было еще завершено. Чувствуя, что конец близок, Мария постриглась в монахини с именем Васса и тем самым стала первой постриженицей сей обители.

После кончины супруги Иоанн сам стал иноком, взяв имя Иона. Преподобные Васса и Иона зачислены к лику Псково-Печерских святых.

Собор Псково-Печерских святых. Прп. Иона, прп. Васса, прп. Марк, прп.муч. Корнилий, прп. Лазарь, прп. Дорофей (Источник: www.pravoslavie.ru)

Не раз чужеземные завоеватели пытались уничтожить обитель. Причиной такой ненависти послужило то, что монастырь являлся опорой Православия и влияния русских на живущих вблизи местных жителей, балтийских племен. Лишь спустя полвека обитель снова расцвела и поднялась. В 1521 году произошло обретение монастырем чудотворной иконы Успения Богоматери «В житии» (с житийными клеймами).

С именем игумена преподобномученника Корнилия связано истинное процветание обители.

Преподобномученник Корнилий Псково-Печерский

Известность монастыря увеличивалась с каждым годом. Известия о чудных исцелениях, которые были получены особенным заступлением Царицы Небесной, притягивали большое число паломников.

Обитель постепенно обращалась в миссионерский просветительский центр, в место умиротворения душ христиан, а также сильную крепость северо-западной Руси, которая в дальнейшем получила масштаб общегосударственной.

В годы Великой отечественной войны здесь был источник неугасаемой православной веры, надежды, твердый стержень для соотечественников, помогающий выстоять.

Монастырь славился деяниями своих насельников, их духовными подвигами. Приходившие за помощью, советом, духовным утешением, всегда находили искомое в разговорах с великими подвижниками.

В окрестностях Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря есть несколько святых источников, которые прославились своими чудесными исцелениями.

Одна из святынь монастыря связана с именем игумена преподобномученника Корнилия. Это кладезь Корнилия Псково-Печерского. О существовании родника известно со времен основания обители преподобными Ионой, его супругой Вассой, Марком и Лазарем Прозорливым. Его использовали первые отшельники, которые обитали в пещерах. То есть источник существовал до появления святого Корнилия в монастыре. Тем не менее, имя преподобного Корнилия утвердилось за родником. Святой игумен Корнилий возглавлял обитель сорок лет в XVI веке. Принято считать, что свои целебные свойства и благодатную силу источник получил благодаря усердным молитвам праведного Корнилия Печерского.

Кладезь Корнилия Псково-Печерского

(Источник: sobory.ru)

Расположен кладезь под деревянным навесом, левее входа в Успенский собор. Его воды питаются тремя целебными ручьями. Набрать воды можно при помощи специального приспособления, механического насоса.

Если оказаться за стенами обители, то можно попасть на источник святой Вассы Печерской. Так же имеется святой источник в деревне Малы, рядом с храмом в честь Рождества Христова.

В самом городе Печоры существует колодец Иоанна Крестителя, Предтечи Господня. Этот колодец очень почитаем и славится целебной, чудодейственной святой водой.

Рядом с Псково-Печерским монастырем, в старинном городе Изборске знамениты известные изборские водопады, вода которых считается святой.

Наиболее популярными в наши дни для паломников считаются Соловенские ключи. Другое название ключи Двенадцати Апостолов (по количеству источников), прежде их было 12, сейчас некоторые уже иссякли. Об этих источниках есть много легенд и сказаний. Приезжая сюда, люди умываются, пьют и набирают с собой святую воду.

Соловенские ключи

Вблизи от церкви Рождества Богородицы бьет Богородицкий родничок, вода которого считается святой и исцеляющей, особенно от глазных болезней. Изначально родник бил из-под алтаря незапамятной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, упоминающейся в песцовых книгах Пскова 1585 – 1587 годов. В этой церкви в течение долгого времени хранились два колокола с датами, выбитыми на них – «1575 год». Эти колокола были специально отлиты по повелению Ивана Грозного для существовавшего здесь раннее девичьего Рождественского монастыря.

Часовня Серапиона Изборского на Богородицком родничке около церкви Рождества Пресвятой Богородиы

(Источник: temples.ru Фото: Михеева Екатерина Алексеевна)

Еще один родник, помогающий при глазных немощах, расположен в 2-х км от Изборска. Называется он Кипун-родник. Такое причудливое название источник получил благодаря своей особенности изливаться на поверхность. Вода вместе с песком бурлит, напоминая кипение.

Кипун-родник (другое название Шурнов ключок)

Известен так же Никольский родник, спасший в свое время защитников крепости от жажды. Назван родник в честь Никольского собора, который стоит на территории Изборской крепости. Под ее стеной был вырыт тайный подземный ход, ведущий к источнику. Так защитники могли незаметно добраться до воды.

Никольский родник

(Источник: temples.ru Фото: Михеева Екатерина Алексеевна)

Подалтарный (Онуфриевский) родник вытекает из-под алтаря Рождественской церкви. Знаменит исцелением основателя монастыря Онуфрия от укуса змеи. Его вода считается помощницей при женских болезнях.

