Мотивации для жизни

Проблема «Безотцовщины»


Проблема безотцовщины или слишком формального присутствия отца в жизни подрастающего поколения создает систематическую и обширную ошибку в сознании человека и становлении его как личности. Демотивация усиливается под материнским влиянием, часто используется рукоприкладство и моральное угнетение. Происходит «сминание» личностных установок и на это пустующее место устанавливается новый компонент, который со временем заменяет ребенку его личностную составляющую. И часто это делается абсолютно осознанно. На подсознание ребенка вкладываются такие эмоции, как стыд, страх, жалость и вина. Эти эмоции и разрушают, стирают и уничтожают личностную составляющую человека, о мотивации и постановке целей тут говорить и не приходится. У мальчиков в основном происходит «снос» такой установки, как мужественность.

В результате такого деструктивного процесса происходят следующие явления:

  • Мужчина ощущает себя неполноценным, непохожим на других;
  • Снижается уровень мужских гормонов под влиянием психологической составляющей;
  • Психологическая подавленность личности, разрушение многих психологических установок, свойственных мужчинам, подавление инстинктов.

Последствиями данных процессов являются серьезные нарушения психологического и физического состояния человека, наступает фрустрация, постоянные и затяжные депрессии, что не может не влиять на отсутствие мотивации в жизни человека и убежденности в бесполезности собственной жизни.

Раскрыть и решить эту глубинную подсознательную детскую проблему, восстановить желание жить и мотивационный компонент личности можно и нужно, путем переработки негативных эмоций, которые когда-то поспособствовали стиранию личностной составляющей.

Путь решения данной ситуации и целого списка проблем, которые ей предшествовали, лежит через постоянные психологические тренировки и систематическую работу с человеком. Необходимо разорвать связь приобретения смысла жизни с детской психологической травмой, разобрать по составным компонентам каждую негативную эмоцию.

Маневры для розыска мотивации

Для начала – обнадежим. Проблемы с отсутствием или недостатком мотивации – трудности не только закисших и праздных лежебок, у которых лень вперед них родилась. Вопрос, как найти мотивацию, нередко тревожит вполне работящих, дисциплинированных и ответственных трудолюбов.
Раскапывать корень зла и суметь обнажить истинного виновника дефицита стимулов – полезное, но очень трудоемкое и долговременное занятия. Причем, чтобы найти из-за чего весь сыр-бор разгорелся, часто требуется вовсе недешевая помощь грамотного сердцеведа и опытного мозгоправа в облике психолога.
Что делать, когда кушать в жизни хочется всегда, а силы, желание и стремления ломать хребтину вовсе отсутствуют? Оказывается, есть простые фокусы и несложные приемы, как повысить мотивацию, которые действуют очень быстро и позволяют увидеть перспективу на горизонте даже у очень скептических критиков. Рассмотрим трюки подробнее.

Маневр 1

Перед тем как повысить мотивацию, мы должны четко определить, для чего нам, собственно, эти стимулы и приливы жизненных сил необходимы. Осознать и понять, для чего вообще мы свершаем какие-то телодвижения в жизни и в каком направлении мы шагаем. То есть, попросту – установить цели.
Предметы сладчайших грез у каждого индивидуума свои: от крошечных намерений до глобальных проектов. Однако мы должны точно определить нашу миссию в жизни, обозначить конечную цель наших действий и утвердить поэтапные ориентиры.
Идеальный вариант – повесить составленный «календарный план» на видном месте, например: возле рабочего стола, где волей-неволей будешь устремлять взгляд на поставленные цели.
Существует вполне очевидная перспектива: ежедневное назойливое мелькание своих намерений просто-напросто вызовет потребность побыстрее зачеркнуть все пункты жирным маркером.

Маневр 2

Хороший способ, как развить мотивацию для утомленных, загнанных от непосильной ноши лошадей – восполнить дефицит энергии перерывом на заслуженный отдых в дневное время.
Проверено на практике, что полное переключение на иной вид деятельности, мышечная релаксация, медитация во время обеденного перерыва устранит психоэмоциональное напряжение и ликвидирует усталость у отважных тружеников.
Такой тридцатиминутный перерыв, проведенный вне кабинета и отведенный на выполнение приятной деятельности, поднимет настроение, повысит жизненный тонус, подарит энергию и окрылит на свершение новых подвигов.

Только такой «рабочий антракт» нужно проводить с умом: неспешно прогуляться по заснеженной аллее, покормить лебедей в городском пруду, помедитировать в уютной обстановке без взоров посторонних.

Маневр 3

Примитивный фокус для поднятия мотивации в жизни, однако,отлично действующий. Расположить в обозримом пространстве образы, которые вдохновляют и стимулируют.
Для кого-то это будет портрет авторитетного политика, известного спортсмена или рейтингового бизнесмена. Для другого таким «вдохновителем» станет фотография улыбающегося потомка на руках у счастливой красотки, гордо носящей звание жены. Для третьего «мотиватором» является картинка белоснежной яхты, причалившей к роскошной вилле на океанском берегу.
Достаточно на несколько минут задержать внимание на таких «стимуляторах», так сразу побудитель дает толчок к свершениям, быстро прилепляя крылья даже к сгорбленной спине.

Маневр 4

Не совсем стандартный трюк, но при редком применении показывает феноменальные результаты: использовать для воспитания своей мотивации «кнут и пряник». В качестве «кнута» позволяется иногда сделать себе взбучку: разозлиться, отругать и покричать, но не злыми и обидными словами и, конечно, без посторонних.
После такого непродолжительного намыливания головы, следует восстановить свою репутацию перед собой, продемонстрировав ароматный «пряник» в виде припоминания своих достижений, побед, выигрышей и прочих приятных моментов. Причем потребление «лакомства» должно быть значительно продолжительней по времени, чем период снимания стружки.
В итоге мотивы сразу появятся, ведь такая славная, способная и целеустремленная личность, какой мы являемся, не может стоять на месте, сачковать и груши околачивать.

Маневр 5

У каждой особы существуют свои условные знаки, которые нацеливают его на активную деятельность или ориентируют на полное расслабление. Например: азарт сотворить шедевры у автора этой статьи возникает, когда в ее рабочем пространстве не мелькают тени взволнованных клиентов, обеспокоенных пациентов и утомленных коллег, то есть в тишине и наедине.
Плюс кусочек горького шоколада и стакан свежеотжатого апельсинового сока: вдохновение и стимул прилетают без особого приглашения, превращая в неутомимого робота по выдаче советов.

Маневр 6

Для многих найти мотивацию в жизни помогает установление четких сроков для выполнения того или иного действия, конечно: в разумных пределах. Понимание, что это занятие необходимо осуществить за сколько-то минут, а затем следует вовремя перейти к другому делу позволяет сконцентрировать внимание на решение конкретной задачи и не отвлекаться на ерунду, которая уничтожает сами стимулы.
Поэтому определяем сроки на выполнение определенной работы, формируем цель – уложиться в оговоренное время, запускаем таймер и свершаем задуманное деяние.
Однако, такая гонка на время должна не вызывать внутреннего раздражения и недовольства, ощущения спешки и суетливости, иначе, кроме эмоционального срыва, других результатов не будет.

Маневр 7

Некоторых особ подтолкнуть к энергичным действиям в заданном направлении жизни может близкое окружение в лице оптимистичных, решительных, уверенных в себе персон.

Общение с «вечными живчиками» и людьми, занимающими престижное место в социальной иерархии, усиливают мотивацию. Беседа с неунывающими и позитивными натурами – неиссякаемый источник поддержки, которые поделятся опытом, как преодолеть ту или иную преграду, проконсультируют, как не допустить промахов, и вдохнут в чахнущего нытика глоток свежего воздуха.

Маневры в завершение

  • Чередуем умственную нагрузку с физической активностью.
  • Не берем приступом гору из трудных задач, а решаем все проблемы постепенно.
  • Находим вдохновение в творчестве.
  • Черпаем силы на лоне природы.
  • Восстанавливаем энергию полноценным ночным отдыхом.
  • Питаемся полезными продуктами и пьем достаточно жидкости.
  • Не забываем улыбаться своему отражению и хвалить себя за достигнутые результаты.
  • Визуализируем собственные цели.
  • Строим для себя «пьедестал почета», фиксируя позитивные деяния.
  • Знакомимся с историями успеха из жизни других людей.