Мальский Подалтарный (Онуфриевский) родник

(Источник: ria.ru)

На правом берегу озера Городищенского течет малоизвестный ныне Святой родничек (Ивовая лоза). О нем хорошо помнят сторожилы, хотя в наше время его мало кто знает.

Духовное спокойствие и безмятежность царят в окрестностях Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. На холмистой равнине виднеются впадины голубых озер, неторопливо текущие реки, источники, родники, ключи. При виде бьющего ключа порой у каждого возникает непреодолимое желание испить кристально чистой воды, умыться, посмотреть в глубину прозрачной струи, почувствовать на себе благодатный дар Господа нашего, святую воду. И быть может, по милости Божией, если есть нужда в исцелении и крепкая вера, получить желаемое.

У приехавших сюда появляется уникальная возможность испытать это на себе, пройти через все великолепие и святость здешних мест.

Обычно провинция не представляет собой живого интереса, чего не скажешь о Печорах, городе, который может похвастаться не только самым известным русским монастырём.

История Печор

В древних летописях под датой 1392 года описано открытие неким Иваном Дементьевым необычных пещер на западной границе Псковской области. Над входом одной из них обнаружилась надпись: «Богом зданныя пещеры». Никто тогда не знал о том, что здесь долгое время жил инок Киево-Печерской лавры, поэтому событию придалось божественное значение и к загадочному месту зачастили ходить на поклон с самыми заветными молитвами.

Тем временем, дело шло к концу XII столетия, повсюду бушевали распри и войны, в том числе и за веру. Перебегали из одного города в другой люди, из одной святой обители в другую – монахи. Православный священник Иона бежал из Дерпта (Тарту) в сторону вышеупомянутых пещер, служившим хорошим укрытием для человека сильного духом. Его церковь, основанную в Дерпте, немцы-католики разгромили в 1472 году. В этом же году бежавший Иона закладывает первые камни будущей обители на псковской земле, а через год освящает пещерную Успенскую церковь. Вокруг со временем появляются постройки, заселяются постоянные жильцы – так рождается посад, который носит название Печоры, от известных нам пещер.

Пограничное положение поселения вынуждало жителей Печор постоянно отстаивать свои земли. В связи с этим, нашумевший своими делами и ставший исторической личностью игумен Корнилий, настоятель Печерского монастыря с середины XVI столетия, возводит вокруг святой обители крепостную стену. Так у посада появляется надежный защитник.

Время правления великой русской императрицы Екатерины II подарило Печорам статус уезда. Но просуществовал он недолго, превратившись в заштатный город. Тем не менее, этот факт не лишил Печор связи с другими населёнными пунктами: с 1889 был запущен поезд по Псково-Рижской железной дороге. Она проходила всего в нескольких километрах от Печор, и дойти до платформы пешком не составляло великого труда. Станция существует до сих пор – Печоры-Псковские, по основному направлению Москва-Рига.

На начало XX века Печоры могут похвастаться одиннадцатью улицами и пятью площадями. Но вот дома здесь почти все деревянные, из них только семь построены из камня и шесть – на каменных фасадах. Тридцать один керосиновый фонарь освещал городские улицы, а водопроводом служили многочисленные колодцы и река Пачковка. Промышленность разнообразием не блистала: на весь городок один кожевенный завод. Зато огромное количество народных умельцев.

После Первой мировой войны, Печоры, отбитые эстонскими войсками у Красной Армии, перешли во владение Эстонской Республики, в связи с чем переименовались в Петсеримаа (Петсери). Это был самый насыщенный период в истории города, о нем более подробно можно узнать на выставочной экспозиции краеведческого музея. Она называется «Печоры – Петсери и его обитатели».

Достопримечательности Печор

Если не спешить и внимательнее присматриваться к домам печорских улиц, то можно обнаружить среди них строения как XVI века, так и XIX – XX веков.

На одной из улиц внимание привлекает каменный двухэтажный дом с угловой шатровой башней. Какое-то время здесь жил и творил В.В. Муйжель, малоизвестный современному читателю публицист, автор и художник.

А вот Городская реальная гимназия Печор. Здесь было два отделения – эстонское и русское. Но после реформ 1937 года осталось только эстонское. Но, как это обычно бывает в такие моменты истории, и его скоро закрыли.

По дороге вам встретятся дом пастора, особняк Т.Г.Русакова, водонапорная башня.

Но особое внимание привлекает лютеранская кирха Святого Петра. Это первая церковь лютеранской веры на южной границе Эстонии, освящённая в 1926 году. Название её тогда было подлиннее сегодняшнего – Печорская Евангелическая лютеранская церковь Святого Петра. Строили её по инициативе граждан. Орган покупали тоже всем миром, в 1928 году, у эстонской фирмы Kriisa. Его называют «романтическим», так как он создан по всем канонам романтизма: имеет мягкий и глубокий звук и возможность исполнения множества разнообразных мелодий. А еще орган лютеранской кирхи – один из десяти сохранившихся в России исторических органов. С апреля по октябрь всех желающих приглашают на концерты органной музыки. Цена билетов невысока и все средства идут на пожертвования – несмотря на работоспособность, инструмент требует реставрации.

Печорские угодья всегда были интересны художникам, писателям, историкам, и даже учёным, не говоря уже о знаменитых людях России и зарубежья. Художник Николай Рерих черпал в Печорах вдохновение для своих полотен. Некоторые из них можно увидеть в музейных залах Печор и Пскова. Побывали в этих краях и коллеги Рериха — живописцы К. Брюллов и В. Маковский. Биография края не осталась незамеченной для историка Н. Костомаров, исследователя древнерусского искусства И. Грабаря. А поэт И. Северянин воспел Печоры в своих стихах.

Более подробно о судьбе города вам расскажут в печорском краеведческом музее. Это одно из самых любопытных и посещаемых мест города. Здесь расположено несколько экспозиций, позволяющих узнать о Печорах с момента зарождения монастыря и города до Великой Отечественной войны.


По легенде, изборские охотники, отец с сыном Селиши, гнавшие зверя в дальнем лесу, оказались на берегу небольшой речки Каменец, где из-под земли услышали тихое молитвенное пение. Решив, что это поют ангелы, они разнесли эту весть по округе.


«Поющие земли» достались крестьянину Ивану Дементьеву. Однажды он пошел рубить деревья, и одно из них, упав, открыло Пещеры. Считается, что в Пещерах поселились монахи, спасавшиеся в этих землях от набега крымских татар.

Сегодня Пещеры — большой некрополь. Веками оставаясь нетленными здесь обрели покой свыше десяти тысяч человек.

Считается, что открытие Богом зданных пещер произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал в песчаном холме возле ручья Каменца преподобный Иона. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником Георгиевского храма в Юрьево-Ливонске.

Спасаясь от гонений со стороны немцев-латинян Иоанн с женой Марией и детьми покинул Юрьево-Ливонск и пришел во Псков. Здесь, услышав о недавно открытой пещере, он устроил свое жилище рядом с ней, чтобы служить Богу.

Первое чудо

Гроб матушки Вассы

Псково-Печерский монастырь еще не был достроен, когда жена Иоанна Мария смертельно заболела. Она стала первой постриженицей, приняв с постригом имя Васса. После ее смерти и погребения, гроб с телом необыкновенным образом очутился на поверхности. Чудо повторилось и при повторном захоронении. Иоанн принял это как знак свыше.

С тех самых пор действует чудесная благодать в пещерах Псково-Печерского монастыря. На протяжении столетий гробы не закапывают в землю, а ставят друг на друга, и тела погребенных остаются нетленными. Среди людей, захороненных в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского.

По смерти супруги Иоанн принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса Иона причислен к лику преподобных Псково-Печерских.

К Ионе стали приходить подвижники. Один из них, иеромонах Мисаил, возвел на горе храм и келии. Но через несколько лет монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение врагов.

После нападения лифляндцев Печоры находились в бедственном положении: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русский военный опорный пункт.

Расцвет обители

Только через полвека, при игумене Дорофее, обитель вновь поднялась и расцвела: в 20-е годы 16 века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Были возведены и другие храмы и строения.

Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

Преподобный Корнилий

К концу 20-х годов 16 века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранят в Печорах древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена прп. Корнилия. В продолжение 40-летнего правления он возвысил обитель во всех отношениях. Так, в Псково-Печерском монастыре работали мастерские, велась Третья Псковская летопись, были накоплены богатые собрания книг и икон.

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников и вызвал гнев государя Иоанна Грозного.

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес в монастырь…

Печорская крепость

В начале 16 века Печоры стали важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В 1565 году монастырь был обнесен стенами с 9 сторожевыми башнями и стал называться Печорской крепостью. Но приграничное положение обители оставалось опасным.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия короля Стефана Батория двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

5 ноября вражеские войска обстреляли Печоры из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд.

Теперь только одна военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех. Одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

Чудотворная икона «Умиление»

Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале 17 века Печоры пережили множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печоры получили значение общегосударственной крепости: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

А уже в 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир 1721 года отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии монастыря.

Печоры становятся городом

Герб города Печоры

Именным указом Екатерины II от 1782 года Печоры получили статус города, который стал центром образованного этим же указом Печорского уезда. В тот же год был утвержден герб города.

Печорский уезд просуществовал недолго. Согласно штатам губерний, утвержденных Павлом I в 1796 года, Псковская губерния разделялась на шесть уездов. На момент издания штатов в состав губернии входили девять уездов и, следовательно, три подлежали упразднению. Одним из ликвидированных уездов стал Печорский.

А в 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного.

7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.