Главное правило. Не увлекаемся чужими «костылями», а находим собственный внутренний стержень и идеи для мотивации.
*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна

Просьбы о помощи

Напишите свою историю
На протяжении многих лет я борюсь с дипрессией и не желанием жить,всю школу я была изгоем, но вставала на ноги снова и снова…а теперь я устала. С учебой поблемы, я в прошлм году уже бросала учебу, не ходила на занятия, пила с собутыльниками, потом подсела на наркотики, много разных перепробовала…потом я снова встала на ноги, опять поступила в колледж. Но теперь меня опять отчислят, я снова не нахожу себе сил продолжать жить дальше. Наркотики я больше не принимаю, потому что знаю, что даже они не помогут. У меня нет ни друзей ни кого, а ведь мне ведь мне так хочется внимания, быть кому то нужной. А ведь я красивая, знакомые иногда спрашивали, не участвовала ли я когда -нибудь на конкурсах красты. Мной иногда заинтересовываются, но это лишь на время. Наверно просто я неинтересный скучный глупый человек. Сюда я уже писала пару раз, не помогло. У меня нет совсем ни какой мотивации жить дальше. Я не хочу чувствовать боль одиночества всю жизнь. Я пыталась заставлять себя жить, вставать на ноги, но зачем? Чтобы прожить всю жизнь вот так вот? Я просто уже душевно устала, я устала верить, что это когда -нибудь закончится. Кстати, у меня завтра день рождения, восемнадцатилетие. Но я не буду его праздновать, как и все эти годы.
Поддержите сайт:

Ульяна , возраст: 17 / 28.03.2013

Отклики:
Дорогая девочка,
когда мне было 18 лет,я училась на 1 курсе института,ухаживала за больным дедушкой,полностью убирала дом,бегала по пустым магазинам советского периода в надежде что-то купить.И была при этом счастлива.Потому что не было времени на ерунду.
От чего устала ты? От безделья-это самая ужасная усталость.От неё действительно трудно отдохнуть-ты уже ничего не делаешь.
Тобой интересовались? А чем интересовалась ты?
Ты знаешь много слов:мотивация,депрессия.А слова учеба и обязанность тебе знакомы?Вот и начинай жить,исповедуя эти качества.Будет трудно,но в результате и мотивация найдется,и депрессия уйдет.А если совсем честно-это не депрессия.Ты просто распустила себя и скатилась вниз.Было не трудно-раз,и ты на дне.Теперь оглянись,очнись и начни путь в лругию сторону:наверх.

Теперь о красоте:она очень быстро помашет тебе ручкой ,если ты не будешь верить в себя и делать себя сама.Поверь мне-здоровье и молодость могут всё,если их хозяйка-не лентяйка.
С 18 летием тебя,будь серьезной,ты уже не ребенок.Самый лучший подарок-это жизнь.Пойми это и подними глаза вверх.Там есть и солнце,и радуга.Они для всех.

Анна В , возраст: 38 / 28.03.2013

Поздравляю с Днем рожденья! Желаю тебе счастья, здоровья, любви! Не горюй все только начинается! Вставай и иди дальше- и обязательно у тебя все получится!Главное не сдаваться!

Ксения , возраст: 29 / 28.03.2013

Здравствуй Ульяна. Мне очень знакомы такие
слова, как безразличие, одиночество,
несостоятельность, страх, ненужность,
равнодушие. Такие вопросы: как? что не так?
почему? за что? и так далее. Два раза лежал в
больнице с приступами психоза. Сейчас
периодически накатывает очень черная волна.
Но… Завел блокнот. Первая запись. Живи
реальной жизнью.(иллюзии, стереотипы, уныние
вон). Вторая запись. Фигура и здоровье (встал и сделал)).
Далее. Работа. Кем хочу, кем могу и что нужно
сделать (навык, курсы… или банально встал и
сделал) Сделай первый шаг! купи блокнот и
ручку. Поставь цели
(покупки,отдых,культура,друзья)и только вперед.
На День рождения сделай в блокноте запись и
найди 1 причину, что это невозможно. Мне 33
(возраст Ильи Муромца когда он начал свою
полноценную трудовую деятельность. Не повторяй
моих оШИБОК. Радости и успеха в начале другого
представления о жизни. Да… Общайся с теми, с
кем тебе легко, а с остальными поддерживай
деловые отношения:)(т.е не обижаться и не
принимать близко к сердцу.)
С уважением Борис.

Сержант Todd , возраст: 33 / 28.03.2013

Ульяна! В любой момент жизни можно начать все сначала. Бросить наркотики, собутыльников, ходить на занятия, читать хорошие книги. Если нет сил заставить себя, значит, надо обращаться к Богу. Можно мысленно, но лучше пойти в Церковь, исповедоваться, если Вы крещеная, то причаститься. Бог поможет Вам побороть эту безысходность. Я пришла к Богу в 40 лет и очень жалею, что не раньше. Потому что не было бы совершено много ошибок. Моя дочь за то время, что ходит со мной в храм, очень изменилась в лучшую сторону. Раньше тоже часто жаловалась, унывала. Понимаете, вера в Бога формирует внутри человека стержень, который дает силы устоять от соблазнов, человек обретает мир в душе и начинает радоваться жизни. Ведь Вы молоды, Вам еще предстоит иметь свою семью, детей. Не распыляйте свою жизнь, она у Вас одна. Бог Вам в помощь!

Yuliya , возраст: 47 / 28.03.2013

А почему вас отчислят?

Марина , возраст: 35 / 28.03.2013

привет. одиночество это проблема и проблема социальная. ты учишься в колледже, но видно предметы его тебе не интересны, попробуй учиться там где тебе будет интересно, вот что тебя волнует?, наверняка найдется такое и пусть все будут смеяться над твоим выбором даже, пофигу, а если будет неподдельный интерес, то уже будет зачем жить. но учеба это не главное, речь о том, что тебе надо понять, что реально тебе интересно и все. конечно мы люди социальные существа и нам порой хочется общения и тяжело когда нет подходящих «как нам кажется» близких людей, но это все от извращенных понятий в нашем обществе. стань сама для кого-то подходящей, нужной, попытайся со всей душой отнестись к интересам другого человека, с уважением, например к своим родителям или другим членам семьи(особено если есть пожилые родственники поверь для них это как манна небесная), сделай их досуг интересным… рано или поздно это окупится, но не надо ждать быстрых результатов, изменения как в них так и в тебе это долгий процесс. побольше наблюдай за людьми изучай их и ты поймешь многое и в себе и в них…

нарина , возраст: 111 / 28.03.2013

Ты думала что если будешь пить и принимать наркотики то
сразу найдутся друзья?Это большая ошибка.
Просто начни новую жизнь — нормально учись,больше читай
хороших книг,займись спортом и т.д.В общем развивайся.Я
понимаю что легко говорить со стороны но это правда
прмогает.

Из Пламя и Света , возраст: 23 / 28.03.2013

Ульяночка! Подумай о своих родителях, ну не может быть, что никто
тебя не любит, ты просто этого не замечаешь!)) У меня тоже были
моменты в жизни, когда мне казалось, что я никто и ничто, но я
переступила через себя, полюбила себя и жизнь (Даже появился дикий
страх смерти)… Часто в жизни нас преследуют люди с
предрассудками, которые не хотят знакомиться, а сразу нападают, но
важно понять, что это гнилые, падшие люди, которые в своей жизни
сами потеряли смысл и поэтому утешают себя угнетая других. Не стоит
обращать на это внимание, ведь в мире столько прекрасных людей!
Тем более, если ты красивая, реализуй себя, займись собой и всё
остальное уйдёт на самый задний план! Тем более, что неинтересных
людей не бывает, бывают просто неправильные собеседники! )))

Ляна , возраст: 20 / 28.03.2013

Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Версия для печати

Мотивация и роль мотивов в развитии человека

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования і науки Украины

Национальный технический университет

«Харьковский политехнический институт»

Кафедра психологии

Реферат

По дисциплине «Психология»

на тему «Мотивация и роль мотивов в развитии человека

Студента гр.ТМ-73 А

Воронцевича Владислава

Харьков 2015

1. Мотивация: роль мотивов в развитии человека

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

2. Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

3. Мотивация человека и личности

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

§ мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

§ мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

§ мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

4. Мотивирование

Мотивирование — это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. мотивационный потребность убеждение намерение

Выделяют два основных типа мотивирования:

§ внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;

§ формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

§ потребности и инстинкты как источники активности;

§ мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

5. Мотивы личности

Мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

§ органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

§ функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

§ материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

§ социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

§ духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

§ генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

§ инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

§ самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;

§ ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

§ ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Размещено на Allbest.ru